Языковая личность и коммуникативная компетентность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследования предметов и методов, разработанных для выявления основных компонентов, является выявление характера коммуникативные навыки.
Цель включает в себя следующие задачи:
1. Изучите основные средства связи
2. Учитывая СМИ
3. Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

4. Анализ методов воздействия на коммуникативные процессы

Содержание работы

Введение .................................................................................................................................... 3
Глава 1. Личностное и психологическое наращивания потенциала и социальной психологии.
1.1 Понятие социальной компетентности и психологической........................................................................................................................ 4
1.2 Средства вербальной и невербальной коммуникации .....................................................8
1.3 Метод оценки и развитие навыков общения....................................................................... 9
1.4 Активные методы обучения общению .....................................…………………………..13
Глава 2. Исследование методов анализа потенциальных взаимодействий.
2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы.…………………………………………………………………………………….... 15
Заключение ................................................................................................................................. 17
Список литературы..................................................................................................................... 18

Файлы: 1 файл

Дмитриева М.И. Речевая коммуникация.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

 

Диагностика исполнительной части коммуникативного действия основывается на анализе и оценке операционального состава действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио и видеозаписывающая аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа.

 

На первом этапе анализа проводится инвентаризация используемых коммуникативных  техник – выделяется своеобразный операциональный репертуар. В такой репертуар могут входить владение темпом речи, интонацией, паузой, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д.

 

Одним из параметров оценки является количество используемых коммуникативных  техник. Другим параметром является уместность, или адекватность используемого  технического приёма. Оценка этой характеристики операционального потенциала коммуникативного действия производится с помощью экспертных суждений в процессе оценки аудиовизуальной записи [8].

 

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной  компетентности взрослых людей состоит  в том, что обучение рассматривается  как саморазвитие и самосовершенствование  на основе собственных действий, а  диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием  испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

 

Приобретение коммуникативного опыта  происходит не только на основе непосредственного  участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения  сведений о характере коммуникативных  ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения [8].

 

Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудости в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования.Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

 

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так  и представленного в художественной форме, даёт не только возможность «тренировки» приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс  наблюдения позволяет выявить систему  правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а  какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в  качестве эффективного способа повышения  собственной компетентности [8].

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения  в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной  частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать  «в уме» может быть целенаправленно  использована для обеспечения «контролируемой  спонтанности», являющейся важной характеристикой  компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной  компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции  коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении  возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как  систему внутренних средств регуляции  коммуникативных действий, выделяя  в последней ориентирующую и  исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия [8].

 

1.4 Активные методы группового обучения общению.

Психологическая наука до конца  XIX столетия развивалась как психология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX – XX вв. в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли групповые переменные. Экспериментально было подтверждено, что уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии.

Активные групповые методы можно  условно объединить в три основные блока:

  1. дискуссионные методы;
  2. игровые методы;
  3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) [4].

 

Дискуссионные методы.

Благодаря механизму дискуссии  со сверстниками ребёнок отходит  от черт эгоцентрического мышления и  учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что  групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет  метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно  действующего участника событий, приближающихся к реальным [5].

 

 Игровые методы.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют  сценарий, в который заложен более  или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения  на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности  профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования  личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором  М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

 

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и  ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются  условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных  навыков. На первый план выдвигаются  активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в  игровых методах достигается  в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов [4].

 

Групповая терапия, процесс, который  существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов  или нет, речь идёт лишь о том, что  неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижения на первый план взаимодействия между участниками [5].

 

Сензитивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности  участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает  феномен отсутствия структуры. Трудность  описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

 

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием [5].

                     

 

Глава 2. Исследование методов анализа потенциальных ваздействий.

2.1 Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы.

Любой социально-психологический  метод – это всегда метод вмешательства, большего или меньшего. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении  воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации  форм межличностного общения, другими  словами С.П.Т (Социально-психологический  тренинг) рассматривается как средство как средство развития компетентности в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели тренинга свидетельствуют тенденции повышения  весомости общения в жизни  современного общества. Другим аспектом значимости сформулированной выше цели является ориентация метода на широкий  контингент возможных его участников.

 

Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования  компетентности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии [8].

Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные  грани – общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба - субъекты),активностью сторон при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

Из двух указанных схем развитого  общения определяющей, базовой является субъект-субъектная схема.

 

Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект – субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности.

 

Анализ возможных воздействий  социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой  работы так или иначе затрагивается достаточно глубокие психологические образования участников тренинга. Когда речь идёт о том, например, что в тренинге человек получает новые конкретные сведения о себе, то при этом имеется ввиду не только некий внешний поверхностный срез, но и такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки и т.п., в чём трудно убедиться, используя тексты самоотчётов. Всё это вызывает вопрос о том, в каком смысле и в какой степени социально-психологический тренинг можно ассоциировать с процессом развития личности. Так, Роджерс , например, считает, что действительность воздействует на личность скорее деструктивным образом и что адекватной сферой для роста здоровой личности являются «очищенные» от реальности формы лабораторного группового воздействия [8].

Необходимо подчеркнуть, что выполняя в ряде случаев функцию толчка к личностным изменениям, тренинг  не охватывает всего процесса изменения  в целом, а касается его начальной, инициирующей стадии. Две другие стороны, а именно внутренняя работа по освоению задачи на личностный смысл и получение  поддержки процесса  от внешней  среды, либо преимущественно, либо целиком  лежат за пределами тренинга, реализуясь в сфере послегрупповой повседневной жизнедеятельности участников.

Отмечая безусловный примат реальной жизнедеятельности и вторичную, вспомогательную роль тренинга, не следует вместе с тем упускать из виду того обстоятельства, что тренинг  обладает и  определёнными специфическими выигрышными сторонами: характерная  для него значительная концентрированность  новых сведения о себе и других людях, служащих толчком к личностным переоценкам: доверительный характер этих сведений; их отнесённость к закрытым для обычного внешнего поверхностного общения сферам личности; их большая  эмоциональная насыщенность [8].

 

Овладение субъект-субъектным, продуктивным, глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках социально-психологического тренинга. Активная позиция участника тренинга в достижении окончательных результатов является моментом принципиально важным, отражающим специфику рассматриваемого метода, его субъект-субъектную природу: только на основе активного самосознания можно добиваться действительно серъёзных результатов психологического воздействия, особенно в том случае, если оно направлено на сложившегося взрослого человека и затрагивает достаточно глубокие психологические образования [8].

Информация о работе Языковая личность и коммуникативная компетентность