Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 21:21, реферат
Множество исследователей рассматривают историческое развитие различных обществ через их способ коммуникации. Предтечи эти ученых — Ризман, затем Маклюэн; по мнению последнего, именно средства коммуникации формируют основные черты того или иного общества. Позднее Р. Дебре предложил сходное членение истории идей, которую он рассматривал с точки зрения систем и средств передачи мысли: но его теории, с момента появления письменности друг друга сменяли логосфера, графосфера, где царило письменное слово, и, наконец, видеосфера, когда происходит переход от печатного к аудиовизуальному восприятию. Отдавая предпочтение изображению, XX век, согласно автору, отучается читать, возвращаясь к устной традиции.
1)Что такое коммуникация
2)Коммуникация в Древнем Китае
3)Почта в западной и восточной Европе
4)Коммуникация в Древней Греции
5)Способы связи в Римской Империи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(ФИЛИАЛ) Федерального государственного
РЕФЕРАТ
Тема: Международная коммуникация в древнем мире (Китай, Греция, Рим, Египет, Европа, Италия)
ПЛАН
1)Что такое коммуникация
2)Коммуникация в Древнем Китае
3)Почта в западной и
4)Коммуникация в Древней
5)Способы связи в Римской Империи
1)Множество исследователей рассматривают историческое развитие различных обществ через их способ коммуникации. Предтечи эти ученых — Ризман, затем Маклюэн; по мнению последнего, именно средства коммуникации формируют основные черты того или иного общества. Позднее Р. Дебре предложил сходное членение истории идей, которую он рассматривал с точки зрения систем и средств передачи мысли: но его теории, с момента появления письменности друг друга сменяли логосфера, графосфера, где царило письменное слово, и, наконец, видеосфера, когда происходит переход от печатного к аудиовизуальному восприятию. Отдавая предпочтение изображению, XX век, согласно автору, отучается читать, возвращаясь к устной традиции.
С течением времени менялся не только способ коммуникации, изменялось понимание и самого термина.
Интересной с этой точки зрения представляется работа Коринны Куле. Рассматривая изменение значения термина "коммуникация", она пишет: "Коммуникация — концепт современный. Появившееся в XIV в. французское communication подразумевало просто-напросто общение; смысл "сообщение" слово обрело в XVI в., а значение "обмен информацией" сложилось только в XX столетии".
Изучение коммуникации, таким образом, можно начинать с Древнего мира. Отметим, что к этому периоду истории обычно относят период от начала формирования человеческого общества (800-100 тыс. лет до н.э.) до начала этапа феодального развития (1-е тыс. н.э.). Речь, по сути, идет о двух периодах человеческого развития — первобытном обществе и рабовладельческом строе, т.е. Древнем Востоке и Античности.
В первобытнообщинную эпоху создание, хранение и передача информации осуществлялись устным путем, а также с помощью изображений, т.е. с помощью рисованной информации. В эту же эпоху на основе магических ритуалов родилась знаковая система, способствовавшая впоследствии развитию художественно-образного отражения мира.
Поворотным событием в развитии цивилизации и системы средств массовой коммуникации явилось изобретение письменности. Однако устная коммуникация органично взаимодействовала с ранними техническими и письменными формами. Распространение социально значимой информации, в том числе официальной, шло по многочисленным, тесно переплетенным между собой канатам. Это массовые собрания, шествия, регулярные сходы, праздники; официальные календари, простонародная литература, традиционный театр, песенное творчество. В этот список можно включить официальную и бытовую эпиграфику, протогазеты, "летучую" народную журналистику (слухи, молву, анекдоты, песни, стихи, листовки и прокламации).
2)Появление столь важного новшества — письменности люди связывали с царями, героями и даже богами. Устная китайская традиция, например, приписывает эту заслугу мифическому императору Фу Си, якобы правившему 115 лет — с 2853 по 2737 гг. до н.э. Однако данные археологических исследований говорят о том, что китайская письменность прошла длительный, постепенный процесс развития. Указать точную дату ее появления невозможно, однако известно, что она существовала уже в период Шан Инь, т.е. примерно за 15 веков до н.э.
Существовавшая еще за два столетия до н.э. в Древнем Китае официальная пресса — дибао — по первоначальному смыслу и функциональному предназначению соответствовала официальным деловым документам, направлявшимся из ли — столичной резиденции вассальского князя в его ставку или резиденцию. Современный китайский исследователь профессор Фуданского университета Ли Лунму считает, что дибао представляла собой всего лишь официальный доклад или донесение, предназначавшееся, вероятно, местному правителю и чиновникам его аппарата. Нет достаточных оснований утверждать, что дибао превратилось в печатное издание, вышедшее за рамки официального документа. Тем более нельзя заключать в кавычки выражение дибао, состоящее из двух иероглифов, утверждая, что оно является изданием газеты. Но многие исследователи именно дибао считают прообразом газеты.
Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.
Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.
В Китае почтовая служба пеших и конных гонцов возникла довольно рано; её основали ещё при династии Чжоу (1123—249 до н. э.). В те времена почтовое сообщение поддерживалось с помощью 80 гонцов и восьми главных курьеров, для которых на расстоянии 5 км были устроены постои для питания и на большем удалении — пункты для ночлега. Эта почтовая система была значительно расширена при династии Цинь (221—206 до н. э.) и особенно при династии Хань (206 до н. э.—220).
Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.
