Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:45, дипломная работа
В работе изложены основные характеристики всех последовательностей, изучаемых в школе, а так же последовательность чисел Фибоначчи. Проведен анализ, разработаны интересные занятия.
В качестве цели исследовательской работы выступает раскрытие специфики изучения числовых последовательностей в курсе математики основной школы. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методико-математическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть специфику изучения числовых последовательностей в курсе алгебры основной школы.
3. Произвести логико-дидактический анализ темы: «Арифметические и геометрические прогрессии».
4. Рассмотреть организацию проверки знаний учащихся с помощью компьютерных технологий.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I. Числовые последовательности и их свойства
1.1.Числовые последовательности. Способы задания……….……….5
1.2.Арифметические и геометрические прогрессии………………….7
1.3.Последовательность чисел Фибоначчи, её свойства……………13
Выводы по главе I…………….21
Глава II. Изучение числовых последовательностей в систематическом курсе математики основной школы
2.1.Специфика изучения числовых последовательностей в курсе математики основной школы………22
2.2. Логико-дидактический анализ темы «Арифметические и геометрические прогрессии» …………26
2.3. Организация проверки знаний учащихся по теме: «Прогрессии» с использованием компьютерных технологий…30
Выводы по главе II………………………….36
Заключение………………………………………………………………..……...37
Литература………………………………………………………………………..39
Приложения………………………………………………………………………42
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Числовые последовательности и их свойства
1.1.Числовые последовательности. Способы задания……….……….5
1.2.Арифметические и геометрические прогрессии………………….7
1.3.Последовательность чисел Фибоначчи, её свойства……………13
Выводы по главе I……………………………………………………………
Глава II. Изучение числовых последовательностей в систематическом курсе математики основной школы
2.1.Специфика изучения числовых последовательностей в курсе математики основной школы………………………………………..…22
2.2. Логико-дидактический анализ темы «Арифметические и геометрические прогрессии» …………………………………………..26
2.3. Организация проверки знаний учащихся по теме: «Прогрессии» с использованием компьютерных технологий………………………….30
Выводы по главе II…………………………………………………..…………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Развитие мышления учащихся является задачей всех школьных дисциплин, однако, курсу математики в этом вопросе, в связи с его специфическими особенностями, отводится весьма важная роль. Действительно, оперирование в ходе изучения предмета понятиями высокой степени абстрактности, формирование представлений о математическом моделировании, систематически и последовательно проводимая аргументация, четкая логическая схема рассуждения, точность, лаконичность, информированность языка – все это присуще процессу обучения математике и все это способствует воспитанию умственной культуры школьников.
Одним из важнейших понятий математики и ее школьного курса является понятие функции. Числовые последовательности, являясь одним из важнейших классов числовых функций, возникли и развились за долго до создания учения о функции и являются объектом самостоятельного изучения.
В этой связи, темой исследования мы определили: «Особенности изучения числовых последовательностей с применением компьютерных технологий в курсе математики основной школы».
Объектом исследования выступает процесс обучения алгебре в основной школе. Предметом является деятельность учителя по изучению числовых последовательностей в курсе алгебры основной школы.
В качестве цели исследовательской работы выступает раскрытие специфики изучения числовых последовательностей в курсе математики основной школы. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методико-
2. Раскрыть специфику
изучения числовых
3. Произвести логико-дидактически
4. Рассмотреть организацию проверки знаний учащихся с помощью компьютерных технологий.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что деятельность учителя математики по изучению последовательностей будет более эффективной, если:
Для эффективного разрешения задач дипломной работы, нами была использована следующая совокупность методов исследования: теоретические: анализ педагогических идей, анализ документации и продуктов деятельности школьников; социально – педагогические: беседа, тестирование, эмпирические: изучение педагогического опыта, теоретические изучение информационных источников.
Базой нашего исследования являлась средняя общеобразовательная школа №3 г. Каменска-Шахтинского. 9 «Б».
Глава I. Числовые последовательности и их свойства
1.1.Числовые последовательности. Способы задания
Существуют различные подходы к определению понятия «числовая последовательность».
Определение. Числовой последовательностью называют числовую функцию, заданную на множестве N, натуральных чисел.
Поскольку функция определяется через соответствие между множествами, то определение можно сформулировать в виде:
если каждому натуральному числу n ставится в соответствие по некоторому правилу единственное натуральное число Xn, то множество занумированных действительных чисел X1,X2,…Xn,… называется числовой последовательностью.
В общем виде это можно записать так:
1 2 3 … n …
X1 X2 X3 … Xn …
Расмотрим примеры числовых последовательностей:
5, 7, 9, 11, 13, 15… (1)
1, 4, 9, 16, 25, 36… (2)
1, -1, 1, -1, 1, -1… (3)
В примере (1) каждому натуральному числу n ставится в соответствие нечётное число: 2n+3; следовательно формула n-го члена имеет вид: Xn=2n+3.
Числовая последовательность в примере (2) задана следующим образом: каждому натуральному числу ставится в соответствие его квадрат, и значит n-й элемент последовательноти может быть задан формулой Xn=n2.
В последнем примере (3) n-й элемент последовательности имеет вид:
Xn=(-1)n+1
Итак, последовательность может быть задана с помощью формулы, позволяющей вычислять каждый член последовательности по его номеру.
