Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:05, реферат
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,
что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере
они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и
особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей
в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается
число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая
преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение
четких нравственных ориентиров.
Введение стр.
2
Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.
5
Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных
произведений в процессе становления личности подростка
стр.18
Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
подростками литературных произведений
стр.42
3.1 Отношение подростков к литературным героям
стр.42
3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48
3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами стр.52
Заключение
стр.57
Библиографический список
практически никем не контролируется. Осуществляется же он обычно в форме
запретов. Примерно треть подростков отмечают, что родители запрещают читать
им "взрослые" книги о сексе, ужасах и убийствах. При этом родительские
запреты, как правило, малоэффективны. Проблема помощи юному читателю в
выборе литературы в условиях развития "вестернизированной" массовой
культуры становится все более актуальной.
Ситуация
приобщения подростка к
видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка
усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую
называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура".
Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке
добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже
говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-
е годы был назван "кризисом чтения".
Озабоченность
мировой общественности
подросткового чтения и ростом телесмотрения. Последние американские
исследования доказывают, что телепередачи являются "воспитателем,
практически не имеющим себе равных". По мнению американских специалистов,
успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают
просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят
перед телевизором, тем лучше учатся. Телевизионное воспитание приводит к
формированию у ребенка "мозаичной культуры", то есть крайне бессистемного
набора фрагментов знаний о мире, порождает пассивное сознание. Усиливается
также пагубное влияние на подростковое чтение "новых" (видеотехника и др.)
средств массовой информации.
Ведущими
мотивами обращения к
рекреационно-развлекательный интересы. С одной стороны, телевидение
пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение
школьниками художественной литературы. С другой стороны, оно порождает
поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к
длительному сосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги
признают появление "ленивых", пассивных читателей, которые умеют, но не
хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается
также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те,
кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные
журналы, издания типа "Рекордов Гиннеса". Отношение исследователей к
комиксам противоречиво: одни исследователи считают, что комиксы приносят
вред, отучают от чтения, другие же подчеркивают их роль как средства,
стимулирующего чтение тех, кто обычно не читает.
Еще более неоднозначна проблема содержания культурных образцов,
предоставляемых теле- и видеоэкраном. Как правило, у подростков нет
разделения программ на детские и взрослые, они смотрят все. В результате
специфические детские киноинтересы и предпочтения нивелируются, происходит
сближение и совпадение их со взрослыми. "Вестернизация" киноэкрана и
телевидения привела к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят фильмы с
эротикой, насилием и убийствами. Подростки идентифицируют себя с
киногероями - маргиналами, цели и мотивы которых представлены в
положительном свете. Юные зрители подсознательно проникаются мыслью, что
подлинные ценности - не столько истина и добро, сколько грубое насилие,
сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств, поддержка какого-
либо клана и т.д. Таким образом, низший слой массовой культуры все более
внедряется в читательский и зрительский мир подростка. Общую тенденцию
можно обозначить как усиление развлекательности, замещение продукции
детской культуры продукцией массовой "взрослой" культуры.
Детективы, боевики и триллеры, эротика и "ужасы" - в целом эта
низкопробная продукция представляет угрозу психическому и нравственному
здоровью ребенка. Такое "раннее взросление" часто идет во вред детям и
подросткам, лишая их детства. Защита сознания ребенка от агрессивной
псевдокультуры - прежде всего забота государства. Ибо согласно статье 17
Конвенции о правах ребенка, задачей государства является разработка
принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его
благополучию. К другим мерам относится поощрение СМИ к распространению
информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном
отношениях, а также выпуск и распространение детской литературы.
Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния
зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в
разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем
интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем,
схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более
адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь
больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть
речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и
приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально
ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в
определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми
социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния
общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение -
индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему
будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная
политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и
стимуляции чтения детей и молодежи.
В сегодняшней России подростки, как никогда, нуждаются в
высококвалифицированной помощи. В нашей стране проблема детского чтения
долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры
управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы
"Ребенок-книга", не признают приоритета детства в ряду социальных
исследований и всячески отказываются финансировать соответствующие проекты
и разработки. У нас нет ни "карты детской культуры" (которая есть в
Швеции), ни "карты детского чтения" (которая была сделана в Германии), ни
специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги
для детей (которые есть во многих государствах).
Глава II. Общее значение
восприятия и анализа
процессе становления личности подростка
Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это
сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим,
читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения
и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике
(исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И.
Кудряшева, О.И. Никифоровой, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана,
О.Ю. Богдановой). Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в
учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на
него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа
литературного произведения.
Говоря
о восприятии произведений
восприятие в гносеологическом смысле, а по сути - осознание произведения,
различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа.
Именно так толкуется термин "восприятие искусства" в большинстве
исследований методистов и психологов. Проблема восприятия не может решаться
изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к
действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия,
духовного мира.
Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного компаса при
определении возможностей ученика и результативности той или иной
организации процесса обучения литературе.
Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником
прочитанного.
Выяснение
предварительных впечатлений
Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в
ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используются анкеты,
устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с
учащимися в качестве учебных заданий.
Домашние
задания опережающего
Экспериментальное исследование методом "срезов", когда от темы к теме
выясняются "сдвиги" в литературном развитии учащихся, в характере их
непосредственного читательского восприятия, в понимании ими различных
произведений, в отношении к различным компонентам произведения, в уровнях
их обобщений, эмоциональных и эстетических оценок.
Систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.
Столь актуальная в настоящее время проблема восприятия литературы
читателем-учеником волновала исследователей давно. Богатые традиции
отечественной методики и практики преподавания являются основой поисков
современных ученых и учителей-практиков.
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в
различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений
различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника,
структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа
художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова,
А.АЛеонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М.
Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г.
Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект - взаимосвязь
первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе
анализа - представляется особенно актуальным. В этом вопросе много
нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле
деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой
проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют
преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на
развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их
духовного мира, формирование нравственных идеалов.
Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей,
свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и,
в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде
всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия
диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и
рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и
объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии
произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему
целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей
действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину
человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя
сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо
в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа
авторского.
Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и
литературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь
адресата.
Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание
обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой
прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют
положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности
является создание адекватной картины окружающей человека действительности
как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов
произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями
Информация о работе Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений