Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:05, реферат
Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,
что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере
они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и
особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей
в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается
число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая
преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение
четких нравственных ориентиров.
Введение стр.
2
Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.
5
Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных
произведений в процессе становления личности подростка
стр.18
Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
подростками литературных произведений
стр.42
3.1 Отношение подростков к литературным героям
стр.42
3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48
3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами стр.52
Заключение
стр.57
Библиографический список
репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке
предпочтений (например, "профориентация" и "искусство"), а превалируют
фантастика, мистика и "ужасы", детектив и так называемый "сентиментальный
роман". Большинство этих произведений не способно положительно влиять на
формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и
развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого
навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь
школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру
подростка.
Итак, данные этого и других исследований конца 90-х годов
свидетельствуют о том, что значительная часть детей не любит читать. То,
что мы можем стать обществом "вторично неграмотных" косвенно подтверждают и
педагоги. Социологи отмечают у подростков падение престижа чтения и
смещение чтения на второе-пятое
место в досуговой
чтению, приобретение читательской культуры молодым поколением во многом
зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им
взрослые. Ощутимую трансформацию претерпевает семья как особый социальный
институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры. Продолжается и
усиливается процесс социального расслоения семей по уровню доходов. В 1993
году за порогом бедности находилось около 80% детей до 15 лет.
Дифференциация семей по уровню дохода приводит и к дифференциации детства,
расслоению этого сообщества. Неравенство возможностей - "неравный старт" -
проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным
образованием детей занимаются еще в дошкольном возрасте, тогда как в других
им вовсе не занимаются. Любая детская книга входит в жизнь ребенка через
посредников - родителей, учителей, воспитателей. Вот почему столь важна
читательская атмосфера в семье подростка.
Согласно данным исследования РГБ в начале 90-х годов, посвященного
изучению чтения в семьях с детьми дошкольного возраста, преобладает
категория родителей (примерно половина), которые не заботятся о приобщении
ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный
просмотр теле- и видеопередач. Около трети родителей хотели бы приохотить
детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания
особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная, третья категория
родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда
устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей
отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Изучение
домашних библиотек показало, что здесь мало лучших детских книг "золотой
полки", поэтому репертуар для семейного чтения недостаточно разнообразен,
зачастую случаен.
В подростковом
возрасте воздействие
личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные
вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х
годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма,
А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Э. Войнич, Ф. Купер, А. К. Дойл, Г. Уэллс,
Ж. Верн, И. Ефремов, А. Кристи, А. и Б. Стругацкие, А. и С. Голон и др. По
сравнению с советским периодом исчезло единообразие в чтении девочек и
чтении мальчиков: сегодня на первом месте в чтении мальчиков ° фантастика и
приключения, у их сверстниц ° романы "из взрослой жизни". У девочек свой
круг чтения с девушкой или женщиной-героиней (Ш. Бронтэ, М. Митчелл, Э.
Золя, Ж. Санд, Р. Гюнтекин, К. Маккалоу и др.). На втором месте в чтении
подростков традиционная "классическая" приключенческая литература °А. Дюма,
М. Рид, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, Р. Стивенсон, Л. Буссенар. Сюда
добавляются некоторые возвращающиеся в детское чтение авторы: Э. Берроуз,
Р. Хаггард, Л. Жаколио и др.
Если 20 лет назад дети мечтали читать фантастику, то в начале 90-х
годов эта мечта воплотилась в реальность. Ныне многие семьи имеют эти книги
в домашней библиотеке, их покупают и взрослые, и сами подростки. В ряду
популярных зарубежных авторов - Ж. Верн, Г. Уэллс, С. Лем, Р. Бредбери, А.
Кларк, а отечественных - А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев, А. и Б.
Стругацкие (чьи книги были бестселлерами в последние десятилетия). Вместе с
тем русская классическая литература занимала в репертуаре чтения подростка
небольшое место и являлась преимущественно "деловым" чтением. В круге
чтения подростков крайне мало поэзии, практически нет книг по искусству. В
этом возрасте появляются группы тех, кто в перспективе станет нечитателем.
Специалисты отмечают, что для большинства подростков чтение не является
ежедневным занятием, и устойчивая привычка к нему формируется лишь у трети.
В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что
сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих
поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа
детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования
особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная
грамотность - умение находить и критически оценивать информацию. Для
ситуации реформы школы и обновления содержания образования характерно
изменение информационных потребностей и репертуара делового чтения
школьников. Новые альтернативные учебные заведения, большинство которых
работает по экспериментальным и авторским программам, а также изменения в
содержании базового образования активизировали потребность в гуманитарном,
естественнонаучном, техническом знании. Свои возросшие потребности в книгах
дети пытаются удовлетворить в библиотеках, где (таковы сегодняшние реалии)
также не хватает новой учебной, научно-познавательной, энциклопедической,
справочной литературы. Картина делового чтения школьников меняется:
дифференцировались их запросы, деловое чтение стало более индивидуальным,
самостоятельным и более прагматичным.
