Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:37, реферат
Цель исследования - выявить объективную точку зрения на некорректные технологии PR. Для достижения цели нам необходимо выполнить такие задачи:
1. Дать определение некорректных технологий PR
2. Провести анализ интернет и печатных СМИ о прошедших выборах и выявить случаи применения некорректных технологий в кампаниях кого-либо из кандидатов.
3. Привести точки зрения на некорректные технологии специалистов в области PR и политехнологий.
4. Привести в заключении аргументы «за» и «против» некорректных PR-технологий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. Понятие «некорректные технологии PR»…………………………….……..5
2. Виды некорректных технологий PR в избирательных кампаниях………………………………………………………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
ЛИТЕРАТУРА………………
Реснянский выделяет несколько подвидов дискредитации имиджа соперника, но «наиболее распространенный из них – обвинение соперника в деловой несостоятельности: профессиональной некомпетентности и непригодности».
5 марта 2012 года в городе Якутске прошли президентские и муниципальные выборы. Горожане избирали нового президента страны и мэра города.
«По предварительным данным, на выборах мэра Якутска победу одержал представитель "Единой России" Айсен Николаев, набравший 50,06% голосов. Его ближайший соперник, крупный предприниматель и депутат Государственного собрания Якутии Владимир Федоров отстал от победителя более чем на 26 тысяч голосов, сообщает "РГ"»[9].
Мы уже говорили о дискредитирующем методе интерпретации каких либо фактов в удобном для заказчика ключе. Так, например, в преддверии выборов кандидата на пост мэра города Якутска Владимира Фёдорова обвинили в сектантстве, на что тот дал развёрнутый комментарий в своём блоге сайта dnevniki.ykt.ru: «Я знаю, откуда идут слухи про саентологию. Дело в том, что я использую некоторые экономические приемы, позаимствованные у Рона Хоббарда, отца-основателя этой религии. Мало кто знает, что этот человек внесен в Книгу рекордов Гиннеса за количество трудов и работ - более 500 книг, более 3 тыс. письменных лекций. Многие из них используют крупные компании для формирования того, что называется "корпоративный дух". Но делать из этого выводы о смене веры? Мы же не перестаем пользоваться цифрами только потому, что их придумали арабы-мусульмане?!» [11] Журналист общественно-политической интернет газеты «В Якутии.ру» Елена ТИХОНОВА с сарказмом назвала комментарий «оправданием», к чему добавила: «Рон ХАББАРД - основатель учений о дианетике и саентологии, многие его труды признаны экстремистскими и запрещены в ряде стран мира, в том числе и в России». Звучит устрашающе как раз в духе журналистов. Но здесь палка о двух концах. Чью сторону принять и кому верить - не понятно. Далее журналистка дополняет: «И чтобы не произошло отторжение его персоны со стороны православных христиан, он иллюстрирует свою православность фотофактами. Надо отдать должное предпринимателю, он был готов к таким обвинениям. Иначе не запасся бы заранее нужными фотографиями, сделанными на фоне сочноцветущих деревьев. Вот дескать, я не сейчас побежал фотографироваться. Далее Владимир ФЕДОРОВ опубликовал в этом сообщении фотографии и в целом информацию, подтверждающую, что он является православным христианином. Говоря о крещенской купели в январе этого года, Владимир Юрьевич не только публикует весьма "креативные" фотоснимки, но и вопрошает: "Вынырнув, надо осенить себя крестным знамением. Вы все еще считаете, что я сектант?"» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Кстати говоря, о данном кандидате: он на все претензии, даже самые устрашающие реагирует с юмором, который так близок простому народу, и является хорошей тактикой в предвыборной кампании. Неоднократно мы замечали это в ответах к комментариям своего блога, и в ряде интернт-статей: «Мы уже разбирались с тем, являюсь ли я сектантом-саентологом. Изучали, как я «хапал» землю под «Айхал». Теперь пришло время разобраться с тем, как я скупал дома под снос, чтобы нажиться. А один может быть и вовсе сжег», название поста «Какой-то я странный сектант». Комментарий к фотографии: «А вот и крещенская купель, январь 2012 г. Не VIP-зона».
Реклама – один из самых используемых инструментов в предвыборных PR-кампаниях. Ярким примером дискредитации имиджа оппонентов является рекламный плакат Айсена Николаева (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Во-первых, сразу бросается в глаза фраза: «Кто, если не Айс?» Шутливость данной фразы не оттеняет, как хотелось бы политтехнологам, её провокационности. Поэтому мы считаем её дискредитирующей в отношении других кандидатов на пост мэра г. Якутска. Во-вторых, расшифруем изображенную на календаре композицию не менее шутливую. Руки девушки находятся одна внизу, другая вверху. Правая рука-та, что внизу указывает нам на столбец с надписью «не айс»: серенький, не высокий, олицетворяющий собой оппонентов Николаева, якобы способных не на многое. Здесь мы имеем дело с молодёжным сленгом. «Не айс!» —фраза из серии рекламных роликов жевательной резинки «Стиморол», в которых фигурируют юноши, пытающиеся «охладиться» самыми неожиданными способами.
