Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 12:34, курсовая работа
Гипотеза исследования. Разработанное электронное средство учебного назначения позволит более эффективно организовать процесс освоения студентами материала по теме «Действия над комплексными числами» курса высшей математики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы задачи исследования:
Изучить технологию организации образовательного процесса с использованием электронных средств учебного назначения и построить схему организации данного процесса.
Изучить содержание образования по теме «Действия над комплексными числами» курса высшей математики, требования образовательного стандарта к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Разработать систему требований к электронному средству учебного назначения по теме «Комплексные числа» курса высшей математики.
ВВЕДЕНИЕ 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 11
Электронные средства учебного назначения 11
Использование ЭСУН в организации учебного процесса 15
Принципы организации и общие требования к структуре ЭСУН 16
Содержание образования по теме «Комплексные числа» дисциплины «Элементы высшей математики» 20
Требования к разрабатываемому программному продукту 20
Выводы 23
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 24
Выбор модели жизненного цикла ПП 24
Описание общей структуры ЭСУН «Комплексные числа» 26
Разработка логической модели ПП 27
Выводы 31
ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 32
Выбор аппаратной и программной платформ 32
Средства разработки модулей проекта 33
Программная реализация модулей проекта 35
Реализация пользовательского интерфейса ЭСУН «Комплексные числа» 38
Выводы 42
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТАННОГО ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 43
Общие принципы тестирования программ 43
Результаты тестирования ЭСУН «Комплексные числа» 45
Выводы и предложения по улучшению качества программного продукта 47
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ГЛОССАРИЙ 54
СПИСОК АББРЕВИАТУР 56
После того, как был спроектирован программный продукт, необходимо выбрать аппаратную и программную платформы, а также средства его программной реализации. Это немаловажно, поскольку от выбранной платформы будет зависеть область распространения и надёжность созданного программного средства, а от средства программной реализации простота дальнейшего сопровождения и модернизации, это может стать серьёзной проблемой, если в дальнейшем сопровождением и модернизацией будет заниматься человек, не имевший отношения к разработке.
Сегодня рынок программного обеспечения предъявляет большие требования к создаваемым проектам. Для современных программных средств важными требованиями являются переносимость, мультиплатформенность и масштабируемость. Под переносимостью здесь подразумевается возможность использовать программное средство на разных программно-аппаратных платформах без существенной переработки кода. А масштабируемость подразумевает добавление новых функций и свойств программного средства с минимальным изменением всего кода в целом. Идеальным является вариант, который позволяет наращивать мощность ПС без изменения основного кода, лишь добавляя новые модули.
Поэтому при разработке учитывались оба этих требования. Естественно, создать более или менее сложное ПС, которое работало бы на всех известных платформах, практически невозможно, но следует стремиться обеспечить его функциональность хотя бы на самых распространенных.
При исследовании программно-аппаратной обеспеченности КПОИиП (а именно на него в первую очередь и ориентирован программный продукт) было выявлено, что 100 процентов аппаратного обеспечения составляют IBM PC совместимые машины. Исходя из этого результата, а также из того, что платформа IBM PC вообще является наиболее распространенной в России, было принято решение разрабатывать электронное средство учебного назначения по теме высшей математики «Комплексные числа» именно под эту аппаратную платформу. Выбор программной платформы базировался по результатам анализа системного программного обеспечения, использующегося в КПОИиП. Было принято решение разрабатывать ПС с таким расчетом, чтобы обеспечить функционирование как его отдельных компонентов, так и всего комплекса в целом на основной программной платформе, которая используется на всех компьютерах в КПОИиП – ОС семейства Windows.
На данный момент на рынке фирм-производителей ПО можно наблюдать большое количество сред разработок программ, анонсируемых в качестве RAD-средств быстрой разработки приложений.
RAD – это комплект специальных
средств быстрой разработки
Средства RAD дают возможность реализовать весьма удобную технологию создания приложений: информационные объекты формируются как некие действующие модели (прототипы), чье функционирование согласовывается с пользователем, а затем разработчик может переходить непосредственно к формированию законченных приложений, не теряя из виду общей картины проектируемой системы. Поэтому средства RAD являются в определенном смысле ключом к успеху в разработке ИС.
Разработка приложений с
помощью средств RAD ведется на основе
использования множества
Объектно-ориентированные языки оперируют в первую очередь со стандартными информационными объектами – окнами, списками, текстами, которые можно довольно просто связать с данными из БД и отобразить на экране монитора. Другая группа объектов представляет собой элементы управления (графические кнопки, «радиокнопки», меню, линейки скроллинга и т.д.), с помощью которых можно легко осуществлять управление отображаемыми данными. Все эти объекты могут быть стандартным образом описаны средствами языка, а сами описания сохранены для дальнейшего повторного использования.
Для каждого из стандартных
объектов заданы: предопределенный внешний
облик, свойства и поведение в
конкретных ситуациях путем
Большинство средств RAD в удобно интерпретируемом режиме в интегрированной среде разработки (Integrated Development Environment IDE) дает возможность разработчикам тестировать все созданные компоненты приложений, как по отдельности, так и во взаимосвязи с остальными. При обнаружении ошибок кодирования инструментарий RAD обычно предоставляет разработчику полнофункциональные средства отладки и модификации [13].
Среди большого многообразия средств RAD, для реализации данного модуля, была выбрана среда разработки Embarcadero® Delphi® XE3. Использование этого продукта обеспечивает единую среду разработки. Delphi – одна из самых мощных систем, позволяющих на самом современном уровне создавать как отдельные прикладные программы, так и разветвленные комплексы, предназначенные для работы в корпоративных сетях и в Internet. В качестве основного языка программирования в Delphi применяется Object Pascal. Это объектно-ориентированный язык программирования позволяющий организовать современный подход к построению программ и систем разного уровня сложности.
