Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью исследования выступает изучение коммуникаций в организации и оценка их эффективности.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды коммуникаций в современных условиях;
2. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса;
3. Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации;
4. Провести анализ коммуникационного процесса в организации;
5. Выработать мероприятия по совершенствованию коммуникационного процесса в организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммуникации в системе управления…………………………………5
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика………………...5
1.2 Эффективность коммуникаций в менеджменте………………….......9
Глава 2 Анализ эффективности менеджера по коммуникациям в OOO«Хлебмаркет»……………………………………………………………....12
2.1 Общая характеристика……………………………………………...12
2.2 Особенности работы и круг обязанностей менеджера по коммуникациям …………………………………………………………………16
2.3 Рекомендации по улучшению эффективности коммуникации в организации……………………………………………………………………....22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Коммуникации в системе управления…………………………………5
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика………………...5
1.2 Эффективность коммуникаций в менеджменте………………….......9
Глава 2 Анализ эффективности
менеджера по коммуникациям в OOO«Хлебмаркет»………………………………………
2.1 Общая характеристика…………………………………………
2.2 Особенности работы и круг обязанностей менеджера по коммуникациям …………………………………………………………………16
2.3 Рекомендации по улучшению
эффективности коммуникации в организации…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Опыт как российских, так
и зарубежных компаний показывает,
что эффективность коммуникаций
зависит, прежде всего, от психологического
настроя коллектива. Там где руководитель
использует метод «кнута и палки»
наблюдается нервозность и
В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности организаций, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.
Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей. Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом, играющим в деловой жизни важную роль.
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только организации, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих в данной организации, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри организации, так и за её пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнёрами, конкурирующими фирмами, потребителями, клиентами.
Целью исследования выступает изучение коммуникаций в организации и оценка их эффективности.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и виды коммуникаций в современных условиях;
2. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса;
3. Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации;
4. Провести анализ коммуникационного процесса в организации;
5. Выработать мероприятия по совершенствованию коммуникационного процесса в организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что коммуникация – важнейший элемент обеспечения эффективности деятельности организации.
Глава 1. Коммуникации в системе управления
1.1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика
Коммуникация, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
- обеспечение эффективного
- совершенствование
- создание информационных
- регулирование и
Коммуникации подразделяются на следующие виды:
1) Межличностные или
2) Коммуникации на основе
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
- Формальные или официальные.
Данные коммуникации
- Неформальные коммуникации, которые
не следуют общим правилам
определенной организации; они
осуществляются согласно
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
-вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
-горизонтальные между
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:
- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
- нисходящие, осуществляемые сверху
вниз. Этот тип коммуникаций
Межличностные коммуникации делят
также на вербальные (словесные) и
невербальные, призванные осуществить
обмен информацией без
Вербальные и не вербальные формы
коммуникаций не всегда и не обязательно
исключают друг друга. Как правило,
интерпретация получателем
Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс - это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
Отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
Сообщение - непосредственно информация;
Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
1. Зарождение идеи или отбор информации;
2. Выбор канала передачи информации;
3. Передача сообщения;
4. Интерпретация сообщения.
Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщения; совещание - это канал информации; получатели - менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Формирование
коммуникационных процессов, а также
выбор средств и каналов
1.2 Эффективность коммуникаций в менеджменте
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций произошло не так давно, то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.
В России коммуникации претерпели коренное
изменение. От административно-командной
системы страна резко перешла
к рыночным отношениям. Если раньше
управление предприятием в основном
заключалось в том, что от руководства
к подчиненным поступали
Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих описанных ситуациях есть исключения.
Так при командно - административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации.
Эффективность коммуникаций различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных 20 - 25%, (т.е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.
Успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации.
Также особую роль в эффективности
коммуникаций играет построение сообщений.
Необходимо соблюдать при построении
сообщения такую
Чтобы избежать ситуации быть непонятым
собеседником, следует стремиться к
простоте сообщения, использовать словарный
состав повседневной речи даже при
общении с образованным и проницательным
человеком. Одновременно надо учитывать,
что доверие к себе можно подорвать,
если привести только один ложный или
искаженный факт из ста, хотя 99 могут
соответствовать
Российские менеджеры выделяют девять заповедей успешной коммуникации:
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание;
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации;
3.Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации;
4.Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации;
5.Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения;
7. Воспользуйтесь возможностями, когда они представляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя;
8. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация;
9. Учитесь умению слушать другого.[10,56]
Следует отметить, что неудовлетворительное
состояние
Информация о работе Роль менеджера по коммуникации в системе менеджмента предприятия