«В коммерческих целях создатели ролика проводят параллель между словами «айс» и «круто», отчего сама фраза «Не айс!» достаточно часто употребляется в смысле «не круто». Следует заметить, что буржуйское «cool» также одновременно значит и «прохладно», и «круто», но, видимо, уж очень избито для столь прогрессивной рекламы» [10].
Любопытный факт из того же ресурса: «более того, ice — это ещё и химически чистый, «элитный», сорт наркотического вещества метамфетамина» [10], - который вполне мог послужить хорошей уловкой для контратаки оппонента Николаева. Но, всё же это выдержки из сленга, наверное не стоит придавать особого значения такого рода фактам, хотя в руках пиарщика, не отличающегося выдающейся моралью, он мог бы стать вполне серьёзной вещью, дискредитирующей кандидата Николаева.
«Надо отметить, что также возможно обвинение конкурента в «классовой враждебности» к избирателю, его антисоциальной деятельности. Чаще всего в этом случае оппонента обвиняют в том, что он далек от народа и не понимает его нужд и проблем.
На мой взгляд, показательным объектом для потенциального использования такого рода технологий представляется фигура лидера Либерально-демократической партии (ЛДПР) В.В. Жириновского, который в рамках последней предвыборной кампании своей партии активно использовал экстремальные, даже радикальные националистические лозунги: «Закрыть Москву от выходцев с Юга!», «Мы за город с русскими лицами!», «ЛДПР за русских!». Но, несмотря на наличие удачной площадки для проведения «нечистой» пр-кампании в отношении данного лица, внешнюю очевидность структуры такой кампании, фигура Жириновского является далеко не самой привлекательной. Это объясняется наличием весьма удачного и действенного «эпотажного» фона, который он сумел смоделировать за долгие годы ведения политической карьеры, и который позволяет ему нивелировать множество шагов, способных поставить крест на политической карьере большинства современных публичных деятелей» [4].
Следующая популярная и имеющая широкое применение, по мнению М. Реснянского, грязная технология – обвинение соперника в незаконно нажитых материальных ценностях. «В рамках этой «очерняющей» концепции говорится о баснословных богатствах соперника, которые он награбил у народа, собственности за границей, дорогих банкетах в ресторанах и т.д».
«Часто встречающийся подвид имиджевой дискредитации – обвинения в аморальности: взяточничестве, воровстве; вымогании денег в предвыборный фонд; нетрадиционной ориентации; измене жене и наличии большого количества любовниц. Нередки использования аудиозаписей с нецензурной лексикой оппонента, непрезентабельных фото, обнародования справок о психических отклонения конкурента, его проблемах со здоровьем. Если же конкурент добропорядочных семьянин и не страдает неприличными болезнями, в таком случае возможно использование фото и видеомонтажа» [4]. Реснянский приводит примеры: история «любви» Алины Кабаевой и Владимира Путина, телефонные переговоры Бориса Немцова, непрезентабельные и двусмысленные фото Владимира Путина, Михаила Прохорова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г). И, наш ответ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Это как раз пример нелепой попытки выставить кандидата в непрезентабельном виде.
К отдельному подвиду дискредитации конкурента автор отнёс фальсификацию результатов социальных опросов населения:
«Данная технология весьма популярна и востребована в России, что связано с высокой степенью перцепции населением результатов социальных опросов как таковых. Как правило, публикуя рейтинги с ложной информацией, выгодные тому или иному кандидату, политтехнологи рассчитывают на особенность российского электората, который чаще всего делает свой выбор, основываясь на выборе большинства.
Механизм данной технологии некорректного PR следующий. Команда кандидата обычно заключает с неким столичным центром договор на проведение социальных исследований и передачу их в созданный «филиал». Информация о состоянии рейтингов идет, таким образом, не от центральной социологической структуры, а от местной организации. Первые две – три недели публикуется достоверная информация, потом рейтинги изменяются – местный кандидат неожиданно поднимается с последнего места па первое. Как вариант, используются интерактивные уличные опросы, в которых чаще всего принимают участие подставные лица. Даже если на вопросы отвечают реальные избиратели, в эфир попадают только те отзывы, которые выгодны кандидату» [4].
Также Реснянский говорит о методе выставления соперника в смешном виде. «Например, - пишет автор, часто встречающиеся в прессе, интернете карикатуры и шаржи, анекдоты про кандидатов, а также фотографии соперников, застывших в некорректных и комичных позах. Бесспорное первое место в контексте использования подобных технологий занимает фигура Президента РФ Д.А. Медведева. Это во многом объясняется наличием приверженности самого политика к использованию интернет технологий, которые по большому счету, и являются основным источником подобных дискредитаций». Наш пример №5 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Д) к этой группе можно отнести с большей вероятностью. Хотя, что бы вандалы ни пытались сделать, у них это не особо получилось. Разве что хулиганы дали лишний повод для негативных отзывах в сторону оппонентов кандидата Фёдорова.
