Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:01, реферат
Цель курсовой работы – обобщить теоретический материал по теме коммуникационных процессов в организации и сформировать комплексную модель делового взаимодействия на примере Мурманского Областного совета профессиональных союзов (далее – Мурманского Облсовпрофа).
Задачи исследования:
Проанализировать и систематизировать материал, теоретически описывающий коммуникационные процессы организации.
Провести исследование особенностей коммуникационных процессов и документационных потоков в Мурманском Областном Совете профессиональных союзов, раскрыть причины возникновения противоречий при использовании коммуникаций в деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1. Понятие коммуникации в организационных структурах 7
1.2. Информационные потоки организации как объект управления 18
1.3. Содержание труда руководителя организации в управлении коммуникативными процессами 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 25
2.1. Функции и задачи Мурманского Облсовпрофа, определяющие особенности коммуникаций 25
2.2. Анализ системы и пути оптимизации документооборота предприятия 28
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ МУРМАНСКОГО ОБЛСОВПРОФА 32
3.1. Проблемы и задачи деятельности предприятия в современных социально-экономических условиях 32
3.2. Перспективные направления совершенствования коммуникативных процессов организации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
«Информация (от латинского informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, и т.д.); с середины ХХ века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом»16
Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.
Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которые служат основой принятия управленческих решений17. Цепочка «руководитель – решение» имеет несколько скрытых звеньев, когда лицо, принимающее решение, определяет проблему, то это действие в первую очередь подразумевает, что осознаны информационные пустоты.
Специфика использования информационных систем и технологий на предприятиях, основная деятельность которых не связана с разработкой и внедрением информационных систем и услуг, состоит в том, что эти системы влияют на величину дохода не прямо, а косвенно. Современные технологии создают качественно новые возможности для руководителей, исполнителей, партнеров и клиентов. Их использование в организации доставки информационных массивов и услуг приведет к существенному сокращению затрат (финансовых, временных, трудовых) и улучшению результативности.
Любой аппарат управления представляет собой «фабрику информации». Его основная роль заключается в обработке информации подобно собственному промышленному предприятию, занимающемуся обработкой материалов и производством энергии. Аппарат управления получает информацию в самых разнообразных формах. Это могут быть:
Между процессом получения и распространения информации аппарат выполняет ряд разнообразных действий:
Как научная категория
информация в управленческих структурах
характеризуется рядом
Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответствующих малых управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Необходимые сведения могут содержаться в законах, иных нормативных актах, юридических решениях, письмах, справках, сводках, обзорах, информационных бюллетенях, сознании работников госаппарата и т.д.
Информацию в органах
При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), на второе - для должностных лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем не зависимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую объективность анализа и оценок.
Таким образом, в современных трактовках информация выступает как совокупность знаний, сведений и связей между ними. Превращение информации в ресурс, наряду с энергетическими, финансовыми и др., позволяет определить ее как непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения19.
Информация – это единственный вид ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых. Информация также обладает свойством самоотражения и способностью переноса знаний из среды для решения в реализацию задач хозяйственной деятельности и управления.
На мировом рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны и для России: сектор деловой информации; сектор информации для специалистов; сектор массовой, потребительской информации20. Предприятию нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется своевременным использованием деловой информации.
Теоретический подход в рассмотрении труда руководителей необходимо сопроводить примером, наглядно характеризующим изменений содержания работы. Один из руководителей среднего звена управления так описывает осознание своего управленческого опыта, взвешивая свои успехи и неудачи: «...Когда я был мастером, то мне казалось, что главное для руководителя — добиваться успеха любой ценой. Когда я стал старшим мастером участка, то стал понимать, что успех обеспечивается совместными усилиями. Но только тогда, когда я стал заместителем начальника цеха, я понял: чтобы добиться успеха, важно скоординировать и сбалансировать все задания»21.
