Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:01, реферат
Включение и содержание обучения младших школьников элементов алгебры, особенно упражнений с функциональным содержанием, позволяет увидеть динамичность явлений реального мира, взаимную обусловленность и связь величин. А это оказывает большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. Изучение алгебраического материала способствует развитию у учащихся таких логических приемов, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, индукция и дедукция.
2. Развитие способностей к математическому творчеству.
Развитие творческих способностей – это необходимый элемент современного урока математики. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на творческий облик учащегося. Математика представляет для этого исключительные возможности.
Способности к математическому творчеству, и конечно творчеству вообще, развиваются в результате:
ü поиска решения нестандартных задач;
ü решения задач и упражнений, включающих элементы исследования;
ü решения задач на доказательство;
ü решения задач и упражнений в отыскании ошибок;
ü решения занимательных задач;
Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание. Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны
учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами.
Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, взаимопроверка, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли,
коммуникабельность, трудолюбие.
Возникновение интереса к
математике у значительного числа
учащихся зависит в большей степени
от методики еѐ преподавания, от того,
насколько умело будет
В современных условиях важное значение приобрела проблема
профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы
знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “ новое качество ” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых
граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяется устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Формирование навыков такого счёта является одной из главных задач обучения математики. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Счет в уме является
самым древним и простым
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4. Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю надо придерживается следующих требований:
· Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
· Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
· Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
· К устному счету должны привлекаться все ученики.
· При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Для полной реализации возможностей совершенствования образования и воспитания младших школьников предпринимаются важные шаги, проводится большая, целенаправленная работа. Приняты меры для существенной перестройки математической и методико – математической подготовки учителей начальной школы, созданы учебные пособия.
В настоящее время
Все это позволяет предположить, что при соответствующей подготовки учителей можно будет реализовывать в массовой практике обучения результаты исследований, направленных на разработку и совершенствование содержания и методов математического образования детей в школе.
Актуальность и необходимость проведения исследований по совершенствованию содержания и методов обучения математике в начальных классах диктуется как общими целями формирования личности, что определяет потребность в усилении развивающей и воспитывающей направленности обучения, в повышении роли и ответственности школы за образование и воспитание подрастающего поколения, так и конкретными целями обучения по каждой его ступени.