Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,
что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере
они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и
особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей
в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается
число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая
преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение
четких нравственных ориентиров.

Содержание работы

Введение стр.
2
Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.
5
Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных
произведений в процессе становления личности подростка
стр.18
Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
подростками литературных произведений
стр.42
3.1 Отношение подростков к литературным героям
стр.42
3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48
3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами стр.52
Заключение
стр.57
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Значение художественной литературы в становлении личности школьников.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

репертуара чтения: исключаются  темы, занимающие  последние  места  в  списке

предпочтений  (например,  "профориентация"  и  "искусство"),  а  превалируют

фантастика, мистика и "ужасы", детектив и  так  называемый  "сентиментальный

роман". Большинство  этих произведений не  способно  положительно  влиять  на

формирование моральных  и  этических  норм,  верных  эстетических  оценок  и

развитию словарного запаса. В-третьих,  отмечается  прямая  связь  развитого

навыка систематического  досугового  чтения  и  активного  чтения  в  помощь

школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру

подростка.

      Итак,  данные  этого  и   других   исследований   конца   90-х   годов

свидетельствуют о том, что значительная часть детей  не  любит  читать.  То,

что мы можем стать обществом "вторично неграмотных" косвенно подтверждают  и

педагоги.  Социологи  отмечают  у  подростков  падение  престижа  чтения   и

смещение чтения на второе-пятое  место в досуговой деятельности. Отношение  к

чтению, приобретение читательской  культуры молодым поколением  во  многом

зависят  от  того,  какие  образцы  читательского  поведения  предлагают  им

взрослые. Ощутимую трансформацию  претерпевает семья  как  особый  социальный

институт, в первую очередь  вводящий ребенка в мир культуры.  Продолжается  и

усиливается процесс  социального расслоения семей по уровню доходов.  В  1993

году  за  порогом  бедности  находилось  около  80%   детей   до   15   лет.

Дифференциация семей  по уровню дохода приводит и к  дифференциации  детства,

расслоению этого сообщества. Неравенство возможностей - "неравный  старт"  -

проявляется уже в  первые годы жизни ребенка.  В  одних  семьях  литературным

образованием детей  занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в  других

им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит  в  жизнь  ребенка  через

посредников - родителей, учителей,  воспитателей.  Вот  почему  столь  важна

читательская атмосфера  в семье подростка.

      Согласно  данным исследования РГБ в   начале  90-х  годов,  посвященного

изучению  чтения  в  семьях  с  детьми  дошкольного  возраста,   преобладает

категория родителей (примерно половина), которые не заботятся  о  приобщении

ребенка к чтению. В  таких семьях,  как  правило,  культивируется  ежедневный

просмотр теле- и видеопередач. Около трети родителей  хотели  бы  приохотить

детей  к  книжному  богатству,  но  им   не   хватает   подготовки,   знания

особенностей ребенка  как читателя.  Самая  малочисленная,  третья  категория

родителей (около 22%) уделяет  большое  внимание  развитию  ребенка,  иногда

устраивает совместные семейные чтения. К  сожалению,  большинство  родителей

отличает низкая степень  информированности  о  книгах  для  детей.  Изучение

домашних библиотек  показало, что здесь мало  лучших  детских  книг  "золотой

полки", поэтому репертуар для семейного  чтения  недостаточно  разнообразен,

зачастую случаен.

      В подростковом  возрасте воздействие печатного   слова  на  формирование

личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно  важные

вопросы. На первом месте  в типичном  репертуаре  их  чтения  в  начале  90-х

годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А.  Дюма,

А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл,  Г.  Уэллс,

Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и  др.  По

сравнению с советским  периодом  исчезло  единообразие  в  чтении  девочек  и

чтении мальчиков: сегодня  на первом месте в чтении мальчиков  ° фантастика  и

приключения, у их сверстниц  ° романы "из взрослой  жизни".  У  девочек  свой

круг чтения с девушкой или женщиной-героиней  (Ш.  Бронтэ,  М.  Митчелл,  Э.

Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На  втором  месте  в  чтении

подростков традиционная "классическая" приключенческая  литература °А.  Дюма,

М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж.  Верн,  Р.  Стивенсон,  Л.  Буссенар.  Сюда

добавляются некоторые  возвращающиеся в детское чтение  авторы:  Э.  Берроуз,

Р. Хаггард, Л. Жаколио  и др.

