Культура античного мира: культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.
В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:
Подобрать необходимую литературу;
рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
обобщить полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации
1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)
1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)
1.4 Архаический период (VII–VI вв. до н.э.)
1.5 Классический период (V – первая треть IV в. до н.э.)
1.6 Эллинистический период (последние две трети IV – I в. до н.э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология № 1 готовый.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

«Культура античного мира: культура Древней Греции»

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила студентка

                                                                                         гр.

                                                                                         Сосновских А.Ю.

                                                                                         Проверил преподаватель:

                       _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1 Общая характеристика древнегреческой  культуры и цивилизации

1.2 Крито-микенская культура (III тыс. – XII в. до н.э.)

1.3 Царский (гомеровский) период (XI–VIII вв. до н.э.)

1.4 Архаический период (VII–VI вв. до  н.э.)

1.5 Классический период (V – первая  треть IV в. до н.э.)

1.6 Эллинистический период (последние  две трети IV – I в. до н.э.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации.

       Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" -- VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства -- первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта.

        Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. О чем свидетельствуют записи древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин:

  • Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.
  • Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.

Основная задача контрольной работы– описать основные особенности древнегреческой культуры.

В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

  • Подобрать необходимую литературу;
  • рассмотреть особенности античной культуры Древней Греции;
  • обобщить полученный материал.

     Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

        Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

        Уникальность  культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

        Культура Древней  Греции прошла в своем развитии  несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. – XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI–VIII вв. до н.э.);архаический (VII–VI вв. до н.э.); классический (V – первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV–I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

1.1 Общая характеристика  древнегреческой культуры и цивилизации

       Древнегреческая  культура сформировалась на базе  специфической цивилизации, причудливо  сочетавшей в себе свободу  и рабство. Рабство не было  изобретением античности. Однако  в своем развитии античная  цивилизация все больше отходила  от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

      Отличительная особенность  греческого государственного устройства  состояла в том, что, несмотря  на тесные культурные и торговые  контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади – агоры.

      Древняя Греция  знала такие формы политического  правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

      Греки были убеждены, что человек – это существо  политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

       Противопоставление  чувственности и мышления в  античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании  в Древней Греции синтетического  мировоззрения, где чувства и  разум находились в гармоническом  единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

       Однако рядом  с желанием подчинить чувства  воле, упорядочить мир уживалось  стремление выйти за эстетически  законченные структуры бытия  и добиться необходимой для  психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

        Природа наделила  этот предприимчивый народ пытливым  умом. Греки были мастерами точной  формулировки, ясной конструкции, убедительного  довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

        Грекам, как  ни одному другому народу, было  присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело – это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

        В древнегреческом  искусстве ярко проявился интерес  к форме. К примеру, живописцы  изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В  архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

         Культ меры, гармонии пронизывал все греческое  мировосприятие. Вселенную греки  считали целесообразным целым, внутренне  упорядоченной системой, которая  отрицает хаос. Человек в их  представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда – соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Информация о работе Культура античного мира: культура Древней Греции