Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:42, реферат
В период бурного развития политической мысли, в эпоху политических и философских революций в математике происходила бурная борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями. Эта борьба принесла свои плоды: возникновение дифференциального и интегрального исчислений, открытие неевклидовой геометрии, разрушение догматических воззрений на природу математики. Такая эволюция математики стимулировала развитие техники, убеждая, кстати, в востребованности самой математики.
Нельзя сказать,
что философский анализ полностью
отсутствует на новом этапе развития
математических знаний. Хотя он не носит
характера создания обширного комплекса
философских проблем, но в виде постановки
отдельных вопросов встречается
довольно часто. Однако возможности
прежней метафизики в этом отношении
были ограничены. Всё наиболее существенное,
что она могла дать математике,
было приспособлено для нужд этой
науки в виде основополагающих понятий
и принципов анализа. Философские
проблемы, связанные с расширением
практической применимости анализа
и его более конкретными
Изменилось в начале XVIII века отношение философов к математике. В философских трактатах анализ природы математического познания если и имеет место, то в значительно меньших масштабах. За редким исключением, ничего существенно нового в разработку философских проблем математики внесено не было. Утрачивается единодушие в высокой оценке значимости математики в познании.
На примере Л.
Эйлера, Ж. Д' Аламбера и Ж.Л. Лагранжа
видно, что, по сравнению с первыми
десятилетиями XVIII века, в среде математиков
значительно расширяется
Математики в принципе имели возможность обратиться для удовлетворения своих потребностей к разным философским системам: материалистической философии Просвещения, субъективно-идеалистическому учению Юма, метафизике XVII века, на которой базировали свои исследования Ньютон и Лейбниц.
Не составляет особого труда установить несоответствие между юмовским пониманием природы математики и теми философскими принципами, которыми руководствовались математики XVIII века.
Математическая
философия эпохи Просвещения
по сравнению с другими
Мыслители Просвещения
провели разработку многих важных философских
проблем математики: они проделали
значительную работу по раскрытию механизма
абстрагирования, изучения чувственной
стороны математического
Указывая на плодотворность
взаимодействия между философией эпохи
Просвещения и математикой, следует
иметь в виду ограниченность масштабов
этого процесса, некоторые отрицательные
моменты, которыми он сопровождался. По
сравнению с философскими трактатами
XVII века в сочинениях философов рассматриваемой
эпохи математический материал используется
в значительно меньшей мере. Анализ
природы математического
Определенные стороны
математического познания вызывали
неудовлетворенность у
Развитие философии математики во второй половине XIX столетия
"Завершением
новейшей философии является
философия Гегеля. Поэтому историческая
необходимость и оправдание
Материалистические
принципы Фейербах наиболее полно раскрывает
при анализе вопросов теории познания,
религии, этики. Что касается философских
проблем математики, то он ими не
занимался. В его сочинениях лишь
изредка встречаются отдельные
высказывания, относящиеся к данной
проблеме. Указывая на взаимную связь
созерцания и мышления, Фейербах непосредственно
с опытом связанным наукам отдавал
предпочтение перед абстрактными теориями,
и в этом отношении естествознание
вызывало у него больше симпатий, чем
математика. В целом фейербаховская
критика очень слабо, лишь в опосредованной
форме затрагивала
С учетом новых достижений
математики и естествознания, К. Маркс
и Ф. Энгельс с принципиально
новых философских позиций
Диалектико-материалистическое
решение вопроса о соотношении
объективной и субъективной диалектики,
выражающееся в наличии двух рядов
взаимосвязанных законом
В историческом процессе было создано не мало концепций философии математики, отличающихся между собой как по заложенным в их основу философским принципам, так и по содержанию тех математических знаний, которые в них используются. Определяющим компонентом философии математики выступает ее философская основа, в силу этого классификация данных концепций может быть по тому же критерию, по которому классифицируют философские системы. К. Маркс и Ф. Энгельс сумели четко определить такого рода критерий и сформулировали его как вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, назвав его основным вопросам философии. При философском анализе математического познания основной вопрос философии может быть сформулирован как вопрос об отношении математического познания к действительности.
