Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:01, реферат
Включение и содержание обучения младших школьников элементов алгебры, особенно упражнений с функциональным содержанием, позволяет увидеть динамичность явлений реального мира, взаимную обусловленность и связь величин. А это оказывает большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. Изучение алгебраического материала способствует развитию у учащихся таких логических приемов, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, индукция и дедукция.
Образование каждого числа из других чисел, отношения между числами можно раскрыть только в том случае, если рассматривать одновременно несколько последовательных чисел. Поэтому изучают не отдельные числа, а отрезки натурального ряда от единицы до того числа, которое введено последним: 1, 2; 1,2,3; 1,2,3,4 и т. д.
Рассмотрим методику изучения основных вопросов нумерации.
Любое число в натуральной
Присчитывание и отсчитывание по 1
(с иллюстрацией на предметах). Осознание
принципа построения натурального ряда
чисел позволяет выполнить
Операция присчитывания
Например, при изучении чисел 1 - 4 учитель предлагает детям положить 2 палочки, затем положить еще 1 палочку. Выясняют, сколько стало палочек и как получили 3 палочки. Затем из 3 палочек убирают одну палочку и поясняют, как получили 2 палочки.
Образование числовых последовательностей (« числовых лесенок »). Так, при изучении чисел 1 - 4 производится такая работа:
«Положите два круга; ниже положите столько же треугольников; придвиньте еще один треугольник. Сколько стало всего треугольников? Как получили три треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше?
Положите в следующий ряд столько квадратов, сколько у вас лежит треугольников. Что надо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1? Положите еще 1 квадрат. Сколько стало квадратов? Как получили 4 квадрата?»
Решение задач с помощью иллюстрации. Например, при изучении чисел 1 - 6 учитель предлагает детям решить задачу: «В коробке лежало 5 карандашей (считают); туда положили еще один карандаш (кладут и закрывают коробку). Сколько стало карандашей?» Как решили задачу? Проверим. (Считают карандаш в коробке). Аналогично работают над задачей: «В коробке лежало 6 карандашей, 1 карандаш вынули. Сколько карандашей осталось?» Как решили задачу? Проверим. (Считают оставшиеся карандаши.)
Знакомство с печатной и письменной цифрой. Изучаемое числа обозначают сначала печатными цифрами, которое выставляют на наборном полотне рядом с соответствующим множеством предметов. Учитель поясняет: можно сказать - три квадрата, три стула, три человека, а можно обозначить число 3 вот таким знаком, такой цифрой. Дети находят новую цифру в своих кассах, рассматривают и присоединяют к знакомым цифрам. Для закрепления сразу же включают упражнения на установление соответствия между числом и цифрой: « Покажите с помощью палочек, какое число обозначает эта цифра? »; « Покажите цифрой число треугольников, которые у меня на руках ».
Знакомя с письменной цифрой, учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети усваивают направление движения руки, рисуя цифру в воздухе или обводя образец, данный учителем в тетрадях. Далее учащиеся пишут 2 - 3 цифры. Учитель проверяет и отмечает наиболее удачную. Затем учащиеся пишут одну - две строчки цифр.
Знание цифр закрепляется на последующих уроках, когда учащимся предлагают выполнить различные упражнения по нумерации, а ответ либо показывать цифрой, либо записывать в тетрадь. Например, какое число получится, если к 7 прибавить 1 (если из 6 вычесть 1) ? Какое число больше, чем 5, на 1(меньше, чем 10, на 1)? Какое число называют при счете после числа 6 (перед числом 7)? И т.п.
Сравнение последовательных чисел натурального ряда вначале выполняется с опорой на сравнение множеств. Число предметов обозначают цифрами, а отношение между числами - знаком « > », « < », или « = ».
Знаки « > », « < », « = » можно ввести так: предложить детям нарисовать слева один флажок и справа один флажок, затем слева нарисовать еще один флажок. Дети скажут, что слева флажков больше, чем справа. Далее обозначают число флажков цифрами и устанавливают, что число 2 больше, чем 1. Учитель показывает знак « > », поясняя, что он обозначает « больше ». Появляется запись: 2 > 1. Дети учатся читать ее « Два больше, чем один ». Также рассматривают: 1 < 2, 2 = 2. Затем учащиеся упражняются в чтении равенств и неравенств по учебнику или с доски, сравнивают числа и записывают полученные равенства и неравенства.