Заместители начальников цеха выполняют, как правило, «буферные функции», смягчая управленческую позицию руководителя в его ориентации «дело — люди». Опрос на одном из предприятий выявил интересную картину включенности руководителей производственных подразделений в коммуникации22 (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Ориентация коммуникаций (в %):
Ориентация руководителей |
Начальники цехов |
Заместители начальников цехов |
На дело |
54 |
22 |
На личность |
27 |
42 |
На дело и на личность |
18 |
35 |
Эта слабость обнаруживает себя чаще всего в межличностном взаимодействии работников, когда спонтанно образуемые коммуникации развертываются как их персонификация. В практике управления психологами зафиксировано четыре вида их проявления. Они таковы: развивающий вид коммуникаций («Мы вместе уже можем многое»; «Мы вместе можем все, что потребуется»); контролирующий («Я должен так организовать людей...»); уступчивый («Вы должны организовать так...»; «Ты, а не я должен за это браться...»); отстраненный («Пусть они и организовывают...»; «Я хочу остаться в стороне от этой затеи...»; «Это их проблемы, а не мои»). Реально в управлении приходится работать с кросс-коммуникациями.
Формирование «
Рассмотрение особенности работы руководителя в коммуникационном процессе очень важно, но для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен. Если представить в общем виде, то можно сказать, что успешный руководитель в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников)23:
1. Запланированные заседания, встречи - 60 - 65% ;
2. Разговоры по телефону- 3 - 6%;
3. Работа с документами - 17 - 22%;
4. Поездки, осмотры - 3 - 7%;
5. Незапланированные встречи - 7%;
6. Отдых - 2%;
7. Потери времени - 2%.
Выявление групп показателей коммуникаций организации является необходимой процедурой рационального управления. Эта деятельность проходит ряд взаимосвязанных этапов24. Сначала проводится исследование основных функций, затем внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные точки взаимодействия.
В социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Каждое предприятие – это маленькое общество со своим населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникацией и иерархией. Оно имеет свою историю, культуру, технологию и персонал.
Профессиональные организации (профсоюзы) представляют права и интересы наемных работников на рынке труда.
Выделяются три группы профсоюзов:
Мурманский Областной Совет Профессиональных Союзов («ОБЛСОВПРОФ») расположен по адресу г. Мурманск, пр.Ленина, д.12.
Мурманский Облсовпроф осуществляет работу и оказывает услуги в целях защиты трудовых прав и интересов граждан в сферах образования, здравоохранения, управления социальными вопросами жизнедеятельности, регулирования социально-трудовых отношений.
Деятельность Мурманского Облсовпрофа регулируется Уставом организации.
В соответствии со ст. 58 Трудового кодекса РФ, Мурманский Облсовпроф имеет право на контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основными задачами деятельности Мурманского Областного Совета профессиональных союзов являются:
Мурманский Облсовпроф осуществляет контроль над состоянием медицинского обслуживания промышленных рабочих, заболеваемостью и организацией профилактических медицинских осмотров рабочих-профвредников; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным контролем социальной защиты охраны труда и здоровья трудящихся.
Формальная организационная структура Облсовпрофа является традиционной линейной организацией, где подразделения специализируются на ведении дел по определенным направлениям.
Председатель Облсовпрофа по принципу единоначалия организует работу отделов, несет персональную ответственность за ее результаты, состояние трудовой, производственной, финансовой, договорной дисциплины, выступает от имени Совета, осуществляет иные функции в соответствии с постановлениями и распоряжениями Губернатора области, постановлениями и распоряжениями Правительства области и РФ в целом.
Также в обязанности председателя Облсовпрофа входит утверждение структуры и штатного расписания предприятия в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников.
Председатель Облсовпрофа утверждает смету расходов на содержание предприятия в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в бюджете. Утверждает положения о структурных подразделениях предприятия, принимает на работу и увольняет в установленном порядке работников.
Особенности организационной структуры определены тем, что Облсовпроф является организацией, где линейно-функциональная структура определена не только выполняемыми функциями, но и технологией документирования деятельности, когда учетная и техническая документация строго регламентирована и является основным «продуктом» производства. Высокая напряженность труда оставляет мало времени на неформальные коммуникации, поэтому в большинстве случаев неформальное общение идет вне предприятия на личном уровне.