Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:07, курсовая работа
Целью работы является - провести анализ теоретических аспектов понятий «этический кодекс» и «организационная культура», проанализировать применение корпоративной этики и организационной культуры на конкретном предприятии и предложить рекомендации по их устранению.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучить понятие, элементы понятий «этический кодекс» и «организационная культура»;
- проанализировать существующие недостатки в данном контексте;
-проанализировать применение корпоративной этики и организационной культуры на конкретном предприятии и предложить рекомендации по их устранению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
1 Теоретические положения понятий «этический кодекс» и «организационная культура»……………………………………………………………………...7
1.1 Понятие «этический кодекс» и его роль в организации……………….7
1.2 Понятие организационной культуры…………………………………...14
2 Организационная культура предприятия ООО УК «Дорожные технологии Сибири»……………………………………………………………………..….24
2.1 Характеристика предприятия ООО УК «Дорожные технологии Сибири»……………………………………………………………………….…………..24
2.2 Анализ организационной культуры ООО УК «Дорожные технологии Сибири»……………………………………………………………………………..26
2.3 Мероприятия по введению инноваций в организационную культуру ООО УК «Дорожные технологии Сибири»………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………….37
Таким образом, создается база собственных представлений об этических нормах в компании.
Дальнейшая работа поручается
службе персонала, которая формулирует
основные положения этического кодекса.
При разработке этического кодекса
целесообразно вовлечь в
3. Обсуждение, корректировка и принятие. Всех сотрудников знакомят с проектом кодекса, проясняют его необходимость для каждого работника и компании в целом, получают обратную связь о проекте кодекса. Затем текст корректируют и дорабатывают документ. Кодекс утверждает руководство компании.
4. Внедрение. Создается система исполнения кодекса этики.
Она включает четыре элемента:
1) продвижение этических
Весь свод этических
правил полностью принимается
После принятия и внедрения этического кодекса, при необходимости, в него можно вносить изменения. Например, у компании появился новый вид деятельности или открылся филиал в другой стране. К кодексу этики необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту этического кодекса.
Единых стандартов при составлении этического кодекса не существует. Обычно в нем прописываются общие цели и принципы компании, нормы поведения, рабочий график, форма одежды, правила работы с клиентами, партнерами. Кодекс может включать в себя обязательства компании перед коллективом, политику руководства в области охраны труда, положения о конфиденциальности и другие нюансы организационной деятельности. Каждый сотрудник сталкивается с проблемами, которые трудно решить самостоятельно. Как разрешить эти вопросы прописывается во внутреннем документе. Суть этого документа - помочь служащим соответствовать имиджу компании и поддерживать ее авторитет.
В кодексе обязательно дается объяснение главной цели существования фирмы, т.е. ее миссия. Каждый сотрудник обязан знать, для чего создано предприятие.
В этическом кодексе выделяются следующие моменты [23, с. 80]:
- корпоративные стандарты: хорошо, если компанию можно узнать по традиционно корректному ответу секретаря;
- постоянное развитие
и совершенствование:
- надежность: ответственность, преданность делу;
- работа в команде: уважение друг друга, открытое обсуждение проблем;
- порядок внутреннего
взаимодействия: налаженный обмен
информацией повышает скорость
процессов, что благоприятно
- правила поведения в нестандартных ситуациях: снижается риск того, что сотрудник растеряется при общении с партнером, клиентом и т.д.
Для соблюдения принципов этического кодекса необходимо:
1. довести принципы до сведения всех работников;
2. служба персонала
должна организовать
3. создать отдел работы с претензиями по этическому качеству обслуживания;
4. периодически (раз в год) пересматривать этический кодекс, чтобы исключить или изменить устаревшие правила.
Добиться соблюдения персоналом всех норм, прописанных в корпоративном кодексе, получается не всегда. Так, если начальник нарушает кодекс, требовать его исполнения от рядовых сотрудников бессмысленно. Т.о., этический кодекс является одним из рычагов управления персоналом.