Книжный рынок постепенно насыщается научно-познавательной, справочной
и энциклопедической литературой: в чтении детей появились как отдельные
издания, так и серии новых, прекрасно изданных книг. (Но эти книги, как
правило, очень дороги, и их не могут купить многие семьи, а библиотеки по
этой же причине приобретают единичные экземпляры.) Помимо "делового"
чтения, связанного со школьной программой, научно-познавательная литература
читается подростками в соответствии с их возрастными и индивидуальными
интересами.
Круг досугового чтения подростками художественной литературы в начале
90-х годов также
значительно изменился. Эта
частей: собственно детской литературы и книг, читаемых одновременно
взрослыми читателями. Обе части репертуара в наше время стали иными. Один
из протекающих в начале 90-х годов процессов можно обозначить как издание и
вхождение в круг детского чтения "возвращенной детской литературы".
Восстанавливается прерванная при советской власти традиция. Сюда относятся
как отечественные авторы (Л. Чарская, С. Черный и др.), так и зарубежные
(Л. Жаколио, Ф. Вернет, Г. Мало, С. Джемисон). "Возвращенной" детской
литературой можно считать и "Детскую Библию", различные издания
религиозного содержания, мифы и легенды, эпос, историческую дореволюционную
литературу. Возродились некоторые детские журналы, выходившие до революции.
Поэтому сегодняшний репертуар детского чтения имеет ряд сходных черт с
дореволюционным. Заметна тенденция увеличения наименований переводной
литературы. В круг детского чтения входят издания, учитывающие
половозрастные особенности юных читателей, такие, как "книги для девочек" и
"книги для мальчиков" (например, "Энциклопедия для маленьких принцесс",
"Энциклопедия для маленьких джентльменов"). Созданы новые серии типа
"детский детектив", серии приключений для подростков, выпускается много
научно-фантастической и литературы типа "фэнтези". Становится более
разнообразной и дифференцируется по возрастам детская периодика. Многие
журналы имеют различное направление ° в традициях православия, для девочек,
для семейного чтения, досуга и занятий в сфере детского творчества и др.
Среди журналов и газет есть такие, как "Сказочная газета", журналы и
газеты, в создании которых принимают участие сами подростки и юношество,
журналы комиксов.
В исследовании, проведенном РГБ в 1988 году, наиболее любимые детские
авторы были очень дефицитны: А. Волков, Ж. Верн, А. Беляев, А. Дюма, Д.
Дефо, Н. Носов, А. Линдгрен, М. Твен, А. Конан Дойл. Сегодня спрос на них
практически полностью удовлетворен, и они занимают первые места в
репертуаре детского чтения. Литературные сказки Т. Янссон, А. Линдгрен, К.
Льюиса, Р. Толкиена, Ф. Баума любимы многими детьми. Некоторые особенно
популярные у детей книги вышли большими тиражами, что позволяет говорить о
феномене "детских бестселлеров", к которым можно отнести Э. Успенского, А.
Волкова, Г. Остера, Н. Носова, К. Булычева.
Другая, "взрослая" часть репертуара чтения подростков претерпела еще
более существенные изменения: сюда вошли ранее отсутствовавшие на прилавках
книжных магазинов и в фондах библиотек разнообразные жанры и тематические
направления: детективы и фантастика, криминальные и авантюрно-
приключенческие романы, "ужасы" и мистика. У подростков 90-х годов
повышенный интерес к остросюжетной литературе - западной фантастике,
приключениям, детективу. Большими тиражами вышли в начале 90-х годов
особенно популярные у подростков А. Дюма, М. Рид, У. Коллинз, Ж. Верн, Ф.
Купер, А. Хаггард, Д. Лондон, А. Конан Дойл. Но если в 80-е годы эти книги
были в желаемом чтении, то сейчас они переместились на первый ряд в
реальном чтении подростков и юношества. Добавились сюда и другие авторы: М.
Митчелл, Дж. Чейз, С. Кинг, М. Дрюон, А. Хейли, А. Рипли, Л. Жаколио, Э.
Гарднер, Р. Стаут, М. Спиллейн, Э. Нортон, Р. Сабатини, С. Шелдон.
С современными детскими и юношескими книгами дело обстоит иначе. За
редким исключением дети и подростки совсем не знают произведений
современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических
книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений,
вводящих ребенка в современный мир (так называемой "социально-критической"
детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают. Дело
осложняется и тем, что медленно переводятся образцы лучшей мировой детской
литературы.
Среди
негативных процессов,
- интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной
западной массовой культуры низких художественных достоинств - "кича
(китча)", "чтива", "паралитературы". Речь идет о триллерах, детективах,
фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес
ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не
только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии,
религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто
сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней
библиотеки). В круге детского чтения серьезная, более сложная для
восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировой литературы
замещаются более легкой развлекательной продукцией массовой культуры. В
России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда в
условиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношества
занимала преимущественно слабая в художественном отношении советская
литература.
Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западных
стран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в
Австрии, было установлено, что читательская потребность детей только в
редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают
то, что им более доступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках,
иллюстрированные журналы и т. п. Начиная с подросткового возраста они
предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный выбор.
Согласно данным российских исследователей, круг чтения подростков
Информация о работе Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений