Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа
Информационная доступность и гласность – это базовые принципы осуществления властных полномочий на всех уровнях власти и во все времена. И, если раньше существовали различные ограничения в этом смысле, например, политические – закрытый политический процесс (как во времена Советского Союза), технические - не было иной технической возможности, кроме печатных СМИ, а затем радио и телевидения, - то современный век компьютерных технологий открывает широкие возможности для повышения гласности методами информационных технологий. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………5
1.1. Информационная гласность и доступность в органах местного самоуправления………………...............................................................................5
1.2. Формы и средства достижения информационной доступности и гласности в органах местного самоуправления………………………………..13
1.3. Сайт муниципального образования как основной метод достижения информационной гласности и доступности …………………………………...17
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..21
2.1. Сравнительный анализ информационных сайтов администраций городов Ульяновска и Самары на предмет совершенствования механизмов гласности и информационной доступности……………………………………………..…21
2.2. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности администрации города Ульяновска……………………………...25
2.3. «Обратная связь» – как показатель доверия граждан к органам местного самоуправления………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37
Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон о государственной тайне8 содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.
Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).
Всякое управленческое решение есть продукт переработки информации. Этот процесс включает в себя сбор, накопление, хранение, обработку и передачу информации для превращения ее в управленческие решения. В сфере муниципального управления информационный ресурс имеет не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы.
В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей. В конечном счете от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации.
Информационное обеспечение системы управления – это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления. Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими.
Практически во всех органах местного самоуправления теперь есть персональные компьютеры, частично используются локальные компьютерные сети. Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с серверами. Такая система предоставляет полный набор функций по работе с электронными документами в соответствии с требованиями российского делопроизводства.
Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационных служб как важнейших структурных подразделений позволяет значительно повысить эффективность и качество управленческих решений.
Широкие возможности для совершенствования муниципального управления открывает использование сети интернет. Наиболее эффективно эти возможности могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей.
Таким образом, современные информационные технологии могут внести существенный вклад в достижение информационной гласности и доступности. Более подробно их роль в этом процессе будет описана в следующем параграфе первой главы данного исследования.
Для того чтобы местные сообщества могли участвовать в выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть прежде всего хорошо информированы:
- о социально-экономическом положении муниципального образования;
- о задачах, которые ставит перед собой местная власть;
- о роли, которую может сыграть каждое сообщество в решении этих задач.
В связи с этим деятельность муниципальной власти должна иметь открытый характер.
В настоящее время намерения, решения и действия органов местного самоуправления в большинстве случаев не обладают необходимой информационной прозрачностью. Между тем в условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления служат муниципальные выборы.
Хорошая информированность о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу "информированного согласия". В этом случае можно рассчитывать не только на знание и понимание муниципальной власти, но и на возможность её поддержки населением. Каналы раскрытия как политической, так и практической деятельности муниципальной власти исключительно разнообразны. Основные из них - личные встречи руководителей с населением, а также информационные стенды, справочные материалы, "горячие линии", справочно-информационные службы, библиотеки и другие средства массовой информации.
Личные встречи глав муниципальных образований, депутатов, руководителей органов власти и должностных лиц местного самоуправления с жителями служат одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что имеется редкая возможность на местах задавать наболевшие вопросы и сразу же получать ответы.
Справочно-информационные материалы могут выпускаться в муниципальном образовании в виде листков, размещаемых на информационных стендах, а также опускаемых в почтовые ящики. Информационные листки бывают пограничные (на выездных магистралях), уличные (внутри помещений местной администрации), а также размещенные в местах приема населения.
Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические "горячие линии" с населением, обычно по телефону. Такая форма общения не только позволяет жителям получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.
Некоторые вопросы решаются с помощью справочно-информационной службы, куда приходят или звонят граждане.
Большими возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления обладает такой ресурс, как муниципальные библиотеки. Библиотеки (созданные для того, чтобы собирать, хранить, соответствующим образом обрабатывать и предоставлять в свободное пользование документы) должны изучать информационные потребности местного самоуправления и населения, изучать и собирать воедино информационные потоки, создаваемые самим местным самоуправлением.