Кодекс корпоративной этики: в каждой компании – свой уникальный кодекс чести, который един для каждого сотрудника – от генерального директора до уборщицы.
1.2 Понятие организационной культуры
Организационная культура
– это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые
являются теми не писаными правилами,
определяющими как должны работать и вести
себя люди в данной организации.
Вполне
очевидно, что если культура организации
согласуется с ее общей целью, она может
стать важным фактором организационной
эффективности. Поэтому современные организации
рассматривают культуру как мощный стратегический
инструмент, позволяющий ориентировать
все подразделения и отдельных лиц на
общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников
и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной культуре
можно говорить только в случае, когда
высшее руководство демонстрирует и утверждает
определенную систему взглядов, норм и
ценностей, прямо или косвенно способствующих
выполнению стратегических задач организации.
Чаще всего в компаниях формируется культура,
в которой воплощаются ценности и стиль
поведения их лидеров. В этом контексте
организационная культура может быть
определена как совокупность норм, правил,
обычаев и традиций, которые поддерживаются
субъектом организационной власти и задают
общие рамки поведения работников, согласующиеся
со стратегией организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Характеристика
- индивидуальную автономность – степень
ответственности, независимости и возможностей
выражения инициативы в организации;
- структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление – степень
формирования целей и перспекти
- интеграцию – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
- управленческое обеспечение
– степень, относительно
- поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
- стимулирование –
степень зависимости вознагражд
- идентифицированность
– степень отождествления работ
-управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
- управление рисками
– степень, до которой
Эти характеристики включают
как структурные, так и поведенческие
измерения. Та или иная организация может
быть подвергнута анализу и подробно описана
на основе перечисленных выше параметров
и свойств.
Обобщая сказанное, можно дать более общее
определение организационной
культуре. Организационная культура –
это система общественно прогрессивных
формальных и неформальных правил и норм
деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных
и групповых интересов, особенностей поведения
персонала данной организационной структуры,
стиля руководства, показателей удовлетворенности
работников условиями труда, уровня взаимного
сотрудничества и совместимости работников
между собой и с организацией, перспектив
развития.
Анализируя структуру организационной культуры, Е. Шейн выделяет три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный [26, с. 300]. Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В этом контексте говорить об организационной культуре как однородном феномене не приходится.
В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей, т.е. собственно организационной культурой, если она целенаправленно поддерживается и используется организационной властью как инструмент консолидации индивидуальных целей в направлении общей организационной цели.
В организации может существовать и такой тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть.
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций[12, с. 57]:
- Охранная функция состоит в
создании барьера от
- Интегрирующая функция
- Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
- Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.
- Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
- Мотивационная функция создает
для этого необходимые стимулы.
- Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие, как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
Культура пронизывает процесс управления, и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации.
По месту организации и
- Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Но сами ценности и нормы при необходимости сознательно корректируются. Такая культура, не допускающая спонтанного влияния как извне, так и изнутри, является закрытой (закрытость культуры - это нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство). - Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим его моментом мотивации.
- Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм; у каждого элемента организации они - свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению.
- Сильная культура открыта
Методы сведены в шесть основных групп [12, с. 58]:
- Первая группа. Четко выделяя
свои ежедневные зоны, объекты,
предметы внимания, оценки и формы контроля,
менеджеры указывают тем самым своим работникам на приоритеты их деятельности.
- Вторая
группа. Реакция руководства на кризисы
указывает работникам на приоритеты, которые
те имеют. Например, они будут сокращать
численность персонала, сократят рабочий
день или переквалифицируют работников
и сохранят им рабочие места.
- Третья группа. Моделирование ролей, обучение и тренировка работников должны осуществляться в рамках программ постоянного совершенствования их квалификации, а также в рабочих ситуациях для закрепления стандартов организационной культуры.