Существуют и другие способы задания последовательностей. Так, например, числовую последовательноть можно изображать:
а) точками на числовой оси, где n є N.
б) точками с координатами ( n; Xn ) на плоскости.
Например последовательность, общий член которой равен можно изображать точками на числовой оси (рис.1) и точками на координатной плоскости (рис.2).
0
рис.1
Xn
1
0 1 2
3 4 5
6 7 8
9 n
- 1
рис. 2
Последовательность может быть задана рекуррентным способом (лат. recurre «возвращаться») В этом случае надо указать первый член (или несколько первых членов) и формулу, связывающую n-й член последовательности с предыдущим (или предыдущими).
Например для
1; 1; 2; 3; 5; 8; … рекуррентная
формула выглядит следующим
Среди рекуррентно заданных последовательностей выделяют возвратные последовательности.
Поледовательность (un) называют возвратной последовательностью порядка k, если для всех неотрицательных целых n :
Un+k=a1un+k-1+a2un+k-2+ … +akun (*) ,где ak≠0. При этом соотношение (*) называют рекуррентным уравнением порядка k. Таким образом, если возвратная поледовательность имеет порядок k, то каждый её член начиная с (k+1)-го выражается через k предшествующих ему членов.
Например последовательность чисел Фибоначчи является возвратной последовательностью 2-го порядка, так как un+2=un+un+1.
Возвратными последовательностями являютя также арифметическая и геометрическая прогрессии. И поскольку прогрессии изучаются в школьном курсе математики, то рассмотрим их более подробно.
1.2. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая прогрессия.
Определение. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
Если последовательность (аn) арифметическая прогрессия, то по определению:
a2-a1=a3-a2=…=an+1-an
Т.е. разность между любым членом и предыдущим с ним равна одному и тому же числу. Она называется разностью арифметической прогрессии и обозначается d.
Таким образом арифметическая прогрессия (an) определяется условиями:
1)а1=а, где а-некоторое число
2)an+1=an+d, n≥1
Арифметическая прогрессия обладает характеристическим свойством: любой её член , начиная со второго, является средним арифметическим предыдущего и последующего членов.
Доказательство.
По определению арифметической прогрессии
an+1=an+d,
an+2=an+1+d.
Вычитая почленно из первого равенства второе получаем:
an+1-an+2=an-an-1,
2an+1=an+an+2.
Следовательно: .
Справедливо и обратное утверждение:
Если некоторая
Доказательство.
Пусть для любых трёх соседних членов некоторой последовательности (аn) выполняется соотношение:
an+1= , (n≥1).
Тогда 2an+1=an+an+2, или an+1-an=an+2-an+1, т.е. разность между любым членом последовательности (an) и предыдущим с ним равна одному и тому же числу. Значит, (an)-арифметическая прогрессия.
Используя равенство 2an+1=an+an+2, получим равенство
an+2=2an+1-an.
из которого следует, что арифметичесая прогрессия является возвратной последовательностью второго порядка.
Арифметическую прогрессию можно задать как рекуррентным способом, так и с помощью формулы n-го члена an=a1+(n-1)d. В школьном курсе математики она выводится следующим образом:
а2=а1+d;
а3=а2+d;
а4=а3+d;
. . . . . . .
аn-1=аn-2+d;
an=a n-1+d.
Складывая почленно эти (n-1) равенств, получаем:
(a2+a3+a4+…+an-1)+an=a1+(a2+a3
откуда an=a1+(n-1)d.
Данную формулу можно так же доказать методом математической индукции:
1) Проверим верность равенства при n=2:
a2=a1+(2-1)d,
a2=a1+d-верно.
2) Предполжим что равенство верно при n=k:
ak=a1+(k-1)d.
3) Докажем что равенство верно при n=k+1, т.е. докажем что
ak+1=a1+(k+1-1)d, или ak+1=a1+kd.
Доказательство.
аk+1=ak+d=a1+(k-1)d+d=a1+(k-1+
Следовательно формула an=a1+(n-1)d справедлива для
Наряду с вычислением n-го члена арифметческой прогрессии важное место занимает нахождение суммы её первых n членов.
В учебниках алгебры [2], [16] рассматривается следующий подход к выводу этой формулы: обозначим сумму n первых членов арифметической прогрессии (an) через Sn и запишем эту сумму дважды, изменив во втором случае порядок слагаемых на обратный:
Sn=a1+a2+a3+…+an-1+an,
Sn=an+an-1+…+a3+a2+a1.
Складывая почленно эти равенства получаем:
2Sn=(a1+an)+(a2+an-1)+…+(an-1+
В правой части равенства сумма двух чисел в каждой скобке равна (a1+an) т.к a2+an-1=(a1+d)+(an-d)=a1+an,
a3+an-2=(a2+d)+(an-1-d)=a2+an-
Число слагаемых, заключённых в скобки равно n. Поэтому
2Sn=(a1+an)n, откуда
Sn= .
Заменим в этой формуле член an его выражением a1+d(n-1). Тогда
Sn= .
Данную формулу можно доказать методом математической индукции:
1) Проверим верность равенства при n=2.
S2= ,
S2= ,
S2=2a1+d,
S2=a1+ (a1+d),
S2=a1+ a2 - верно.
2) Предположим, что равенство верно при n=k: