Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что без эффективной направленной коммуникации будут невозможны никакие продажи, никакие переговоры. Только правильная коммуникация обеспечит надёжное взаимопонимание, сотрудничество.
Стремление развития средств массовой коммуникации настолько усилило социальную интеграцию, общение, контакты между сообществами, индивидами. Растёт число лиц, занимающихся переработкой и распространением информации. Чтобы с уверенностью получить намеченный результат коммуникации, процессом передачи информации необходимо управлять: определять цели, пути их достижения, планировать действия, операции, организовывать их выполнение, контролировать и корректировать процесс по результатам обратной связи.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ………………………………………………... 6-14
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………………. 14-20
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЩЕНИЮ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………21-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................36-37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ
Курсовая работа
студентки дневного отделения 2 курса группы 05001202
специальности «Государственное и муниципальное управление»
по дисциплине «Деловые коммуникации»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЛОВЫХ
ПАРТНЕРОВ………………………………………………...
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЩЕНИЮ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..............................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что без эффективной направленной коммуникации будут невозможны никакие продажи, никакие переговоры. Только правильная коммуникация обеспечит надёжное взаимопонимание, сотрудничество.
Стремление развития средств массовой коммуникации настолько усилило социальную интеграцию, общение, контакты между сообществами, индивидами. Растёт число лиц, занимающихся переработкой и распространением информации. Чтобы с уверенностью получить намеченный результат коммуникации, процессом передачи информации необходимо управлять: определять цели, пути их достижения, планировать действия, операции, организовывать их выполнение, контролировать и корректировать процесс по результатам обратной связи.
Профессиональную деятельность по управлению коммуникационным процессом, или коммуникацией, называют коммуникационным менеджментом. Коммуникационный менеджмент – это деятельность по выявлению и устранению коммуникационных проблем организации, эффективному коммуникационному обеспечению её деятельности.
Таким образом, все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данного исследования
Степень изученности темы исследования. Проблемы психологии личности и межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих ученых. Они тематически осмыслены в работах 1П.Л. Лаврова , обосновавшего значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов и поведения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления русской социологии, как 2Е.В. Де-Роберти и 3Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающихся российских психологов 4В.М. Бехтерева, 5С.Л. Рубинштейна, 6Л.С. Выгоцкого и их многочисленных последователей, к ним можно отнести 7А.В.Рыболов, 8К.С.Тихомирова, 9С.С.Шумилов
Таким образом, можно сказать, что данная тема довольно изучена, о чем свидетельствует высокий уровень трудов перечисленных авторов.
Проблема исследования заключается в противоречии между определением типа коммуникативного партнера с одной стороны, а с другой что, в настоящее время мало исследована проблема формирования коммуникативных качеств посредством специальных корректирующих методик, а также посвящению в области проблем делового общения.
Объектом исследования является формирование коммуникативных способностей личности менеджера.
Предмет исследования выступают методы формирования коммуникативных способностей личности.
Цель исследования изучить методы формирования коммуникативных способностей личности менеджера в сфере управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие принципы отечественной и зарубежной психологии, принцип системности, а так же, ведущие принципы психологии менеджмента и этики делового общения.
Эмпирическую базу исследования составили сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого курсового исследования, содержащиеся в материалах ранее проведенных исследований, справочно-аналитических материалов, в различных печатных изданиях.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ
Теоретические основы исследования коммуникативных способностей в управленческой деятельности Проблема изучения коммуникативных качеств партнеров
Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей. Понятие «личность» необходимо отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду и не включает в себя конкретных интеллектуальных или эмоционально - психологических характеристик, присущих индивидуальности.
Чтобы разобраться в сущности личности как коммуниканта, необходимо выявить суть коммуникативной личности.
Специалист по связям с общественностью должен владеть знаниями о коммуникативном поведении индивида, уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию, эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации. Каждый человек - специалист делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности.
Коммуникативная личность - это деятельный человек, обладающий коммуникативной компетенцией, умеющий формировать индивидуальные коммуникативные стратегии и тактики, обладающий когнитивными, семиотическими и мотивационными ориентирами. Коммуникативная личность - это содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Коммуникативная личность неоднородна, она может включать различные роли. Так, например, один человек может быть политиком, бизнесменом, спикером, отцом, мужем и т. д., при этом, сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы - будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник). Коммуникативная личность - самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо - 9%).
Существует несколько коммуникативных типов деловых партнеров.
Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом (потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу.
1) Доминантный
коммуникант - стремится завладеть
инициативой, не любит, когда его
перебивают, говорит резко, насмешливо,
громко. При взаимодействии с
таким коммуникантом
2) Мобильный коммуникант
- легко входит в разговор, переходит
с темы на тему, говорит много,
интересно и с удовольствием,
не теряется в незнакомой
3) Ригидный коммуникант
- испытывает трудности при
4) Интровертный
коммуникант не стремится
Коммуникативная личность и индивид не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться разные личности.
В психологии существует концепция множественности личности (многоголосие по 10М.С.Бахтину). Российский исследователь теории коммуникаций 11В.С.Кашкин отмечает, что крайним проявлением множественности личности является клиническая раздвоенность (психическое расстройство), но и здоровый человек может проявлять себя в различных сферах, на различных «лингвистических рынках» (в терминологии 12П. Бурдье).
Коммуникативная стратегия.
Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет 13Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия - общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар. Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями - проникновение в личное пространство потенциального покупателя). Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии превращаются в речевые конвенции и теряют информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как сообщение. Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили. Аналогии в политике напрашиваются сами собой: нельзя повторять один и тот же аргумент или лозунг: он теряет информативность, и степень доверия к нему также падает: Слова ветшают, как платье.
Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений - так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.
Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст сегодняшнего дня. Так, на заре развития капитализма реклама типа Наш ассортимент еще шире (реальный пример их воронежской газеты Ва-банк) могла быть успешной, сейчас это неуспешный тактический ход, который даже может разрушить всю рекламную стратегию торговой компании, подорвав ее авторитет как источника информации. В первые предвыборные рекламные кампании в посткоммунистической России популистские лозунги находили сбыт. Сейчас подобный подход кажется все менее и менее эффективным.
Специалист по ПР должен владеть основными представлениями и основными понятиями различных видов анализа коммуникативного поведения индивида. Комплексный, многофакторный анализ в наибольшей степени полно позволяет разложить по полочкам континуум коммуникативной деятельности. Реальность такова, что параметры и факторы, учитываемые в разных видах анализа действуют одновременно или параллельно, или последовательно, но в любом случае нерасчлененно. Задача исследователя увидеть в этом конгломерате отдельные причины и факторы в соответствии с известными ему методами. В конкретной же ситуации от специалиста по коммуникации может потребоваться даже создание новых подходов и методов анализа.
Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен:
- уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;
- уметь эффективно пользоваться
разнообразными тактическими
- уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.
Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный.
Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации или есть псевдокоммуникация как психологическая потребность в коммуникации, т. е. в данном случае имеет место не передача сообщения, информации, а присутствует видимость общения, игра в общение (например, «газетный интернет» - переписка через газетные объявления или американский «small talk» , осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме «three a prinsiple: answer-add-ask»). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая определяется коммуникативной личностью в процессе коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).