С помощью Embarcadero Embarcadero® Delphi® XE3 можно:
Это список только самых основных возможностей Embarcadero® Delphi® XE3. Большинство из них соответствует поставленной перед нами задаче о разработке мультифункционального приложения, взаимодействующего с гипертекстовым языком разметок.
После выбора средств разработки начинается этап кодирования.
Модуль «Учебный материал»
Принимая во внимание требования, предъявляемые к модулю, предоставляющему учебный материал, такие как: небольшой объем, возможность сохранять изображения, текст, и другие элементы, было принято решение реализовать его в формате HTML (Hypertext Mark-Up Language). Данный модуль представляет собой окно с деревом элементов (TTreeView), при выборе которого в компоненте TWebBrowser отображается соответствующий ему теоретический материал по теме высшей математики «Действия над комплексными числами», представленный в виде HTML-страниц.
Листинг 3.1
if TreeView1.Selected.
begin
panel1.Visible:=true;
WebBrowser1.Silent:= true;
WebBrowser1.Navigate(
end;
Редактирование теоретического материала возможно средствами текстового процессора MS Word, который установлен на всех компьютерах данного образовательного учреждения.
Модуль «Тестирование»
Важной частью ЭСУН является модуль тестирования. Для организации процесса тестирования используется программное средство Indigo. Если оно установлено на компьютер, то остается только начать тестирование, а если нет, то автоматически запускается его установка.
Листинг 3.2
if FileExists ('C: \Program Files \INDIGO 2.0 beta \winapp \ имя_приложения.exe') then открываем selectedindex в браузере
else ShellExecute(Handle, 'open',
PChar(путь_к_файлу_установки')
После завершения установки пользователь переходит на сайт, на котором ему предстоит зарегистрироваться, после чего, он выбирает тест, вопросы и ответы выбираются из предложенных автоматически случайным образом.
Листинг 3.3
if TreeView1.Selected.
begin
WebBrowser2.Align:=Alclient;
WebBrowser2.Navigate('http://
end;
С помощью данного кода осуществляется переход на сайт, для прохождения выбранного тестирования.
Модуль «Калькулятор»
Здесь реализованы автоматические вычисления при решении задач по выполнению действий над комплексными числами. Так, например, осуществляется перевод алгебраической формы записи комплексного числа в тригонометрическую.
Листинг 3.4
a:=StrToFloat(Edit29.Text);
b:=StrToFloat(Edit30.Text);
r0:=sqrt(sqr(a)+sqr(b));
if a>0 then F:=arctan(b/a)
else
begin
if (a<0) and (b>0) then F:=arctan(b/a)-3.14;
if (a<0) and (b<0) then F:=3.14-arctan(b/a);
end;
Memo1.Clear;
Memo1.Lines.Add('
Memo1.Lines.Add('Z=a+b*i = '+FloatToStr(a)+' + '+FloatToStr(b)+'*i');
Memo1.Lines.Add('');
Memo1.Lines.Add('
Memo1.Lines.Add('Z=r*cos(F)+
end;
Модуль «Тренажер»
Для отработки навыков выполнения действий над комплексными числами организованы наборы соответствующих упражнений. Пользователь, выполнив упражнение, записывает полученный результат в специальные ячейки (компонент TEdit). После нажатия кнопки «Проверить» в поле компонента TMemo выводится соответствующее сообщение: «Ответ введен правильно» или «Ответ введен неправильно».
Листинг 3.5
case h of
1:if (edit64.text<>'8') or (edit65.text<>'-2') then Memo3.Lines.Add('Ответ введен не правильно') else Memo3.Lines.Add('Ответ введен правильно');
2:if (edit64.text<>'7') or (edit65.text<>'-7') then Memo3.Lines.Add('Ответ введен не правильно') else Memo3.Lines.Add('Ответ введен правильно');
…
end;
На главной форме приложения представлено содержание электронного учебного пособия «Комплексные числа», организованное в виде дерева (рис. 3.1). Весь учебный материал сгруппирован в четыре раздела: «Алгебраическая форма записи», «Тригонометрическая форма записи» и «Показательная форма записи». С целью оценки качества усвоения материала можно выбрать раздел «Тест».
Для каждой формы записи комплексного числа перечислены допустимые арифметические операции, материал по каждой операции разделен на три части: «Теория», «Задачи» (тренажер), «Калькулятор».
Алгебраическая форма записи комплексного числа
Модуль предоставления теоретического и практического материала (рис. 3.2).
Тригонометрическая форма записи комплексного числа
Модуль предоставления калькулятора по данному разделу и подразделу (рис. 3.3.)
Показательная форма записи комплексного числа
Модуль предоставления тренировочных упражнений для выработки навыка выполнения практических действий над комплексными числами (рис. 3.4).
Тест
Модуль для проведения контроля и самоконтроля приобретенных знаний и умений при изучении темы «Комплексные числа». На рисунке 3.5 представлена страница для регистрации пользователя в модуле тестирования.
Рис.3.1. Главная форма ЭСУН «Комплексные числа»
Рис.3.2. Форма модуля «Теория»
Рис.3.3. Форма модуля «Калькулятор»
Рис.3.4. Форма модуля «Тренажер»
Рис.3.5. Форма регистрации в модуле «Тестирование»
Выводы