Помимо газет, журналов и другой периодики в формировании общественного мнения и управления им важную роль играли и играют книга и книгопечатание. Раннее появление книгопечатания в Китае было обусловлено изобретением в I в. бумаги; широким использованием печатей и копированием рисунков притиранием; потребностью в механическом средстве размножения текстов, написанных сложными по характеру начертания знаками; единообразием конфуцианских текстов, использовавшихся на многочисленных экзаменах при поступлении на государственную службу; наконец, потребностью в буддийских текстах, восполнить которую переписыванием от руки было попросту невозможно.
3)Но не только в Китае существовали прообразы будущих газет. Так, в Древнем Египте при дворе фараонов выходила, в виде папирусных свитков, своеобразная "газета". В противовес ей существовало и оппозиционное "издание". Это еще раз подтверждает наш вывод о том, что уже в глубокой древности существовали средства распространения информации и даже зачатки политической полемики.
Так же в Египте была хорошо развита почтовая почта и ее могут рассматривать, как предшественника современной почты. Первоначально подобные службы использовались в основном в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Таковыми были службы сообщений в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Персии.
Во времена IV династии фараонов (2900—2700 до н. э.) действовала служба особых пеших (скороходов), а также конных гонцов, обеспечивая связь по военным дорогам с Ливией, Эфиопией и Аравией.
Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. В Бени-Хасане на стенной росписи одной из пещер-гробниц, относящихся к эпохе Среднего царства, изображён гонец, передающий чиновнику сообщение о вторжении вражеского племени. Известно о профессиональных гонцах, существовавших в Египте в эпоху XII династии (1985—1785 до н. э.), которые развозили царские приказы вплоть до Азии. Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния как можно скорее.
В Европе бумага появилась гораздо позже, чем в Китае, печати в качестве средства размножения знаков или изображений не использовались, копирование рисунков притиранием до сравнительно недавнего времени не было известно, да и деятельность первых книгопечатников ограничивалась уставами ремесленных цехов или гильдий. Кроме того, относительная простота алфавитного письма позволяла обходиться без механических средств воспроизведения. Таким образом, в Европе не было материально-технических предпосылок изобретения книгопечатания, а также потребности в этом.
Единообразие текстов, обусловливаемое самим процессом книгопечатания, противостояло неизбежным искажениям книг, переписываемых от руки. Усилиями первопечатников были до некоторой степени упорядочены книжные форматы, чему совсем не уделялось внимания в эпоху рукописных книг, и это способствовало постепенной выработке навыков чтения и в известной мере распространению знаний в самых различных областях.
Конечно, изобретение печатного станка не привело к немедленному появлению журналистики. Даже в Европе, где алфавитное письмо способствовало быстрому распространению книгопечатания, потребовалось полтора века, чтобы стали выходить газеты. Помимо материальных, для этого нужны были социальные предпосылки.
Книгоиздатели, что вполне естественно, поощряли написание произведений на местных национальных языках. Это способствовало расширению сбыта. С ростом выпуска книг упорядочивались и развивались лексика, грамматика, синтаксис, орфография, пунктуация языка. С появлением произведений художественной литературы окончательно сформировался общенациональный язык, что содействовало дальнейшему развитию национальных литератур и культур. Самым тесным образом с книгопечатанием также были связаны рост просвещения и распространение грамотности. Дело в том, что более свободный доступ к печатным книгам, чем к рукописным, содействовал повышению уровня грамотности и дальнейшему увеличению спроса на продукцию первопечатников.
Различный социально-культурный контекст, существовавший в Азии и Европе, не мог, конечно, не сказаться на той роли, которую играло книгопечатание и истории этих регионов. И в этом смысле оно не только испытало воздействие политических и социальных условий того времени, но и само оказало на них определенное влияние.
Появление иероглифического письма в Китае и Египте, узелковая грамота древних индейцев и узелковое письмо китайцев, фиксировавшее моральные нормы, — все это звенья одной цепи. Но существует множество характерных национальных особенностей, весьма серьезно влияющих па развитие средств массовой информации и коммуникации.
Рассмотрим способы, формы и методы распространения информации в Античности.
4)В Древней Греции распространение информации было налажено внутри полисов и между полисами, велось общение с неэллинским миром, причем для этого использовали различные каналы. Распространение письменности позволило в дальнейшем наладить функционирование античных средств коммуникации особенным образом.
Устная традиция в древнегреческом мире проявлялась весьма активно. Центром общественной жизни являлась площадь (агора), где проходили собрания, обсуждались важные вопросы городской и политической жизни (политическая коммуникация). Здесь же была организована торговля, на рынке можно было продать и приобрести необходимый товар (деловая коммуникация). Кроме того, это был центр религиозной жизни. Наконец, городская площадь служила местом, где греки "обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи... глашатаи оповещали граждан о важных событиях".
Воспитание детей традиционно проходило в семье. Однако со временем дети объединялись в группы, которыми руководил наставник, формировались школы, которые также можно считать особыми центрами общественной жизни и коммуникации.
Любопытно, что мальчикам в Греции полагалось иметь трех учителей. Один ("грамматист") обучал грамоте — читать, писать, считать. После овладения этими навыками переходили к изучению литературного наследия — читали произведения различных жанров: басни, поэмы и т.д. Другой учитель ("кифарист") прививал умение игры па лире или кифаре. Музицирование могло сопровождаться пением. Третий учитель следил за физическим совершенствованием, под его руководством ученики занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках. Тренировки проходили в специально оборудованных для этого гимнасиях, которые впоследствии стали не только местом для занятий физическими упражнениями, но и местом обсуждения происходящих событий, для дискуссий.