Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:42, реферат
В период бурного развития политической мысли, в эпоху политических и философских революций в математике происходила бурная борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями. Эта борьба принесла свои плоды: возникновение дифференциального и интегрального исчислений, открытие неевклидовой геометрии, разрушение догматических воззрений на природу математики. Такая эволюция математики стимулировала развитие техники, убеждая, кстати, в востребованности самой математики.
Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н.э. и прошёл в своём развитии ряд этапов. Основоположником школы был Пифагор Самосский (около 580 - 500 до н. э).
В пифагореизме выделяют
две составляющие: практическую ("пифагорейский
образ жизни ") и теоретическую
(определённая совокупность учений). В
религиозном учении пифагорейцев наиболее
важной считалось обрядовая сторона,
затем имелось в виду создать
определённое душевное состояние и
лишь, потом по значимости шли верования,
в трактовке которых
Теоретическая сторона
пифагореизма тесно связана с
практической. В теоретических изысканиях
пифагорейцы видели лучшее средство
высвобождения души из круга рождений,
а их результаты стремились использовать
для рационального обоснования
предполагаемой доктрины. Вероятно, в
деятельности Пифагора и его ближайших
учеников научные положения были
перемешены с мистикой, религиозными
и мифологическими
Пифагор рассматривал число, количественную определённость, как сущность вещей. Основной тезис пифагореизма состоит в том, что "всё есть число".
Согласно Аристотелю, Пифагор пришёл к понятию числа как универсальной основы всех вещей через изучение музыки. Он случайно обнаружил, что любое различие в звучании определяется числовым соотношением. Велико было восхищение, вызванное этим открытием. Однако вскоре философия превратилась у пифагорейцев в мистику чисел и геометрических фигур. Убежденье в истинности того или иного убеждения о мире достигалось сведением его к числовой гармонии. Пифагорейцы искали различные аналоги, числовые и геометрические соответствия в окружающем мире, надеясь найти в них разгадку самой природы вещей. Мысли о случайности таких совпадений ещё не возникало.
Если сравнивать
математические исследования ранней пифагорейской
и милетской школы, то можно выявить
ряд существенных различий. Так, математические
объекты рассматривались
Что касается природы самой математической закономерности, истоков её обусловленной истинности, то ранние пифагорейцы, скорее всего не задумывались над этим вопросом. У Платона, однако, мы находим уже некоторую теорию на этот счёт.
Сочинение Платона
(427-347 гг. до н. э) - уникальное явление
в отношении выделения
Математические истины для Платона врожденны, они представляют собой впечатление об истине самой по себе, которые душа получила пребывая в более совершённом мире, в мире идей. Математическое познание есть по этому просто воспоминание, оно требует ни опыта, ни наблюдения природы, а лишь ведения разума.
Математик, согласно Платону, изучает особые идеальные сущности, в отличие от сущностей, данных в опыте, эмпирических. "Когда геометры - говорит Платон, - пользуются чертежами и делают отсюда выводы, их мысль обращена не на чертёж, а на те фигуры, подобием которых он служит. Выводы свои они делают для четырёхугольника самого по себе и его диагонали, а не для той диагонали, которую они начертили". Геометрические фигуры сами по себе (в отличие от чертежей) можно видеть только "мысленным взором".
В этих рассуждениях Платоном впервые был поставлен вопрос о специфике объектов изучаемых математикой, который является одним из основных и в современной философии математики.
Наряду с пифагорейской
философией существовала, хотя и в
недостаточно выраженной форме, другая,
более реалистическая философия
математики, идущая от атомизма Левкиппа
и Демокрита. Известно, что Демокрит
отрицал возможность
Математически атомизм
появился скорее как частная эвристическая
идея в геометрии, чем как особый
взгляд на природу математики в целом.
Однако, он неявно содержал в себе определённую
антитезу пифагореизму. Если для пифагорейцев
математические объекты (числа) составляли
основу мира в антологическом смысле
и основу его понимания, то в атомистической
эвристике математические закономерности
выступают уже как вторичные
по отношению к атомам как первосущностям.
Физическое здесь логически предшествует
математическому и определяет свойства
математических объектов. Пифагорейцы
были правы, возражая против превращения
математики в физику, настаивал на
частоте математического
Первый наиболее
сильный удар по философии пифагореизма
был нанесен открытием
Широкая критика пифагореизма была дана Аристотелем в "метафизике". Хотя Аристотель - непосредственный ученик Платона, его мировосприятие отличается от платоновского радикальным образом.
Аристотеля можно
назвать (384 - 322 гг. до н. э)"величайшим
философом древности". Основные вопросы
философии, логики, психологии, естествознания,
техники, политики, этики и эстетики,
поставленные в науке Древней
Греции, получили у Аристотеля полное
и всестороннее освещение. В математике
он, по-видимому, не проводил конкретных
исследований, однако важнейшие стороны
математического познания были подвергнуты
им глубокому философскому анализу,
послужившему методологической основой
деятельности многих поколений математиков.
Хотя вопросы методологии
В основе философии
математики Аристотеля лежит понимание
математических знаний как отражение
объективного мира. Эта установка
сыграла важную роль в борьбе Аристотеля
с Платоновым идеализмом, ведь "если
в явлениях чувственного мира не находится
все математическое, то каким образом
возможно, что к ним прилагаются
его свойства?" - писал он. Разумеется,
материализм Аристотеля был непоследовательным,
в целом его воззрения в
большей степени
Аристотель, скорее исследователь природы, чем умозрительный философ. Он ценит факты и логику больше, чем любые умозрительные представления. Наука для Аристотеля - не конструирование гармонии, но отыскание причин явлений. Из философии Аристотель удаляет всякую примесь поэзии; его стиль лаконичен, сух и подчинен только мысли. Основной грех пифагорейцев состоит, по Аристотелю, в том, что они мыслят о природе, не считаясь с фактами, и искусственно приводят факты в соответствии с числами, придумывая для этого фиктивные сущности. Математика по Аристотелю - это не знания об идеальных сущностях, существующих независимо от вещей, но знания, отвлеченные от вещей.
Если подвести итог
тем результатам, которые предположительно
были получены пифагорейцами в V веке
н.э., то они выглядят довольно внушительно:
создано учение о четном и нечетном,
построена теория делимости и
пропорциональности чисел, закладываются
основы планиметрии, геометрические исследования
распространяются на пространственные
объекты; поставлена проблема иррациональности;
вцелом математические зависимости
рассматриваются как
Оценивая математическую
деятельность пифагорейцев, следует
иметь ввиду так же то, что наиболее
значительные результаты были получены
не столько путём
Таким образом, уже
в исходном пункте своего развития
теоретическая математика находится
под активным воздействием острой борьбы
двух основных типов мировоззрения
- материалистического по своей основе
мировоззрения милетской школы
и религиозно-идеалистического мировоззрения
Пифагора и его ближайших
Однако упадок пифагореизма
в греческой философии не привёл
к полному исчезновению пифагорейских
тенденций. Не признавая пифагореизма
как учения о математических началах
мира, можно признавать его как
определённый метод аргументации. В
этом плане он оказал громадное влияние
на последующее развитие философской
и научной мысли вплоть до XIX века.
Пифагореизм в современной
Информация о работе Философия математики, её возникновение и этапы эволюции