Информационная доступность и гласность в деятельности органов местного самоуправления: формы и средства их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Информационная доступность и гласность – это базовые принципы осуществления властных полномочий на всех уровнях власти и во все времена. И, если раньше существовали различные ограничения в этом смысле, например, политические – закрытый политический процесс (как во времена Советского Союза), технические - не было иной технической возможности, кроме печатных СМИ, а затем радио и телевидения, - то современный век компьютерных технологий открывает широкие возможности для повышения гласности методами информационных технологий. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………5
1.1. Информационная гласность и доступность в органах местного самоуправления………………...............................................................................5
1.2. Формы и средства достижения информационной доступности и гласности в органах местного самоуправления………………………………..13
1.3. Сайт муниципального образования как основной метод достижения информационной гласности и доступности …………………………………...17
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..21
2.1. Сравнительный анализ информационных сайтов администраций городов Ульяновска и Самары на предмет совершенствования механизмов гласности и информационной доступности……………………………………………..…21
2.2. Практические рекомендации по улучшению информационной доступности администрации города Ульяновска……………………………...25
2.3. «Обратная связь» – как показатель доверия граждан к органам местного самоуправления………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….37

Файлы: 1 файл

курсовая гму.docx

— 128.30 Кб (Скачать файл)

Всего за 2013 год:

1) в администрацию города Ульяновска  поступило 24225 обращений граждан (за 2012 год – 26981 обращений) - что в 1,1 раза меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

2) в  администрации рассмотрено 3659 (7005-2012 год) писем жителей города, обратившихся за помощью в органы государственной власти, учреждения и организации, что составило 15.6 % (26 % -2012 год) от общего числа обращений граждан.

Статистика зарегистрированных в администрации города обращений граждан показывает, что высоким по-прежнему остается удельный вес проблем коммунального хозяйства – 14,0 % (13,7%-2012 год) от общего числа зарегистрированных обращений. Количество обращений по данной проблеме  за последние годы имеет устойчивую тенденцию к росту. За отчетный период по данной тематике рассмотрено 3277 (3692-2012 год) обращений.

Просьбы о решении вопросов дорожного хозяйства и благоустройства содержались в 1217 обращениях или 5,2 % от общего числа обращений (1082 – 2012 год). Как следует из данных, в 1,1 раза увеличилось количество обращений указанной тематики.

По вопросам строительства и перепланировки зарегистрировано 3020 (2833-2012 год) обращений граждан и 4649 (4805-2012 год) – о выделении земельных участков под строительство индивидуального жилья и оформление земли под имеющимися жилыми домами. На рост количества обращений граждан с просьбой о выделении земельного участка определённым образом повлиял принятый Закон Ульяновской области о выделении многодетным семьям бесплатно в собственность земельных участков под строительство индивидуального жилья.

Проблема улучшения жилищных условий, приобретения жилья остается для жителей города одной из самых трудноразрешимых. Количество обращений по данной тематике за  2013 года  в сравнении с предыдущим годом не значительно уменьшилось и составило 937 (1110-2012 год).

Нерешенные вопросы горожан, связанные с ремонтом жилья, благоустройством придомовых территорий, нормализацией водоснабжения и теплоснабжения, а также обеспечением жильем вынуждают их обращаться повторно. Количественные показатели повторных обращений таковы: 2546- в 2013 году против 6237- в 2012 году. Доля повторных обращений граждан в общем количестве зарегистрированных обращений равна 23,1% (12,7%).

Наибольшее число повторных обращений жителей города связано с вопросами коммунально-бытового хозяйства – 1121 (1052-2012 год).  

Главной причиной, создающей предпосылки для повторных обращений граждан по вопросам ЖКХ, является несвоевременность или отсутствие принятия мер по заявленной проблеме, незавершенность проводимых мероприятий или некачественное их исполнение.

Выделяется, как и в предыдущие годы, значительная доля повторных обращений граждан по вопросам улучшения жилищных условий. За отчетный период рассмотрено 376 (328-2012 год) обращений. Подавляющее число обращений содержат просьбу о внеочередном выделении жилья. Растет количество повторных обращений, в которых граждане ставят вопрос о переселении из ветхого и аварийного жилого фонда.

Увеличилось число повторных обращений граждан по вопросам благоустройства и дорожного хозяйства – 423 в 2013 году, 431 в 2012 году.

Результаты рассмотрения обращений граждан:

- положительные решения приняты по 10358 (10401-2012 год) обращениям граждан, что составляет 44,3 % (38,5%-2012 год) от общего числа обращений;

- отказано – 315 (292-2012 год), это 1,3 % (1,0%-2012год);

- даны ответы разъяснительного характера – 10682 (8797-2012 год) или 45,6 % (32,6%-2012год);

-  направлены на оформление документов  – 6116 (5551-2012 год), это 26,1% (20,6%-2012 год).