Еще одним вид технологий некорректных PR, о котором мы говорили выше, - дискредитация кандидата от своего имени. «В этом случае соперник преследует цель – формирование у избирателя негативного отношения к кандидату, выражающегося в отказе голосовать за него, путем совершения от его имени поступков, противоречащих закону и общественной морали или обнародование намерений их совершить.
К подвидам такого рода некорректных технологий относятся:
Реснянский отмечает, что данный вид технологий будет являться эффективным в большей степени в рамках локальных, местных выборов. Использование подобных методов, по мнению автора, вряд ли сможет нанести существенный вред политическому имиджу по-настоящему сильного кандидата.
Также к отдельным видам технологий некорректных PR Реснянский относит дезорганизацию избирательной деятельности кандидата.
«Здесь опытные политтехнологи разрабатывают стратегии по срыву встреч с избирателями, устраивая различного рода провокации на публике, готовя неудобные, компрометирующие вопросы на проводимых интервью.
Нередко в рамках акции
по дезорганизации избирательной кампании
соперники прибегают к
Приведем хороший пример дезорганизации деятельности избирательной кампании. Кандидату в мэры города Якутска Гражданину Фёдорову поступил звонок: сотрудники милиции задержали штабную машину:
«В машине были несколько сотрудников штаба. Их заставили выйти, обыскали багажник, снова ничего не нашли, отпустили» [11]. Скорее всего, сотрудники искали листовки, порочащие честь и достоинство кого-либо из кандидатов. Далее всё становиться окончательно ясно: «Уже под самый вечер поступила информация, что задержаны несколько сотрудников «Виктории». В багажнике машины одного из них, наконец, обнаружили искомое – незаконные агитационные материалы: перепечатка статьи из газеты «Туймаада Уоттара» про темные делишки, скажем так, одного из кандидатов с большими возможностями» [11]. Такие действия естественно предполагают дальнейшее разбирательство, консультации с адвокатами, что отнимает много времени и следовательно дезорганизует избирательную кампанию кандидата.
Незаконное использование средств избирательного фонда – любимая тема «жёлтых», да и приличных изданий тоже.
«Избирательная кампания любого кандидата неразрывно связана со значительными финансовыми затратами на проведение предвыборной агитации, оплату разного рода товаров и услуг, вознаграждения сотрудников избирательного штаба. Современная экономическая ситуация способствует тому, что в оборот избирательной кампании зачастую вовлекаются неконтролируемые денежные средства, а это приводит к нарушению одного из основных принципов выборов – равенства кандидатов, политических партий. Обладая финансовыми средствами в большем объеме, чем у конкурентов, кандидат имеет преимущества, которые нередко становятся определяющими.
Важно отметить, что финансовая мощь, как видно из прошлых примеров, является все же не основополагающим преимуществом. В рамках сложившейся ситуации намного большую ценность представляет административный, властный ресурс, который, в свою очередь, способен компенсировать все остальные недостатки.
В случаях, когда избиратели административно независимы от кандидата, часто применяются различные виды подкупа.
Один из видов подкупа
– прямой подкуп. В этом случае избирателю
предлагается определенная сумма денег
за то, чтобы он проголосовал за конкретного
кандидата. Чаще всего это происходит
в день голосования непосредственно
перед избирательным участком. Как
вариант используется покупка бюллетеня
избирателя. Также возможна покупка
или аренда паспортов у населения,
с которыми потом можно прийти
на избирательный участок и
Если не врут факты, то одна из таких «избирательных каруселей» прошла у нас в день выборов в 30 школе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В). По данным «Якутска вечернего» некий Линнарий Постников, как выяснилось позже, ранее судимый по статье 119 УК «Угроза убийством», был пойман возле ящиков для голосования с пачкой недействительных бюллетеней в количестве 8 штук в пользу кандидата Николаева. Позже на допросе замминистра Внутренних дел Якутии Константина Неустроева, гражданин рассказал, что шёл по улице, его окликнули двое мужчин из джипа и попросили бросить бюллетени в урну. Но, сам кандидат - Айсен Сергеевич считает, что это чистой воды провокация - не более. Причём Николаев открыто заявляет о своих претензиях в сторону своего оппонента Фёдорова. Но если всё-таки кандидат Николаев прав и это провокация со стороны недоброжелателей, то это другой вид дискредитации от своего лица, о которой мы говорили выше, а конкретнее - нарушение закона от имени кандидата в день голосования (подкуп избирателей, скупка бюллетеней).