Материалистическое решение данного вопроса у Энгельса приводит к характеристике математики как абстрактной науки, "занимающейся умственными построениями, хотя бы и являющимися отражениями реальности". Тот факт, что эти умственные построения (числа, фигуры, величины) или тот материал, с которым математика непосредственно имеет дело, принимает "чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира".
Подчеркивая, что свойства и отношения материального мира первичны по отношению к объектам математики, что данные объекты органически связаны с ними, Энгельс тем самым на новой основе возрождает материалистическую позицию мыслителей ХVII - ХVIII веков.
Сохранив положения об опосредованности объектов математики мыслительной деятельностью, Энгельс называет их умственными построениями, но, в противоположность Гегелю, эти объекты понимаются не как формы выражения каких-то аспектов абсолютной идеи, а как отражения материального мира.
В силу этих вышеизложенных соображений Энгельс приходит к совершенно справедливому и логически обоснованному выводу о том, что математика является необходимым фрагментом общей естественнонаучной картины мира. Без нее эта картина мира была бы, очевидно, неполной. Именно философский синтез, объединяя, позволяет создать, общее, целостное, диалектическое представление о природе.
Философия К. Маркса
и Ф. Энгельса утверждает необходимость
творческого союза философии
и других наук, в том числе и
математики. Данный союз основывается
на объективных потребностях использовать
философские знания развитии математики
и, в свою очередь, учитывать результаты
математического познания в философских
исследованиях.К. Маркс и Ф. Энгельс
особенно много внимания уделяли
анализу процесса взаимосвязи философии
и естествознания. Учитывая родственность
теоретического познания и математики,
большинство высказанных ими
положений непосредственно
Ф. Энгельс указывает,
что многие исследователи высказывают
нигилизм по отношению к философии,
но в силу того, что последняя
объективно необходима для развития
конкретной науки, "те, кто больше
всех ругает философию, являются рабами
как раз наихудших
Философский анализ
конкретных наук, согласно Ф. Энгельсу,
не ограничивается выдвижением абстрактных
идей и принципов. В отдельных
случаях он приводит к таким результатам,
которые сопоставимы с
В свою очередь математика
оказывает существенное влияние
на философскую мысль. Ее развитие подтверждает
на конкретном материале истинность
положений диалектико-
Выработанная классиками
марксизма концепция
Одной из самых распространенных
и влиятельных философских
Исходя из принципов и волюнтаризма, Шопенгауэр негативно относился к исследованиям по обоснованию математики, к повышению логической строгости математических доказательств. С его точки зрения высшую степень достоверности дает непосредственное созерцание связи между элементами доказываемого положения.
"Пригодность
математики - лишь косвенное: именно,
ею следует пользоваться для
тех целей, которые достижимы
только посредством нее; сама
же по себе математика
Шопенгауэр был
"властелином дум" определенной
части немецкой интеллигенции в
атмосфере разочарования
Гартман принимает кантовское положение, но считает "за лучшее место оснований Канта предложить для его положения другие доказательства".
В то время математики
интенсивно занимались уточнением основ
своей науки, совершенствовали аксиоматику
и механизм дедуцирования. Гартман
как будто бы поддерживает их усилия.
Он оказывает, что через математику
"проходят два метода: дедуктивный
или дискурсивный и интуитивный".
Однако он стремился подорвать доверие
к дедуктивному методу и на его
место поставить метод
В 50-х годах ХIХ века оформляется в относительно самостоятельное течение так называемый вульгарный материализм. Основные представители этого течения - К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт (1822-1893), Л. Бюхнер (1824-1899). Математика анализируется данными исследователями очень слабо. При рассмотрении отдельных философских проблем математики они явно склоняются на позиции узкого эмпиризма. Позитивным у них является утверждение о существовании объективного аналога математических знаний: зиждется исключительно на объективных отношениях, пишет Л. Бюхнер, - без которых не были бы возможны также и математические законы; вот почему математику следует причислять к естественным, а не к философским и спекулятивным наукам. Но это утверждение сочетается с отрицанием объективного содержания математических понятий вне чувственно наглядных образов, с умалением роли абстрактных теоретических построений. "Понятия пространства, величины, протяжения, высоты, ширины, глубины получены лишь из чувственного опыта и не существовали бы без него. Таким образом, общий принцип всей математики добыт эмпирическим путем".
Информация о работе Философия математики, её возникновение и этапы эволюции