Всего за 2013 год в администрации города было зарегистрировано 1924 (1114-2012 год) обращений, поступивших по электронной почте, что составило 16.8 % от общего числа обращений граждан. Это небольшой процент. Все-таки людям «по старинке» удобнее обратиться с вопросом к чиновнику тет-а-тет, чем через интернет-приемную. А если сравнить эту цифру с числом повторных обращений ( 23,1%), то можно предположить, что люди не доверяют интернет-приемной, считают, что их обращения там вообще никто не читает. Влияет на степень  доверия и тот факт, что положительные решения составляют меньше 50% от  общего числа обращений. При таком раскладе очень сложно объяснять гражданам, что они способны повлиять на принимаемые властями решения и побуждать их к активным действиям.

Если сравнивать с числом пишущих письма (15.6 %) в мэрию, то видно, что люди стали активнее пользоваться интернет-ресурсами;

- во-первых, это удобно в связи с экономией времени - не надо бежать на почту за конвертом;

- во-вторых, оперативно – написал сообщение и оно тут же дошло.

По сравнению с 2012 годом число желающих воспользоваться интернет услугами увеличилось почти в два раза. Это говорит о том, что ульяновцы начинают шагать в ногу со временем. Судя по возросшему числу обращений, увеличивается уровень гражданской активности по месту жительства.

А число повторных обращений говорит не только о бездействии и медлительности властей, но и о тех застарелых проблемах городского хозяйства, которые до сих пор кардинально не решены. Все еще удивляет то, что люди не теряют надежду и искренне верят, что смогут достучатся до чиновников со своими животрепещущими проблемами. Но если проблемы не кричащие, то люди мало активны.

Хорошим примером для подражания может послужить стимулирование активности граждан в решении вопросов местного значения, осуществляемое Московским Правительством.16 В частности, на портале мэра периодически располагается приглашение участвовать в еженедельных электронных референдумах Правительства Москвы на городском сайте и в приложении "Активный гражданин".17 Каждую неделю москвичам предлагается обсудить важные для города вопросы. Дается возможность напрямую повлиять на принимаемые властями решения. За прохождение каждого опроса граждане получают баллы. Те, кто набирает 1000 баллов, получают статус «Активный гражданин» и возможность приобретать различные товары или услуги. Неравнодушные смогут обменивать накопленные баллы на парковочные часы, билеты в театры и музеи или полезные мелочи. Чтобы получить еще больше бонусных баллов, мэрия советует чаще заходить в приложение, приглашать друзей и делиться информацией о пройденных опросах в социальных сетях. Чтобы активизировать москвичей, самым активным предлагаются в подарок смартфоны.

На сегодня уже образовалась группа активных граждан численностью 472205 человек. Проведено 6921493 опросов.

 На сайте администрации города Ульяновска под рубрикой «Голосование» можно обнаружить лишь десяток опросов с минимальным количеством откликнувшихся (например, на вопрос: поддерживаете ли вы идею переименования площади 30-летия Победы в площадь Победы, было получено 155 голосов). Если бы мэрия как-то материально заинтересовала ульяновцев, то число участников несомненно бы увеличилось.

Следует сказать, что для улучшения доверия и в целях выстраивания конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти города Москвы по конкретным вопросам городского хозяйства по инициативе мэра Москвы С.С. Собянина был создан Геоинформационный портал «Наш город».18 Здесь показаны наглядные результаты работы портала – фотофакты (до вмешательства и после), рейтинг активных жителей… Под рубрикой «Карта сообщений» читаем: 315957 проблем выявлено - из них на октябрь 2014 года 280350 проблем уже решено, а 35607 – в работе. Как видим, стопроцентная реакция властей на беды людей.

Для поднятия активности населения в решении местных проблем, мэрия города Ульяновска должна активно информировать, сподвигать к действиям людей, используя современные информационные технологии:

- бесплатные sms-сообщения,

- большие телевизионные экраны для уличной рекламы,

- билборды с номером телефона для голосования по тому или иному вопросу,

- светодиодные экраны и рекламные лед-панели в трамваях и автобусах

с информацией по заданной программе,

- бегущую строку в телепередачах  местных телеканалов,

- рекламные сообщения в местных  СМИ.

              Гражданская активность по месту жительства представляет собой огромный, но в то же время невостребованный и слабо реализованный потенциал развития местного самоуправления. Распространенная точка зрения об отсутствии у россиян запроса на реальное местное самоуправление, предусматривающее активное непосредственное участие в решении вопросов местного самоуправления, не соответствует действительности. Граждане внимательно следят за происходящим в их локальных сообществах и хотели бы активнее участвовать в улучшении среды своего обитания.