Одна из форм информирования населения - информационно-аналитические и консультативно-информационные центры, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны содержаться подборка нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов, необходимых для регистрации органов территориального общественного самоуправления (ТОС) и других некоммерческих организаций, информационная литература. В центрах и кабинетах должны работать компетентные специалисты, способные показать жителям экономическую выгоду различных форм самоорганизации, а также указать проблемы, с которыми они могут столкнуться при осуществлении собственных инициатив.
Население должно быть хорошо информировано не только о ситуации в своем муниципальном образовании и деятельности органов местного самоуправления, но и иметь возможность сравнивать местную ситуацию с другими близкими по типологии муниципальными образованиями. Эти сведения можно получить из средств массовой информации, по сети интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Эффективны следующие формы работы власти с населением.
1. Проведение общегородских
2. Формирование открытых - для населения - баз данных по основным направлениям работы местных органов власти, размещаемых на интернет-сайтах, в информационных бюллетенях и прочее.
3. Создание отдела по приему
жалоб и предложений от
4. Проведение ярмарок, сезонных
распродаж, социальной торговли - мер,
направленных на поддержку
5. Организация дней "открытых дверей", праздничных мероприятий и выставок.
6. Поддержание контакта с
7. Своевременная публикация в
средствах массовой информации
принимаемых представительными
органами власти
8. Оказание адресной помощи
Привлечение граждан и местных сообществ к реальному участию в управлении представляет собой достаточно сложную задачу в условиях отсутствия традиций такого участия. Поэтому местная власть должна принимать меры, способствующие достижению реального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие.
1. В уставе муниципального
2. Необходимо разрабатывать и
осуществлять муниципальные
3. Работа по обеспечению
Одним из показателей информационно-технологической зрелости муниципального образования можно считать степень внедрения современных средств информатизации в его жизнь, в том числе на уровне муниципальных служб. Если властные структуры используют в своей деятельности современные информационные системы, означает то, что:
- во-первых, они заинтересованы в получении оперативной информации о различных сторонах жизни населения;
- во-вторых, муниципальное образование способно выделять средства на создание таких систем и, следовательно, его экономика жизнеспособна.
Кроме того, степень внедрения информационно-коммуникационных технологий на местном уровне является показателем информационной готовности и информационной культуры муниципального образования как неотъемлемого атрибута его инновационного развития.
Использование возможностей электронной демократии для роста вовлеченности граждан в процессы общественного участия является предметом многих российских и зарубежных исследований.
Термин «электронная демократия» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий для поддержки демократических процессов принятия политических решений, более широкого вовлечения в эти процессы граждан и укрепления репрезентативной демократии.
Платформой для реализации электронного участия граждан является интернет, доступ к которому может осуществляться через разнообразные каналы (персональные компьютеры, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и многое другое).
Согласно данным за 2010 год Организации экономического сотрудничества и развития и Организации Объединенных Наций существует три уровня электронного участия, отражающих степень вовлеченности граждан: информирование, консультирование и активное участие.
Эти уровни соответствуют трем основным целям – увеличению информационной доступности и открытости, более широкому вовлечению граждан в дискуссии по различным политическим и социально значимым проблемам и расширению прав и возможностей граждан в определении политики.
Первые две цели реализуются посредством инструментов электронного участия, построенных по принципу «сверху вниз», позволяя гражданам быть информированными о происходящих политических событиях, а также реагировать на инициативы Правительства; в то время как достижение последней цели опирается на инструменты участия, основывающиеся на принципе «снизу вверх», согласно которому граждане являются не только потребителями государственной политики, но и ее производителями.
Следуя общемировым тенденциям, Россия также принимает попытки активизации участия граждан в решении различных вопросов государственной и общественной жизни посредством информационно-компьютерных технологий. Среди них – утверждение программы развития информационного общества, предписывающей создание электронных сервисов для обеспечения общественного участия и контроля над деятельностью органов государственной власти. За последние несколько лет был принят целый ряд нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу взаимодействия органов государственного управления с гражданами в электронном формате.