Чтобы учащиеся запомнили написание самих знаков и не смешивали знаки « > » и « < », полезно на видном месте в классе вывесить таблички с образцами записей, например 1 < 2, 2 > 1, 2 = 2. Можно обратить внимание детей на то, что вершина « уголка », который обозначает « больше » или « меньше », направлена (показывает) на меньшее число и что записи со знаками « > », «< » читают слева направо. Уже при изучении чисел первого десятка учащиеся подходят к обобщениям: каждое следующее число больше на 1, а каждое предыдущее меньше на 1. Поэтому при сравнении чисел постепенно переходят от сравнения совокупностей к выяснению места сравниваемых чисел в натуральной последовательности: 6 больше, чем 5, потому что 6 при счете называют после числа 5; 5 меньше, чем 6 потому что 5 при счете называют перед числом 6.
Порядок следования чисел в натуральном ряду выясняют сначала с опорой на множества предметов. Составляя из предметов или зарисовывая « числовые лесенки », дети убеждаются в том, что числа упорядочены по величине: после числа 1 называют при счете числа 2 идет число 3, которое больше его на 1; перед числом 4 называют число 3, которое меньше его на 1; перед числом 3 называют число 2, которое меньше его на 1. Между числами 2 и 4 находится число 3, которое больше, чем 2, и меньше, чем 4, на 1 и т. д.
Дети должны постепенно усвоить последовательность чисел 1 - 10 и уметь называть их прямом и обратном порядке, а кроме того, научиться называть сразу место любого числа, не воспроизводя всего ряда чисел, начиная с единицы. Это умение вырабатывается в процессе многократных упражнений вида: « Назовите число, которое при счете следует за числом 4 ». Какое число называют при счете перед числом 7 (между числами 8 и 10, после числа 4)? После какого числа (перед каким числом) называют при счете число 6?»
При выполнении упражнений по нумерации наряду с раздаточным дидактическим материалом целесообразно использовать наглядное пособие « Числа 1 - 10 », которое должно создаваться постепенно, по мере изучения чисел, и, пока идет работа над темой, находиться перед глазами учащихся. Это пособие создает наглядный образ натуральной последовательности, иллюстрирует количественные и порядковые отношения чисел.
Прочную наглядную основу для усвоения
нумерации чисел создает
Изучая числа первого десятка, дети знакомятся также и с числом нуль. Понятие об этом числе дети получают, выполняя ряд упражнений в отсчитывании предметов по одному до тех пор, пока ни останется ни одного ( облетают листья с ветки, улетают птицы с гнезда; ученик отдает тетради и т.п. ). Затем вводится обозначение числа нуль цифрой. Учащиеся решают, например, такие задачи: 1) На ветке висели 2 вишни, 1 упала. Сколько вишен осталось? 2) На ветке висела 1 вишня, затем она упала. Сколько вишен осталось? Задачи решают, записывают решения, формулируют ответы. Решение второй задачи: 1 - 1 = 0 ( из одного вычесть один, получится нуль ). Ответ: на ветке не осталось вишен.
Далее число 0 сравнивают с числом
1. Опираясь на решение задачи, выясняют,
сколько вишен было, сколько упало,
дольше или меньше стало вишен
после того, как одна вишня упала.
Результат сравнения
Состав же чисел 6, 7, 8, 9, 10 хотя и иллюстрируется с помощью операций над множествами, однако усваивается детьми позже, при изучении сложения и вычитания в пределах 10.
Итак, изучив теоретические аспекты формирования понятия числа у младших школьников, можно сделать следующие выводы:
В курсе математики понятие числа
является одним из ключевых, с которыми
выполняются различные
Формирование понятия числа проводится по определенным программам обучения, наиболее эффективной из которых является метод развивающего обучения.
Эффективному усвоению учащимися понятия числа способствует формирование логического мышления на уроках математики.
Основной парадигмой в работе по совершенствованию изучения чисел, является: «Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить еѐ - это цель, которую можно реализовать». Выделим основные направления совершенствования урока математики.
Они возникли в результате
анализа статей теоретиков и практиков
урока математики в газете «Математика»
и журнале «Математика в школе»
1. Современный урок математики
характеризуется усилением
В связи с этим на уроке математики часто используют активные методы формирования знаний: проблемного изложения, частично -поисковые, исследовательские. Перечисленные методы (продуктивные) отличаются от репродуктивных (объяснительно - иллюстративный и репродуктивный), которые связаны с усвоением учеником готовых знаний и воспроизведения, известных ему способов деятельности, тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности.
Проблемное изложение
относят к промежуточной
2. Творческое отношение
к структуре урока математики.
Стремление заинтересовать
В настоящее время игру используют при организации начала урока, при изучении нового материала, при организации контроля, при окончании урока. Часто проводятся игровые уроки, даются интересные задания. Очень важен творческий подход учителя к организации урока, в частности к организации начала урока. « Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут ». Новое начало урока позволяет избежать однообразия в построении занятия, обеспечивает интерес учащихся.
Как известно, предварительная
содержательная работа на
Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.
1.Работа в парах с
применением тренажеров для