В условиях продолжающегося взаимного отчуждения власти и общества различные формы и практики гражданской активности могли бы существенно повысить эффективность местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Современные технические возможности позволяют делать то, что подразумевает демократическое ведение властных полномочий – достигать максимальной открытости, гласности и доступности информации. Изначально этот процесс осуществлялся в упрощенном виде – посредством простеньких сайтов исполнительной, законодательной и судебной власти на всех уровнях. Однако после введения Целевой Программы «Электронная Россия» уровень представления власти в сети интернет качественно улучшился.

Сейчас сайты администраций муниципальных образований – это целые порталы, содержащие информацию по различным направлениям деятельности всех подразделений органов местного самоуправления. Интернет сейчас есть в каждой семье, уровень компьютерной грамотности растет с каждым годом, а это значит, что такой дистанционный способ донесения информации до членов гражданского общества – один из самых эффективных.

В данной работе рассмотрены теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных систем в органах местного самоуправления, особое внимание уделялось электронным ресурсам как основной движущей силе повышения открытости и гласности.

Вторая глава посвящена механизму совершенствования портала мэрии города Ульяновска. Были рассмотрены сайты двух крупнейших городов Поволжья – Ульяновска и Самары, с примерно равными показателями: по населению, площади, инфраструктуре, близости к центру и доступности всех возможностей.

Проанализировав их по заданным критериям, пришли к выводу о том, что они примерно одинаковы по всем показателям, в том числе по открытости и гласности. Тот сайт, который лучше в одном, где-то отстает в другом и наоборот. Сайт администрации города Ульяновска предоставляет стандартные возможности своим пользователям. Однако с целью повышения его посещаемости и увеличения эффективности работы будет целесообразно ввести дополнительные возможности: установить веб-камеру, завести книгу жалоб и предложений, добавить несколько различных рубрикаторов, ввести персоналии, указать список оказываемых услуг и дать возможность осуществить запись на прием к любому специалисту дистанционно, предоставить большее количество контактной информации по всем направлениям деятельности администрации, продумать механизм он-лайн трансляции из приемных руководителей ведущих подразделений муниципального образования, наладить он-лайн трансляцию с избирательных участков во время выборов федерального и местного значения.

 Выяснилось, что число желающих воспользоваться услугами интернет-приемной мэрии Ульяновска с каждым годом увеличивается. Это говорит о том, что ульяновцы начинают шагать в ногу со временем, стали доверять электронной переписке. Судя по возросшему числу обращений, увеличивается и уровень гражданской активности по месту жительства.

А число повторных обращений говорит не только о бездействии и медлительности властей, но и о тех застарелых  проблемах городского хозяйства, которые до сих пор кардинально не решены. И все же люди не теряют надежду и искренне верят, что смогут достучатся до чиновников со своими животрепещущими проблемами. Но если проблемы не кричащие, то люди мало активны.

На основании сравнительного анализа сайтов мэрии Ульяновска и Москвы даны рекомендации - как стимулировать активность граждан в решении вопросов местного значения :

- во-первых, должна быть стопроцентная реакция властей на беды земляков;

- во-вторых, необходимо цивилизованными методами (с помощью конкурсов, розыгрышей призов…) стимулировать население для того, чтобы оно активно влияло на принимаемые властями решения.

Для поднятия активности населения в решении местных проблем мэрия города Ульяновска прежде всего должна быть заинтересована во мнении граждан по тем или иным вопросам. Пока такой заинтересованности не видно. Ульяновская администрация утонула в решении насущных проблем, по которым большой процент повторных обращений. Чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо не только решать старые проблемы, но и на новые обращать внимание людей. Для этого следует активно информировать граждан о них, используя современные информационные технологии:

- бесплатные sms-сообщения,

- большие телевизионные экраны  для уличной рекламы,

- билборды с номером телефона для голосования по тому или иному вопросу,

- светодиодные экраны и рекламные лед-панели в трамваях и автобусах

с информацией по заданной программе,

- бегущую строку в телепередачах  местных телеканалов,

- рекламные сообщения в местных  СМИ.

Чем лучше местные власти будут решать городские проблемы, чем открытие они станут перед народом, чем интереснее  им будет  мнение каждого гражданина, тем активнее люди станут принимать участие в решении насущных местных вопросов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 марта 2014 года) / Официальный интернет-портал правовой информации - www.pravo.gov.ru. - egov.law.kodeks.ru›npd/show_document/9004937.

2. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. (с изменениями от 04.01.2014) / Гарант: информационно-правовой портал. – base.garant.ru.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131ФЗ. - base.consultant.ru›КонсультантПлюс›cgi/online.cgi.

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ - http://ecm-journal.ru/post/Federalnyjj-zakon-Rossijjskojj-Federacii-ot-9-fevralja-

5.  Александрова А. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. – 2014. – №8.

6. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Государственная власть и местное самоуправление – 2013. – № 3. – С. 31–35.

7. Балыхин, А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А. Г. // Гос. власть и местное  самоуправление – 2013. – № 1. – С. 12–16.

Информация о работе Информационная доступность и гласность в деятельности органов местного самоуправления: формы и средства их совершенствования