Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 12:34, курсовая работа
Гипотеза исследования. Разработанное электронное средство учебного назначения позволит более эффективно организовать процесс освоения студентами материала по теме «Действия над комплексными числами» курса высшей математики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
Изучить технологию организации образовательного процесса с использованием электронных средств учебного назначения и построить схему организации данного процесса.
Изучить содержание образования по теме «Действия над комплексными числами» курса высшей математики, требования образовательного стандарта к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Разработать систему требований к электронному средству учебного назначения по теме «Комплексные числа» курса высшей математики.
ВВЕДЕНИЕ 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 11
Электронные средства учебного назначения 11
Использование ЭСУН в организации учебного процесса 15
Принципы организации и общие требования к структуре ЭСУН 16
Содержание образования по теме «Комплексные числа» дисциплины «Элементы высшей математики» 20
Требования к разрабатываемому программному продукту 20
Выводы 23
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 24
Выбор модели жизненного цикла ПП 24
Описание общей структуры ЭСУН «Комплексные числа» 26
Разработка логической модели ПП 27
Выводы 31
ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 32
Выбор аппаратной и программной платформ 32
Средства разработки модулей проекта 33
Программная реализация модулей проекта 35
Реализация пользовательского интерфейса ЭСУН «Комплексные числа» 38
Выводы 42
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТАННОГО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 43
Общие принципы тестирования программ 43
Результаты тестирования ЭСУН «Комплексные числа» 45
Выводы и предложения по улучшению качества программного продукта 47
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК АББРЕВИАТУР 56
Основным результатом изучения данной темы должно быть обеспечение реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Элементы высшей математики».
После завершения изучения темы «Комплексные числа» курса высшей математики студент должен знать:
После завершения изучения данного курса студент должен уметь:
Перед разработкой электронного средства учебного назначения по теме «Комплексные числа» курса высшей математики КПОИиП были проанализированы и систематизированы все вышеперечисленные правила и рекомендации. Совместно с преподавателем дисциплины «Элементы высшей математики» были сформулированы следующие требования к программному продукту:
Данные требования являются
обязательными. Разработка других возможностей,
тем или иным образом улучшающих
работу с программным продуктом,
предусматривается после
Рис. 1.1. Схема традиционного образовательного процесса
Выводы
От того, насколько правильно будет спроектирована архитектура программного комплекса и отдельных его компонентов, зависят очень многие качества проекта. Так в тесной зависимости от примененной архитектуры находятся способ реализации программного кода, время работы над проектом, в немалой степени от этого будет зависеть примененная модель жизненного цикла и методология работы над проектом.
Жизненный цикл программного продукта (ПП) – это период времени, начинающийся с момента принятия решения о необходимости создания ПП и заканчивающийся в момент его полного изъятия из эксплуатации. Жизненный цикл ПП является одним из ключевых понятий проектирования, в том числе индустрии программного обеспечения.
Структуру жизненного цикла ПП, состав процессов, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПП, определяет и регламентирует международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 «Information Technology – Software Life Cycle Processes» (название стандарта «Информационные технологии – Процессы жизненного цикла программ»).
Под процессом понимается совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, а также исходными данными, полученными от других процессов. Каждый процесс разделен на набор действий и на набор задач. Запуск и выполнение процесса или задачи осуществляется другими процессами.
В соответствии со стандартом ISO №12207 все процессы жизненного цикла ПП разделены на три базовые группы: основные процессы, вспомогательные процессы и организационные.
Основные процессы включают в себя набор определенных действий и связанных с ними задач, которые должны быть выполнены в течении ЖЦПП. Сюда относятся следующие процессы: приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение.
Основной целью вспомогательных процессов является создание надежного, полностью удовлетворяющего требованиям заказчика ПП в установленные договором сроки. Сюда относятся процессы: документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем.
Основной целью организационных процессов является организация процесса разработки ПП и управления этими процессами. Сюда относят следующие процессы: процесс управления, создания инфраструктуры, усовершенствование, обучение.
От выбранной модели разработки зависят и все этапы жизненного цикла. Наиболее часто говорят о следующих моделях жизненного цикла:
Электронное средство учебного назначения «Комплексные числа» было спроектировано по спиральной модели жизненного цикла ПП.
