Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:05, реферат
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,
что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере
они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и
особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей
в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается
число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая
преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение
четких нравственных ориентиров.
Введение стр.
2
Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.
5
Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных
произведений в процессе становления личности подростка
стр.18
Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
подростками литературных произведений
стр.42
3.1 Отношение подростков к литературным героям
стр.42
3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48
3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами стр.52
Заключение
стр.57
Библиографический список
бывает определить, где кончается чтение и начинается анализ, где кончается
один этап изучения текста и начинается другой, принципиальное деление на
три этапа чрезвычайно важно, ибо на первом создается установка на
осознанное отношение к произведению, на втором анализируется сам текст, на
третьем делаются выводы и обобщения, совершенствуются умения и навыки
анализа.
Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов
литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия
и его последующего углубления. Основной особенностью восприятия лирики
является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся V-VII
классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики VIII-IX
классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к
лирической поэзии. В X-XI классах интерес к лирике возвращается, но уже в
новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие
не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также
эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.
На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств;
важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщенному значению
поэтического образа.
Научить школьника воспринимать лирическую поэзию - так можно
сформулировать одну из важнейших целей школьного изучения литературы.
Трудность восприятия драмы связана с отсутствием авторской речи,
особым значением речи персонажей, концентрированностью мыслей и чувств,
соотнесенностью драмы с необходимостью сценического воплощения и той
иллюзией действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от
учащихся. В работе с учащимися используются такие методы работы, как
выразительное и комментированное чтение, чтение по ролям, знакомство со
сценической историей спектакля, беседа о просмотренном спектакле; чаще, чем
при изучении других родов литературы, применяются технические средства
обучения. Выразительное чтение, устное словесное рисование помогают усилить
сопереживание и эмоциональное восприятие пьесы.
Произведения эпических жанров - а им отведено больше всего места в
программе - также представляют определенную трудность для учащихся как
средних, так и старших классов. Школьники средних классов в основном
воспринимают сюжет и образы; старшеклассники воспринимают, кроме этого,
композицию, идейное содержание, а также отдельные особенности стилевой
манеры автора. Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X-XI
классов при самостоятельном разборе эпических произведений не улавливают их
основные особенности: особого значения авторского мировосприятия,
"взаимосцепления" отдельных частей и образов произведения и специфики
художественного слова в эпосе (его конкретности, изобразительности и
соотнесенности с "голосом" автора).
Эпический способ
художественного
основан на изображении внешнего по отношению к писателю мира. Важно
добиться постижения учащимися единства всех компонентов произведений малой,
средней и большой эпической формы. Жанр произведения выступает как одно из
важнейших средств раскрытия его содержания.
В развитии русской прозы известный литературовед В.В. Кожинов
разграничивает два потока. К первому он относит М.Ю. Лермонтова, И.С.
Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, которые тяготели к
непосредственной
Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, прозу которых Кожинов называет
"многоголосой", построенной на взаимодействии "голосов" автора и персонажей
(Кожинов В.В. Происхождение
Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным
миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в
VI-IX классах является основой всей последующей работы в старших классах.
Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь
сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное
в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами
семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в
насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической
информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение
различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно
в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и
читательское восприятие школьников. Многочисленные проведенные исследования
показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые
возможности духовного роста и эстетического развития во многом еще не
использованы.
От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют
занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся, - в значительной
степени зависит развитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных
примерах работы с учащимися старших классов процесс формирования их
читательской культуры.
Изучение поэзии Н.М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красоту
образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
- Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос...
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Обращаем внимание на повторяемость слов "тихая", "тихо" - в
семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого"
видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает.
Рубцов рос сиротой, после детдома - работа на траловом заводе, морская
служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть - это вехи его жизненного
пути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство
отражено в самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он
создает свою последнюю книгу стихов "Подорожники", которую не успел
закончить:
Топ да топ от кустика до кустика -
Неплохая в жизни полоса.
Пролегла дороженька до Устюга
Через город Тотьму и леса.
Его единение с природой ничто не может нарушить - это иная, по
сравнению с суетной, жизнь:
Разве что от кустика до кустика
По следам давно усопших душ
Я пойду, чтоб думами до Устюга
Погружаться в сказочную глушь.
В стихотворении "Журавли" звучат мотивы, приближающие поэзию Рубцова к
лучшим традициям русской классики:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают
они, как сказание древних
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко
на Руси машут птицам
И забытость
болот, и утраты знобящих
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко
разгласит улетающий плач
Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...
Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры ("Я люблю судьбу свою...")
обретают особую силу поэтического обобщения:
Сколько было здесь чудес,
На земле святой и древней,
Помнит только темный лес!
Он сегодня что-то дремлет.
От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вон Есенин -
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане
Словно лишний на пиру
Скромно Хлебников шаманит.
Неужели и они -
Просто горестные тени?
И не светят им огни
Новых русских деревенек?
Выразительное чтение стихотворения "Звезда полей", раздумья над особой
проникновенностью видения поэтом мира, "всех городов, поднявшихся вдали",
родины, окутанной сном, "всех тревожных жителей земли" - углубляют
восприятие текста:
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
Что
же является центральным
полей, она "во мгле заледенелой" "восходит ярче и полней", она "горит над
золотом осенним", "она горит над зимним серебром". Уроки по лирике Н.М.
Рубцова открывают для школьников неповторимую образность его поэтического
мира, учат воспринимать и любить поэзию.
* * *
В анализе пьесы А.Н. Островского "Гроза" учащимся следует овладеть
такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика
персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное
чтение текста и др. Вводная лекция об Островском подготовит понимание
проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до
крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и
духовного рабства.
Начинаем
работу над текстом с
явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся
обдумывают следующие вопросы:
Как воспринимает красоту природы Кулигин?
Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы?
Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения задания
воссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы,
красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречий
жизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, что
автор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь
перемен. Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть
Кабаниха.
Какое
впечатление производит на
женщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимся
понять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой.
Катерина боится своего чувства, боится "греха", боится надвигающейся грозы.
Но вместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не
терпит "напраслины" и возражает свекрови, вспоминает, какой "резвой" была у
"маменьки".
Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугает
Катерину, но не только в силу ее религиозности - она ждет беды, может быть,
предчувствует трагическую развязку своего конфликта с "темным царством".
Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятся к ней с
суеверным страхом.
Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними,
нравы обитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя
реплики персонажей из различных явлений первого действия, преподаватель
раскроет особое значение речи героев в драме. В диалогах раскрывается
личность героя, его прошлое, его внутренний мир. Эмоциональная
взволнованная речь Катерины в разговоре с Варварой, ее короткие реплики в
сцене с Кабанихой помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины
Информация о работе Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений