Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:38, доклад
Конфликтологическая культура – это интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия.
Конфликтологическая культура – это интегративное качество личности, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, основывающееся на ценностях ответственности, свободы, личностной автономии и самореализации и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту стилях поведения в конфликте, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного взаимодействия.
Культура мышления характеризуется способностью рационально анализировать конфликтную ситуацию: на основе определенных теоретических знаний формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, принимать решение о наиболее оптимальных стратегиях и тактиках поведения в сложившейся ситуации.
^ Культура чувств предполагает способность осознавать конструктивный и деструктивный характер переживаемых эмоций и чувств, осуществлять их саморегуляцию, в частности, преодолевать деструктивные непроизвольные переживания – гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять дружелюбие, оптимизм, сохранять душевное спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях.
^ Поведенческая
^ Коммуникативная культура
^ Культура ценностно-смысловой
сферы: совокупность
Многие ученые, практики, а также принимавшие участие в нашем исследовании преподаватели указывают на то, что снижению конфликтности в вузах может способствовать развитие у студентов конкретных норм и правил поведения в конфликтных ситуациях, а также индивидуально-личностных качеств, которые обеспечивают решение возникающих конфликтов на объективной и справедливой основе, т.е. развитие конфликтологической культуры.
Современное высшее образование ориентировано не только на освоение студентами знаний, умений, навыков и соответствующих компетенций для осуществления профессиональной эффективной деятельности, но и прежде всего на воспитание и развитие личности, способной жить в мире, согласии, терпимости и гармонии в обществе.
Мы считаем, что конфликтологическая культура личности студента представляет собой совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик студента, определяющих адекватное восприятие конфликта, позволяющих осуществлять эмоциональную регуляцию и саморегуляцию в конфликте, эффективное
общение, а также управлять конфликтами на объективной, справедливой и творческой основе.
В структуре конфликтологической культуры личности студента мы выделяем содержательный, мотивационный, эмоциональный и личностнодеятельностный компоненты.
Развитие конфликтологической культуры личности студента сопровождается изменением взглядов, мотивов, убеждений, установок и поведения студента
причин возникновения
По мнению большинства студентов, снижению конфликтов будут способствовать следующие меры: совместные мероприятия преподавателей и студентов, консультации в психологической службе вуза, специально организованные тренинги. Большинство студентов (45%) указали на необходимость овладения знаниями в области межличностного взаимодействия и развитие конфликтологической культуры.
Нами было выявлено три уровня конфликтологической культуры: низкий, средний и высокий.
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что 48% студентов имеют низкий, 52% - средний уровни развития конфликтологической культуры личности студента (рисунок 1).
Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты вузов не обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями, позволяющими грамотно действовать в конфликтном противоборстве: прогнозировать
возникновение конфликта, принимать меры по изменению ситуации и своего поведения с целью предотвращения конфликта, а также разрешать конфликты на конструктивной основе, с учетом интересов другой стороны.
Изучая уровни развития отдельных компонентов конфликтологической культуры было выявлено, что студенты имеют средний уровень развития содержательного, мотивационного, личностно-деятельностного компонентов и низкий уровень развития эмоционального компонента. Это объясняется тем, что в вузе уделяется незначительное внимание развитию конфликтологической культуры личности студента.
В третьем разделе представлены результаты анализа индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей студентов, влияющих на конфликтологическую культуру.
Анализ теоретических и эмпирических данных, а также результаты наших исследований показали, что возникновение конфликтов обусловлено и проявлением индивидуально-психологических особенностей личности, среди которых выделяют темперамент, характер, мотивы, потребности, направленность и способности личности.
Студенческий возраст - это период стрессовых воздействий, психологических напряжений, вызванных рядом факторов (неопределенность жизненных планов, проблемы социально-психологической адаптации, неготовность к решению проблем личной жизни), период кризисов разных типов (возрастного, кризиса идентичности, профессионального). Совокупность отмеченных факторов в студенческом возрасте оказывают влияние на поведение молодого человека, его взаимодействие с окружающими.
Полученные
данные свидетельствуют о
В результате эксперимента было установлено, что юноши более конфликты и в конфликтном взаимодействии предпочитают стратегии
соперничество, а девушки склонны к компромиссу и сотрудничеству. В то же время было установлено, что юноши лучше справляются со своими эмоциями, чем девушки. Различий уровня развития конфликтологической культуры и ее компонентов между студентами технических и гуманитарных специальностей не было определено.
Заключение. Результаты проведенного
теоретико-эмпирического
1. Проблема развития
2. В структуре
готовность разрешать
конструктивное русло).
3. В результате проведенного
исследования студентов было
установлено, что в целом
4. Определены три уровня
ее компонентов: низкий, средний, высокий. Отнесение студентов к тому или иному уровню развития конфликтологической культуры осуществлялось на основании установленных нами критериев: конфликтологическая
компетентность, конфликтность личности,
конфликтологическая
компонента. _
5. при изучении индивидуальных
особенностей
культуры личности студента было выявлено влияние свойств темперамента на показатели эмоционального компонента конфликтологической культуры. Повышенная эмоциональная возбудимость снижает способность контролировать свои эмоции (свойственно холерикам). Темп реакции влияет на способность понимать и чувствовать другого. Экстраверты по сравнению с интровертами более склонны понять эмоциональное состояние партнера по общению.
6. Установлено, что
состоянием. К старшим курсам уровень конфликтологической культуры и ее компонентов повышается.
7. Влияния гендерных
8. В проведенном исследовании
показана значительная роль