Связь с общественностью как объект правового реулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение связей с общественностью как объекта правового регулирования
Объект исследования: право, связи с общественностью, информационное право.
Предмет исследования: основы правового обеспечения связей с общественностью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучение и критическое осмысление литературы по проблеме исследования.
2. Определение понятийного аппарата исследования.
3.Анализ действий пиар-специалиста.
4.Изучение информации защищаемой законодательством.
5.Определение выводов исследования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.20 Кб (Скачать файл)

                                            Введение 

Данная тема особенно актуальна  сегодня, так как в современном  обществе любая деятельность подлежит определенному регулированию, то есть разумному ограничению, введению в  некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом . Прежде  чем перейти к изучению вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, регулируемые информационным правом или подлежащие такому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

Цель исследования: изучение связей с общественностью как объекта правового регулирования

Объект исследования: право, связи с общественностью, информационное право.

Предмет исследования: основы правового обеспечения связей с  общественностью.

В соответствии с целью  исследования поставлены следующие  задачи:

1.Изучение и критическое  осмысление литературы по проблеме  исследования.

2. Определение понятийного  аппарата исследования.

3.Анализ действий пиар-специалиста.

4.Изучение информации  защищаемой законодательством.

5.Определение выводов  исследования.

Методы исследования:

1).теоретический анализ

2).анализ документов

Теоретическая значимость исследования: систематизация материалов по проблеме исследования.

 

Глава 1. Основные понятия правового регулирования связей с общественностью

1.1 Право: основные понятия. Правовое регулирование

В основу правового регулирования  общественных отношений положен  принцип юридического равенства. Очевидно, что люди различаются между собой  самым существенным образом: по биологическим, интеллектуальным, социальным характеристикам. У них разные взгляды и пристрастия. Однако принцип юридического равенства  означает, что в идеальном случае эти различия утрачивают значение. Они не исчезают - они игнорируются при установлении правил поведения. И в силу этого впервые получают право на существование. Человек может быть не таким, как все, потому что на его правовом положении это не сказывается.

Право -- это социальный регулятор, в природе которого заложено признание  непохожести людей друг на друга, а следовательно, необходимость толерантного отношения к ценностным ориентациям того, кто на тебя не похож. Не случайно первым правовым принципом Нового времени становится принцип свободы совести. Поскольку фактически оказалось, что верить можно по-разному, и столь же фактически выяснилось, что разные верования не устраняют необходимости совместной жизни, то потребовался принцип формального  юридического равенства католиков и протестантов самых разных толков. Религиозные войны могли утихнуть только благодаря принятию этого принципа. Право, таким образом, - это результат общественного компромисса и его условие.1

В качестве результата общественного  компромисса право закрепляется в нормативных актах, законах, указах, постановлениях и других официальных документах, созданных управ омоченными органами или прямым народным изъявлением и содержащих общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Актом высшей юридической силы является закон. В России федеральные законы принимаются Государственной Думой, утверждаются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. Президент и исполнительные органы также могут принимать нормативные акты - указы (Президент), постановления (Правительство), приказы и другие акты (министерства). Следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым

 


1 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010. -208с

федеральные органы могут  принимать нормативные акты, определен Конституцией [ст. 71, 72 и др.]

Иные вопросы относятся  к компетенции субъектов Российской Федерации, каждый из которых может  принимать как соответствующие  законы, так и акты органов исполнительной власти.

Однако созданием нормативных  актов деятельность государственных  органов по реализации права не исчерпывается: ведь общее правило нужно как-то применять в каждом конкретном случае. Поэтому на органы исполнительной власти, как на уровне Федерации, так и  на уровне ее субъектов возложена  задача принимать правоприменительные акты. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. К правоприменительным актам относятся также постановления судов. Правоприменительные акты не могут противоречить положениям нормативных документов, в противном случае можно добиваться их отмены.

Разумеется, реализация права  не может ограничиваться деятельностью  государственных органов. Cама эта деятельность должна служить интересам иных участников общественных отношений, общества в целом. Различают индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений. К индивидуальным субъектам, т. е. к физическим лицам, относятся граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Среди коллективных субъектов выделяются юридические лица, для которых характерна обособленность имущества, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Существуют и иные коллективные субъекты, в том числе и сами государственные органы, которые не обладают тем или иным из указанных признаков. Права и обязанности этих субъектов существенно различаются. Так, в частности, дела, участниками которых являются юридические лица, рассматриваются арбитражными судами; если же хотя бы одним из участников является иной субъект, дело, как правило, оказывается подведомственно судам общей юрисдикции. Как в этом, так и в ряде других случаев для заинтересованных лиц является принципиально важным правильно определить субъектный состав участников.2


2 Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. - СПб: Питер, 2009.

