Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение связей с общественностью как объекта правового регулирования
Объект исследования: право, связи с общественностью, информационное право.
Предмет исследования: основы правового обеспечения связей с общественностью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучение и критическое осмысление литературы по проблеме исследования.
2. Определение понятийного аппарата исследования.
3.Анализ действий пиар-специалиста.
4.Изучение информации защищаемой законодательством.
5.Определение выводов исследования.
Данная тема особенно актуальна сегодня, так как в современном обществе любая деятельность подлежит определенному регулированию, то есть разумному ограничению, введению в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом . Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией, нужно хорошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отношения, регулируемые информационным правом или подлежащие такому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведения субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.
Цель исследования: изучение связей с общественностью как объекта правового регулирования
Объект исследования: право, связи с общественностью, информационное право.
Предмет исследования: основы правового обеспечения связей с общественностью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучение и критическое
осмысление литературы по
2. Определение понятийного аппарата исследования.
3.Анализ действий пиар-
4.Изучение информации защищаемой законодательством.
5.Определение выводов исследования.
Методы исследования:
1).теоретический анализ
2).анализ документов
Теоретическая значимость исследования: систематизация материалов по проблеме исследования.
Глава 1. Основные понятия правового регулирования связей с общественностью
1.1 Право: основные понятия. Правовое регулирование
В основу правового регулирования общественных отношений положен принцип юридического равенства. Очевидно, что люди различаются между собой самым существенным образом: по биологическим, интеллектуальным, социальным характеристикам. У них разные взгляды и пристрастия. Однако принцип юридического равенства означает, что в идеальном случае эти различия утрачивают значение. Они не исчезают - они игнорируются при установлении правил поведения. И в силу этого впервые получают право на существование. Человек может быть не таким, как все, потому что на его правовом положении это не сказывается.
Право -- это социальный регулятор, в природе которого заложено признание непохожести людей друг на друга, а следовательно, необходимость толерантного отношения к ценностным ориентациям того, кто на тебя не похож. Не случайно первым правовым принципом Нового времени становится принцип свободы совести. Поскольку фактически оказалось, что верить можно по-разному, и столь же фактически выяснилось, что разные верования не устраняют необходимости совместной жизни, то потребовался принцип формального юридического равенства католиков и протестантов самых разных толков. Религиозные войны могли утихнуть только благодаря принятию этого принципа. Право, таким образом, - это результат общественного компромисса и его условие.1
В качестве результата общественного компромисса право закрепляется в нормативных актах, законах, указах, постановлениях и других официальных документах, созданных управ омоченными органами или прямым народным изъявлением и содержащих общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Актом высшей юридической силы является закон. В России федеральные законы принимаются Государственной Думой, утверждаются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. Президент и исполнительные органы также могут принимать нормативные акты - указы (Президент), постановления (Правительство), приказы и другие акты (министерства). Следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым
1 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010. -208с
федеральные органы могут принимать нормативные акты, определен Конституцией [ст. 71, 72 и др.]
Иные вопросы относятся
к компетенции субъектов
Однако созданием нормативных актов деятельность государственных органов по реализации права не исчерпывается: ведь общее правило нужно как-то применять в каждом конкретном случае. Поэтому на органы исполнительной власти, как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов возложена задача принимать правоприменительные акты. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. К правоприменительным актам относятся также постановления судов. Правоприменительные акты не могут противоречить положениям нормативных документов, в противном случае можно добиваться их отмены.
Разумеется, реализация права не может ограничиваться деятельностью государственных органов. Cама эта деятельность должна служить интересам иных участников общественных отношений, общества в целом. Различают индивидуальных и коллективных субъектов правоотношений. К индивидуальным субъектам, т. е. к физическим лицам, относятся граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Среди коллективных субъектов выделяются юридические лица, для которых характерна обособленность имущества, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Существуют и иные коллективные субъекты, в том числе и сами государственные органы, которые не обладают тем или иным из указанных признаков. Права и обязанности этих субъектов существенно различаются. Так, в частности, дела, участниками которых являются юридические лица, рассматриваются арбитражными судами; если же хотя бы одним из участников является иной субъект, дело, как правило, оказывается подведомственно судам общей юрисдикции. Как в этом, так и в ряде других случаев для заинтересованных лиц является принципиально важным правильно определить субъектный состав участников.2
2 Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. - СПб: Питер, 2009.
При всей значимости правового регулирования общественной жизни право не является, не может и не должно быть единственным и абсолютным социальным регулятором. Сложилось достаточно распространенное и неплохо работающее деление социальных норм на правовые, обычные, корпоративные и нравственные. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Под нравственностью будем понимать мысли, чувства и дела, которыми человек ценностно соотносит себя с действительностью. У разных социальных норм разные формы фиксации, механизмы реализации, меры ответственности, возникающей в случае их нарушения. Так, если мы говорим о привычке здороваться с коллегами (преимущественно мужского пола) за руку, то это правило обычного характера. Его несоблюдение наверняка повлечет настороженное отношение ближайшего окружения, слухи, пересуды, а в пределе и исключение из сообщества. Однако никому и в голову не придет подавать на такого «недотрогу» в суд. Более того, если уволенный окажется в состоянии доказать, что был уволен именно за отсутствие привычки подавать руку, он сможет восстановиться на работе по решению суда. Нельзя будет пожаловаться в суд и на нарушение зафиксированных документально, так называемых «норм корпоративной этики» записанных в принятых данным профессиональным сообществом этических кодексах. Так, юридическая ответственность не наступит за нарушение многочисленных рекламистских, журналистских и прочих кодексов. Если кого-то исключат из Российской ассоциации коммуникативных агентств за несоблюдение принятых в ней норм, жаловаться в суд или в прокуратору ему не придется, но и права заниматься рекламной деятельностью у него никто, таким образом не отнимет.3
Различные социальные нормы
дополняют друг друга. Многие проблемы
общественной жизни возникают именно
из-за неоправданных попыток отнести
в сферу правового
3 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010. -208с.
сегодняшний день нуждается (возможно, лишь пока нуждается) в юридическом вмешательстве.
1.2 Правовое обеспечение
связей с общественностью,
Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм. Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.4
PR-деятельность в России
не имеет своего
Ввиду отсутствия единого законодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено нескольких государственных нормативных актах. Рассмотрим основные из них:
1. Закон "Об информации,
информатизации и защите
2. Закон "О рекламе";
3. Закон "Об авторском праве и смежных правах";
4. Закон "О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров".
Имеет смысл разобрать
подробнее отношение
4 Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 16.10.2006)
1. Закон "Об информации,
информатизации и защите
2. Закон "О рекламе".
Известно, что в формировании
благоприятного имиджа
1) рекламная деятельность в целом;
2) реклама товаров,
3) использование необоснованных утверждений;
4) охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
5) правовая защита товарных
знаков и других форм
6) реклама, вводящая в заблуждение и содержащая "исчезающую приманку";
7) сравнительная реклама;
5 Дорский А.Ю. Правовое обеспечение PR. - СПб.: Питер, 2010
8) реклама, направленная на детей.
Закон так же затрагивает ряд этических моментов, например, дает понятие ненадлежащей рекламы и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы).
Значительная часть закона
устанавливает полномочия контрольных
органов в сфере рекламы и
определяет права и обязанности
участников рекламного процесса, сроки
хранения рекламных материалов, обязанность
представления документальных подтверждений
достоверности рекламной
3. Закон "Об авторском праве и смежных правах". Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом "Об авторском праве и смежных правах". Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалист в сфере PR может потерять репутацию.
Информация о работе Связь с общественностью как объект правового реулирования