      Если 20 лет назад дети мечтали читать  фантастику,  то  в  начале  90-х

годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти  книги

в домашней библиотеке, их покупают и взрослые,  и  сами  подростки.  В  ряду

популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р.  Бредбери,  А.

Кларк, а отечественных -  А.  Беляев,  И.  Ефремов,  К.  Булычев,  А.  и  Б.

Стругацкие (чьи книги  были бестселлерами в последние  десятилетия). Вместе  с

тем русская классическая литература занимала в репертуаре  чтения  подростка

небольшое место  и  являлась  преимущественно  "деловым"  чтением.  В  круге

чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по  искусству.  В

этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе  станет  нечитателем.

Специалисты отмечают, что  для  большинства  подростков  чтение  не  является

ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.

      В   целом  результаты  исследования  позволяют  говорить  о  том,   что

сокращается  доля  чтения  в  структуре  свободного   времени   подрастающих

поколений. Оно так  и не становится  любимым  занятием  для  огромного  числа

детей разного возраста.  Между  тем  в  эпоху  непрерывного  самообразования

особенно  важными  становятся  развитая  культура   чтения,   информационная

грамотность  -  умение  находить  и  критически  оценивать  информацию.  Для

ситуации  реформы  школы  и  обновления  содержания  образования  характерно

изменение  информационных  потребностей   и   репертуара   делового   чтения

школьников. Новые  альтернативные  учебные  заведения,  большинство  которых

работает по экспериментальным и авторским программам, а  также  изменения  в

содержании базового образования активизировали потребность  в  гуманитарном,

естественнонаучном, техническом  знании. Свои возросшие потребности  в  книгах

дети пытаются удовлетворить  в библиотеках, где (таковы  сегодняшние реалии)

также не хватает новой  учебной,  научно-познавательной,  энциклопедической,

справочной  литературы.  Картина  делового   чтения   школьников   меняется:

дифференцировались их запросы, деловое чтение  стало  более  индивидуальным,

самостоятельным и более  прагматичным.

      Книжный  рынок постепенно насыщается  научно-познавательной,  справочной

и энциклопедической  литературой: в  чтении  детей  появились  как  отдельные

издания, так и серии  новых, прекрасно изданных  книг.  (Но  эти книги,  как

правило, очень дороги, и их не могут купить многие семьи,  а  библиотеки  по

этой  же  причине  приобретают  единичные  экземпляры.)  Помимо   "делового"

чтения, связанного со школьной программой, научно-познавательная  литература

читается подростками в  соответствии  с  их  возрастными  и  индивидуальными

интересами.

      Круг  досугового чтения подростками  художественной литературы в   начале

90-х годов также  значительно изменился. Эта сфера   чтения  состоит  из  двух

частей:  собственно  детской литературы  и книг,   читаемых   одновременно

взрослыми читателями. Обе  части репертуара в наше время  стали  иными.  Один

из протекающих в  начале 90-х годов процессов можно  обозначить как издание  и

вхождение  в  круг  детского  чтения  "возвращенной   детской   литературы".

Восстанавливается прерванная при советской власти традиция.  Сюда  относятся

как отечественные авторы (Л. Чарская, С. Черный и  др.),  так  и  зарубежные

(Л. Жаколио, Ф.  Вернет,  Г.  Мало,  С.  Джемисон).  "Возвращенной"  детской

литературой  можно   считать   и   "Детскую   Библию",   различные   издания

религиозного содержания, мифы и легенды, эпос, историческую  дореволюционную

литературу. Возродились  некоторые детские журналы, выходившие до  революции.

Поэтому сегодняшний репертуар детского  чтения  имеет  ряд  сходных  черт  с

дореволюционным.  Заметна  тенденция  увеличения   наименований   переводной

литературы.   В   круг   детского   чтения   входят   издания,   учитывающие

половозрастные особенности  юных читателей, такие, как "книги для девочек"  и

"книги для мальчиков"  (например,  "Энциклопедия  для   маленьких  принцесс",

"Энциклопедия  для   маленьких  джентльменов").  Созданы  новые  серии   типа

"детский детектив", серии  приключений  для   подростков,  выпускается  много

научно-фантастической  и  литературы  типа   "фэнтези".   Становится   более

разнообразной и дифференцируется  по  возрастам  детская  периодика.  Многие

журналы имеют различное  направление ° в традициях  православия, для  девочек,

для семейного чтения, досуга и занятий в сфере  детского  творчества  и  др.