При всей значимости правового  регулирования общественной жизни  право не является, не может и  не должно быть единственным и абсолютным социальным регулятором. Сложилось  достаточно распространенное и неплохо  работающее деление социальных норм на правовые, обычные, корпоративные и нравственные. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Под нравственностью будем понимать мысли, чувства и дела, которыми человек ценностно соотносит себя с действительностью. У разных социальных норм разные формы фиксации, механизмы реализации, меры ответственности, возникающей в случае их нарушения. Так, если мы говорим о привычке здороваться с коллегами (преимущественно мужского пола) за руку, то это правило обычного характера. Его несоблюдение наверняка повлечет настороженное отношение ближайшего окружения, слухи, пересуды, а в пределе и исключение из сообщества. Однако никому и в голову не придет подавать на такого «недотрогу» в суд. Более того, если уволенный окажется в состоянии доказать, что был уволен именно за отсутствие привычки подавать руку, он сможет восстановиться на работе по решению суда. Нельзя будет пожаловаться в суд и на нарушение зафиксированных документально, так называемых «норм корпоративной этики» записанных в принятых данным профессиональным сообществом этических кодексах. Так, юридическая ответственность не наступит за нарушение многочисленных рекламистских, журналистских и прочих кодексов. Если кого-то исключат из Российской ассоциации коммуникативных агентств за несоблюдение принятых в ней норм, жаловаться в суд или в прокуратору ему не придется, но и права заниматься рекламной деятельностью у него никто, таким образом не отнимет.3

Различные социальные нормы  дополняют друг друга. Многие проблемы общественной жизни возникают именно из-за неоправданных попыток отнести  в сферу правового регулирования  то, что по своей природе должно регулироваться корпоративными нормами, или, напротив, из-за слишком поспешного отнесения в сферу корпоративного регулирования того, что на


3 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010. -208с.

 

сегодняшний день нуждается (возможно, лишь пока нуждается) в юридическом  вмешательстве.

1.2 Правовое обеспечение  связей с общественностью, законы  и нормативные акты

Правовое регулирование - это строго установленная, четко  прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических  норм. Если проанализировать, какие  регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.4

PR-деятельность в России  не имеет своего законодательного  акта, такого, как, например, Федеральный  закон "О рекламе". Принятию  подобного единого нормативного  документа, способного в полной  мере отразить все возможные  в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность  public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий - от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов.

Ввиду отсутствия единого  законодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено нескольких государственных  нормативных актах. Рассмотрим основные из них:

1. Закон "Об информации, информатизации и защите информации";

2. Закон "О рекламе";

3. Закон "Об авторском  праве и смежных правах";

4. Закон "О товарных  знаках, обслуживания и наименованиях  мест прохождения товаров".

Имеет смысл разобрать  подробнее отношение вышеперечисленных  актов к работе специалиста в  сфере PR.

 


4 Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 16.10.2006)

1. Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Основным полем деятельности PR-специалиста  является информация. И одна из  задач PR-службы любой организации  - накапливать всевозможные сведения  как о государственных учреждениях,  общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так  и их руководителях. Конституция  Российской Федерации признает  и гарантирует права физических  и юридических лиц "свободно  искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом". При  этом Федеральный закон "О  государственной тайне" содержит  большой перечень сведений, сбор  и распространение которых запрещены. Несомненно, информация о привычках, увлечениях, вкусах топ - менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом "Об информации, информатизации и защите информации" не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.5

2. Закон "О рекламе". Известно, что в формировании  благоприятного имиджа организации  большую роль играет корпоративная  реклама. Федеральный закон "О  рекламе" регулирует часть  объектов рекламы, таких как:

1) рекламная деятельность  в целом;

2) реклама товаров, представляющих  потенциальную опасность для  потребителей;

3) использование необоснованных  утверждений;

4) охрана авторских прав  на рекламные идеи и решения;

5) правовая защита товарных  знаков и других форм интеллектуальной  собственности;

6) реклама, вводящая в  заблуждение и содержащая "исчезающую  приманку";

7) сравнительная реклама;


5 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010

 

8) реклама, направленная  на детей.

Закон так же затрагивает  ряд этических моментов, например, дает понятие ненадлежащей рекламы  и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы).

Значительная часть закона устанавливает полномочия контрольных  органов в сфере рекламы и  определяет права и обязанности  участников рекламного процесса, сроки  хранения рекламных материалов, обязанность  представления документальных подтверждений  достоверности рекламной информации, лицензий и сертификатов, а также  ответственности за уклонение выполнения условий рекламы, выступающей в  качестве публичной оферты.

3. Закон "Об авторском  праве и смежных правах". Не  лучше обстоят дела и со  знанием авторских прав. Немногим  известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом "Об авторском праве и смежных правах". Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалист в сфере PR может потерять репутацию.

Информация о работе Связь с общественностью как объект правового реулирования