Модель прототипирования позволяет создать прототип ПП до или в течение этапа составления требований к ПП. Потенциальные пользователи работают с этим прототипом, определяя его сильные и слабые стороны, о результатах сообщают разработчикам ПП. Таким образом, обеспечивается обратная связь между пользователями и разработчиками, которая используется для изменения или корректировки спецификации требований к ПП. В результате такой работы продукт будет отражать реальные потребности пользователей.
Жизненный цикл разработки ПП начинается с разработки плана проекта, затем выполняется быстрый анализ, после чего создается пользовательский интерфейс и выполняется разработка необходимых функций. В результате этой работы получается документ, содержащий частичную спецификацию требований к ПП. Данный документ в дальнейшем является основой для итерационного цикла быстрого прототипирования.
Следует отметить, что, несмотря на то, что спиральная модель делает упор на этап анализа и проектирования, она вовсе не исключает изменение требований на более поздних этапах разработки. Из выше описанного можно увидеть, что спиральная модель жизненного цикла с ее итерациями образует единую схему проектирования, что позволяет обеспечить эффективное использование и производить обновление разработанного программного продукта. Последнее особенно важно, поскольку в дальнейшем предполагается сопровождение и развитие проекта в течение длительного времени и разными разработчиками.
Для эффективного проектирования комплекса на стадии анализа были выделены все необходимые функции. А так как главными требованиями, положенными в основу при разработке ПП, были: легкое управление, модульность и расширяемость, то функции, выполняемые каждым компонентом в отдельности, были разбиты на модули, функционирующие в рамках компонента. С одной стороны, такое разбиение позволило упростить процесс разработки путем последовательного кодирования каждой подсистемы. С другой стороны это позволило выделить отдельные группы функций, схожие для двух или более компонент комплекса.
Поэтому электронное средство учебного назначения по теме курса высшей математики «Комплексные числа» разбивается на четыре основных программных блока (модуля):
Рассмотрим схему построения ПС на уровне модулей (рис.2.1).
Модуль предоставления теоретического материала и практических заданий. Функции: организация пользовательского интерфейса; просмотр теоретического и практического материала по теме.
Модуль тренажер. Функции: организация пользовательского интерфейса; выработка навыка выполнения всех возможных операций над комплексными числами.
Модуль калькулятор. Функции: организация пользовательского интерфейса; автоматизированное выполнение возможных операций над комплексными числами по основным формулам раздела.
Модуль итогового тестирования. Функции: организация пользовательского интерфейса; проверка качества усвоения знаний и выработки умений по теме курса высшей математики «Комплексные числа».
Для создания компонентов ПП необходимо построить модель, описывающую их поведение и структуру. То есть, необходимо создать модель программы, рассматривающую ее как информационную систему, и описать структуру данных. Построение такой модели является одним из этапов разработки программного продукта.
Для моделирования структуры программных модулей используются языки моделирования потоков данных, и одним из наиболее проверенных и испытанных из них является DFD. DFD – общепринятое сокращение от англ. Data Flow Diagrams – диаграммы потоков данных. Так называется методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ [11].
Именно этот язык и использовался для построения модели процессов, происходящих в модулях.
Входящие в разрабатываемое ЭСУН «Комплексные числа» системы обработки информации и потоки данных между ними отображены в DFD-диаграмме первого уровня (рис.2.2).
На начальном этапе изучения
темы «Комплексные числа» студент имеет
доступ к теоретическому материалу
и практическим заданиям, сгруппированным
по разделам. Для выработки навыков
выполнения той или иной операции
над комплексными числами пользователь
может выполнить набор
DFD-диаграмма потоков данных второго уровня для электронного средства учебного назначения «Комплексные числа» отражает порядок прохождения пользователем процесса тестирования и анализ его результатов (рис.2.3).
Рис.2.1. Общая структура ЭСУН «Комплексные числа»
Рис.2.2. DFD-диаграмма ПП первого уровня
Рис.2.3. DFD-диаграмма модуля тестирования ПП
Выводы