Среди журналов и  газет  есть  такие,  как  "Сказочная  газета",  журналы  и

газеты, в создании которых  принимают участие  сами  подростки  и  юношество,

журналы комиксов.

      В исследовании, проведенном РГБ в 1988 году, наиболее любимые  детские

авторы были очень  дефицитны: А. Волков, Ж. Верн,  А.  Беляев,  А.  Дюма,  Д.

Дефо, Н. Носов, А. Линдгрен, М. Твен, А. Конан Дойл. Сегодня  спрос  на  них

практически  полностью  удовлетворен,  и  они  занимают   первые   места   в

репертуаре детского чтения. Литературные сказки Т. Янссон, А.  Линдгрен,  К.

Льюиса, Р. Толкиена, Ф. Баума  любимы  многими  детьми.  Некоторые  особенно

популярные у детей  книги вышли большими тиражами, что  позволяет  говорить  о

феномене "детских  бестселлеров", к которым можно  отнести Э.  Успенского,  А.

Волкова, Г. Остера, Н. Носова, К. Булычева.

      Другая, "взрослая" часть репертуара  чтения подростков  претерпела  еще

более существенные изменения: сюда вошли ранее отсутствовавшие на  прилавках

книжных магазинов и  в фондах библиотек разнообразные  жанры  и  тематические

направления:   детективы   и   фантастика,   криминальные    и    авантюрно-

приключенческие  романы,  "ужасы"  и  мистика.  У  подростков   90-х   годов

повышенный  интерес  к  остросюжетной  литературе  -  западной   фантастике,

приключениям,  детективу.  Большими  тиражами  вышли  в  начале  90-х  годов

особенно популярные у подростков А. Дюма, М. Рид, У. Коллинз,  Ж.  Верн,  Ф.

Купер, А. Хаггард, Д. Лондон, А. Конан Дойл. Но если в 80-е годы  эти  книги

были в желаемом  чтении,  то  сейчас  они  переместились  на  первый  ряд  в

реальном чтении подростков и юношества. Добавились сюда и другие авторы:  М.

Митчелл, Дж. Чейз, С. Кинг, М. Дрюон, А. Хейли, А. Рипли,  Л.  Жаколио,  Э.

Гарднер, Р. Стаут, М. Спиллейн, Э. Нортон, Р. Сабатини, С. Шелдон.

      С современными  детскими и юношескими книгами  дело  обстоит  иначе.  За

редким  исключением  дети  и  подростки   совсем   не   знают   произведений

современных авторов (не  считая  авторов  приключенческих  и  фантастических

книг). Одна из причин  -  крайне  мало  издается  талантливых  произведений,

вводящих ребенка в  современный мир (так  называемой  "социально-критической"

детской литературы); отечественных детских писателей мало  печатают.  Дело

осложняется и тем, что  медленно переводятся образцы лучшей  мировой  детской

литературы.

      Среди  негативных процессов, происходящих  в современном детском чтении,

-  интенсивное  вхождение   в  репертуар  подростков  продукции   современной

западной  массовой  культуры  низких  художественных  достоинств   -   "кича

(китча)", "чтива", "паралитературы".  Речь  идет  о  триллерах,  детективах,

фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам  интерес

ко всему необычайному,  загадочному  по  большей  части  удовлетворяется  не

только научно-познавательной, а  иной  литературой  (по  астрологии,  магии,

религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем  часто

сомнительного содержания (большая часть покупается  и  берется  из  домашней

библиотеки).  В  круге  детского  чтения  серьезная,   более   сложная   для

восприятия,  но  необходимая  детская  книга,  шедевры  мировой   литературы

замещаются более легкой  развлекательной  продукцией  массовой  культуры.  В

России эта  ситуация  отмечалась  социологами  еще  в  80-е  годы,  когда  в

условиях книжного дефицита большое место в  чтении  подростков  и  юношества

занимала  преимущественно  слабая  в  художественном   отношении   советская

литература.

      Подобное  явление было характерно в  70-80-е годы  для  многих  западных

стран. Например, в  70-е  годы  на  основании  исследований,  проведенных  в

Австрии, было установлено,  что  читательская  потребность  детей  только  в

редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети  и подростки читают

то, что им более доступно: низкопробные  книжки,  приобретаемые  в  киосках,

иллюстрированные журналы  и  т.  п.  Начиная  с  подросткового  возраста  они

предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный  выбор.

Согласно  данным   российских   исследователей,   круг   чтения   подростков

Информация о работе Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений