Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по обучению студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра»
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
1. изучить общие вопросы методики обучения студентов решению задач и организации контроля обучения;
2. разработать технологию алгоритмизированного обучения решению задач по разделу «Векторная алгебра» с учетом психолого-педагогического аспекта студентов первых курсов;
3. создать методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра» с применением иКТ;
4. разработать методические рекомендации к организации контроля над решением задач по разделу «Векторная алгебра»;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Психолого-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.1.Возрастные психологические особенности студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.2.Алгоритмическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Общая методика и современные технологии обучения решению задач 10
п.1. Общая методика решения задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
п.2. Современные технологии обучения решению задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§3. Роль иКТ при обучении решению задач. Применение среды Delphi . . 16
§4. Контроль знаний. Современные формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.1. Формы контроля и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.2. Тестирование как форма контроля практических навыков . . . . . . . . . . . 21
§5. Методические рекомендации к обучению решению задач студентами . 23
п.1. Примерные алгоритмы по типам задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
п.2. Применение построенного алгоритма на занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
п.3. использование иКТ при обучении решению задач по теме. Описание программы . . . . . . . . . . . 34
п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Найти:
~ |
~ |
||||||
(a) Выразить из формулы |~a Ч b| = |~a| ∗ |b| ∗ sin(a, b) |
|||||||
~ |
c |
||||||
sin(a, b) = |
~a b |
; |
|||||
|~a |
Ч~b| |
||||||
c |
| |
|∗| | |
|
i |
j |
k |
|||||
~ |
a1 |
a2 |
a3 |
|||||
|~a Ч b| = |
||||||||
b1 |
b2 |
b3 |
||||||
; |
√ |
|||||||
~ |
||||||||
2 |
2 |
2 |
; |
|||||
(c) Вычислить |~a Ч b| = |
α1 |
+ α2 |
+ α3 |
(d) Найти
√ p
| | 2 2 2 |~| 2 2 2
~a = a1 + a2 + a3 , b = b1 + b2 + b3 ;
29
| Ч~|
(e) Вычислить sin(a,cb) = ~a b~ .
|~a|∗|b|
|
i |
j |
k |
|||||
~ |
a1 |
a2 |
a3 |
|||||
|~a Ч b| = |
||||||||
b1 |
b2 |
b3 |
||||||
; |
√ |
|||||||
~ |
||||||||
2 |
2 |
2 |
. |
|||||
(b) Вычислить |~a Ч b| = |
α1 |
+ α2 |
+ α3 |
Алгоритм решения задач данного типа:
~ |
Ч (β1a + β2b), используя формулу |
||||||
(a) Вычислить ~a Ч b = (α1a + α2b) |
|||||||
векторного умножения ~a |
xЧ; |
~ |
= ~a |
~ |
sin(a, b) и обозначив |
||
b |
b |
||||||
неизвестную величину за| |
| |
| |
| ∗ | | ∗ |
c |
Смешанное произведение векторов.
~
1. Дано: векторы ~a, b,~c со своими координатами
(a1; a2; a3), (b1; b2; b3), (c1; c2; c3);
Найти:
abc =
abc =
(a) Вычислить значение определителя
a1 a2 b1 b2
c1 c2
.
a1 a2 b1 b2
c1 c2
;
a3
b3
c3
a3
b3
c3
a1 a2 a3
abc = b1 b2 b3
c1 c2 c3
;
a1 a2 a3
abc = b1 b2 b3
c1 c2 c3
;
α.
a1 a2 a3
abc = b1 b2 b3
c1 c2 c3
;
(b) Найти абсолютное значение полученного выражения.
Несмотря на большое количество типов и подтипов задач по данной теме, практически все алгоритмы решения задач можно представить в следующем виде:
3. Применение формулы, свойственной данному подтипу задач.
п.2. Применение построенного алгоритма на занятиях.
Для того, чтобы учащиеся могли решать задачи с использованием построенного выше алгоритма, необходимо на уроках развивать определенные знания и умения.
Прежде всего требуется научить учеников внимательно читать и анализировать условия задачи. Учащийся должен четко понимать, что в задаче дано и что необходимо найти. Это нужно для того, чтобы верно определить принадлежность данной задачи к определенному типу и подтипу задач.
У учащихся должна быть сформирована ясная взаимосвязь между типами (подтипами) задач и формулами, при помощи которых они решаются. Это необходимо по причине того, что каждый подтип задач подразумевает применение одной определенной формулы для получения ответа.
Также учащийся должен владеть формулами, то есть знать:
какую именно формулу нужно применять, почему именно её необходимо применить в данном случае, и самое главное, как это сделать.
Обобщая все необходимые требования к учащимся, можно указать некоторые правила, которые нужно выполнять на уроках для того, чтобы научить решению задач при помощи построенного алгоритма.
Выполняя эти правила на каждом уроке учащиеся быстрее научатся
решать задачи при помощи построенного алгоритма.
п.3. использование иКТ при обучении решению задач по теме. Описание программы.
При обучении решению задач по теме «Векторная алгебра» будет использоваться программа «Решение задач по векторной алгебре». Чтобы при помощи этой программы можно было вести обучение решению задач с использованием построенного нами алгоритма, данная программа должна удовлетворять следующим критериям:
возможность выбора конкретного типа и подтипа задач; отображение полного хода решения со всеми выкладками и
используемыми формулами; интуитивно понятный интерфейс.
Данная программа создана при помощи интегрированной среды Turbo Del-phi. Это сделано по причине того, что данная среда является бесплатной и изучается практически во всех педагогических вузах на специальности «Математика и информатика».
Программа содержит две формы: на первой производится выбор пользователем типа и подтипа задачи, а на второй идет диалог с пользователем, то есть само решение задачи. На первой форме располагаются пять кнопок, каждая из которых представляет отдельный тип задач по векторной алгебре.
Рис. 1: Первая форма программы
Это отвечает критерию, который мы выдвинули для данной программы. Пользователь (учитель, ученик) должен хорошо представлять, к какому из типов относится его задача и уметь в них ориентироваться.
На первой форме установлен компонент TPageControl - набор страниц; это сделано для того, чтобы не создавать «лишних» форм, не загромождать программу. В самом наборе содержится 6 элементов TTabSheet (страниц): пять с различными типами задач и одна титульная (выборная), которую мы видим при открытии программы. У каждой страницы свойство Visi-ble, отвечающее за видимость компонента выключено, поэтому перемещаться между страницами можно только при помощи кнопок на форме. Когда выбран тип задач необходимо выбрать один из подтипов задач, все
35
возможные варианты которых выводятся в компонент TMemo. Пользователю необходимо ознакомиться с задачами, найти похожую на интересующую его задачу и выбрать её в выпадающем списке TComboBox. После этого необходимо нажать на кнопку Диалог с пользователем, чтобы непосредственно перейти к вводу данных и решению задачи.
Рис. 2: Выбор типа задачи
Если не выбрать из списка задачу, а сразу нажать на диалог с пользователем, то программа выдаст сообщение с информацией, что задача не выбрана. Это сделано для защиты от неумелых пользователей.
Далее открывается вторая форма, на которой и будут производиться все вычисления. Так как типов рассматриваемых задач пять, а в каждом типе несколько подтипов, то у нас снова возникает необходимость в большом