Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по обучению студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра»
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
1. изучить общие вопросы методики обучения студентов решению задач и организации контроля обучения;
2. разработать технологию алгоритмизированного обучения решению задач по разделу «Векторная алгебра» с учетом психолого-педагогического аспекта студентов первых курсов;
3. создать методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра» с применением иКТ;
4. разработать методические рекомендации к организации контроля над решением задач по разделу «Векторная алгебра»;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Психолого-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.1.Возрастные психологические особенности студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.2.Алгоритмическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Общая методика и современные технологии обучения решению задач 10
п.1. Общая методика решения задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
п.2. Современные технологии обучения решению задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§3. Роль иКТ при обучении решению задач. Применение среды Delphi . . 16
§4. Контроль знаний. Современные формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.1. Формы контроля и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.2. Тестирование как форма контроля практических навыков . . . . . . . . . . . 21
§5. Методические рекомендации к обучению решению задач студентами . 23
п.1. Примерные алгоритмы по типам задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
п.2. Применение построенного алгоритма на занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
п.3. использование иКТ при обучении решению задач по теме. Описание программы . . . . . . . . . . . 34
п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
§5. Методические рекомендации к обучению решения задач студентами.
п.1. Примерные алгоритмы по типам задач.
Выбранная нами технология алгоритмизации мышления предусматривает разработку алгоритмов решения по каждой задаче. Это делается для того, чтобы научить студентов решать конкретные задачи по уже готовому отработанному алгоритму действий. Но в рассматриваемой теме задач очень много, поэтому необходимо выделить задачи, которые можно объеденить в один тип, что позволит системетизировать ход решения и облегчить обучение решению задач студентов.
В теме «Векторная алгебра» можно выделить следующие основные типы задач:
При этом в каждом основном типе содержится несколько подтипов задач. Каждый из них отличается входными (что дано) и выходными данными (что требуется найти). Рассмотрим подтипы для основных типов задач.
Линейные операции над векторами.
23
~
Дано: векторы ~a, b со своими координатами (a1; a2; a3) и (b1; b2; b3);
Найти:
~
1. Определить значение α и β из условия задания (~c = α~a + βb);
2. Воспользоваться следующей формулой для нахождения координат вектора, составленного из заданных: ci = αai + βbi, при i ∈ (1; 2; 3);
3. Записать искомый вектор в виде
~c = (c1; c2; c3).
• пары коллинеарных векторов.
Алгоритм решения задач данного типа:
1. Воспользоваться НДУ коллинеарности •1, для этого вычислить
отношения ai , где i ∈ (1; 2; 3);
bi
Линейная зависимость векторов.
Дано: |
векторы |
~ |
со |
своими |
координатами |
|
~a, b,~c |
(a1; a2; a3), (b1; b2; b3), (c1; c2; c3);
Найти:
24
α1a1 + α2b1 + α3c1 + α4d1 = 0 α1a2 + α2b2 + α3c2 + α4d2 = 0 α1a3 + α2b3 + α3c3 + α4d3 = 0;
• |
~ |
|
выражение нового вектора d через заданные; |
||
Алгоритм решения задач данного типа: |
α1a1 + α2b1 + α3c1 = d1 α1a2 + α2b2 + α3c2 = d2 α1a3 + α2b3 + α3c3 = d3;
~
3. Записать разложение искомого вектора через заданные в виде d =
~
α1~a + α2b + α3~c.
линейно зависима ли система уравнений
α1a1 + α2b1 = 0 α1a2 + α2b2 = 0 α1a3 + α2b3 = 0;
25
система уравнений
α1a1 + α2b1 + α3c1 = 0 α1a2 + α2b2 + α3c2 = 0 α1a3 + α2b3 + α3c3 = 0;
√
1. Воспользоваться формулой |~a| = a12 + a22 + a32.
• ~
коэффициенты разложения нового вектора d по данным как по базису. Алгоритм решения задач данного типа:
α1a1 + α2b1 + α3c1 = d1 α1a2 + α2b2 + α3c2 = d2
α1a3 + α2b3 + α3c3 = d3 относительно α1, α2, α3;
26
~
2. Составить разложение d по данным как по базису в виде
~ ~
d = α1~a + α2b + α3~c.
Скалярное произведение векторов.
Алгоритм решения задач данного типа:
q
(b) Найти длины диагоналей по формуле |a ± b| = (a ± b)2.
~
2. Дано: векторы ~a, b со своими координатами (a1; a2; a3), (b1; b2; b3) и угол между ними; Найти:
• угол между векторами; Алгоритм решения задач данного типа:
(a) Выразить из формулы скалярного умножения a ∗ b = |a| ∗ |b| ∗
cos(a, b) формулу для нахождения cos(a, b)
~ |
; |
c |
|||||||||||||||||
a, b |
~a b |
||||||||||||||||||
cos( c) = |a|∗∗|b| |
~ |
||||||||||||||||||
(b) |
Вычислить по формуле ~a |
∗ |
b |
+ a |
b |
+ a |
b |
; |
|||||||||||
b = a |
1 |
2 |
|||||||||||||||||
c |
1 |
2 |
√ |
3 |
3 |
~ |
|||||||||||||
(c) Найти длины векторов по формулам |~a| = |
2 |
2 |
2 |
||||||||||||||||
a1 |
+ a2 |
+ a3 |
, |b| = |
p
b12 + b22 + b32;
(d) Вычислить значение угла как arccos(cos(a,cb)).
27
~ |
+ a2b2 + a3b3. |
|
(a) Вычислить по формуле ~a ∗ b = a1b1 |
|~a| ∗ cos(a,dk).
формулу
q
cos(a,dk) = cos2(a,ci) + cos2(a,cj)
и вычислить значение cos(a,dk);
~
4. Дано: векторы ~a, b со своими координатами (a1; a2; a3), (b1; b2; b3); Найти:
• при каком значении неизвестного векторы окажутся взаимно перпендикулярными.
Алгоритм решения задач данного типа:
∗~
(a) Составить скалярное произведение векторов ~a b = a1b1 + a2b2 + a3b3, обозначив неизвестные координаты за α;
Векторное произведение векторов.
| Ч | | |∗|~|∗
(a) Вычислить скалярное произведение по формуле a b = ~a b sin(a,cb).
Алгоритм решения задач данного типа:
~ |
~ |
||||||||
(a) Упростить выражение a Ч b = (α1~a + α2b) |
Ч (β1~a + β2b), считая |
||||||||
~a Ч ~a = 0; |
~ |
||||||||
(b) Вычислить векторное произведение по формуле |a Чb| = |~a|∗|b|∗ |
|||||||||
sin(a, b). |
|||||||||
~ |
; a |
; a |
), (b |
; b |
; b |
); |
|||
2. Дано: |
векторы ~a, b со своими координатами (a |
||||||||
c |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |