Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по обучению студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра»
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:
1. изучить общие вопросы методики обучения студентов решению задач и организации контроля обучения;
2. разработать технологию алгоритмизированного обучения решению задач по разделу «Векторная алгебра» с учетом психолого-педагогического аспекта студентов первых курсов;
3. создать методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу «Векторная алгебра» с применением иКТ;
4. разработать методические рекомендации к организации контроля над решением задач по разделу «Векторная алгебра»;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§1. Психолого-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.1.Возрастные психологические особенности студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
п.2.Алгоритмическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Общая методика и современные технологии обучения решению задач 10
п.1. Общая методика решения задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
п.2. Современные технологии обучения решению задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§3. Роль иКТ при обучении решению задач. Применение среды Delphi . . 16
§4. Контроль знаний. Современные формы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.1. Формы контроля и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
п.2. Тестирование как форма контроля практических навыков . . . . . . . . . . . 21
§5. Методические рекомендации к обучению решению задач студентами . 23
п.1. Примерные алгоритмы по типам задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
п.2. Применение построенного алгоритма на занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
п.3. использование иКТ при обучении решению задач по теме. Описание программы . . . . . . . . . . . 34
п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
36
количестве форм. Ведь для каждой задачи необходимы свои персональные данные и должен быть свой индивидуальный ответ, то есть у различных задач различные входные/выходные данные. и в этом случае снова используется TPageControl с набором TTabSheet. Каждый подтип задач располагается на отдельной странице, а уже в зависимости от типа задач на форме присутствуют необходимые TEdit - поля для ввода данных и TLabel - подписи к этим полям, чтобы пользователь знал, что и куда вводить.
После того, как введены все данные необходимо нажать на кнопку Решить (Найти, Проверить и т.д. в зависимости от типа задачи). Здесь снова идет контроль за тем, чтобы пользователь ввел все данные и заполнил поля для ввода правильно, иначе программа снова его предупредит о заполнении не всех полей.
После нажатия на кнопку Решить (Найти, Проверить и т.д. в зависимости
37
Рис. 3: Контроль за правильным вводом данных
от типа задачи) появится счетчик TUpDown с TLabeledEdit. Это необходимо, чтобы при решении задачи пошагово выводить решение, то есть следить за действиями и учиться решать задачи, а не просто получать ответы. В правой части формы находится поле для вывода текста решения. При нажатии на счетчик, решение либо двигается вперед к следующему шагу, либо назад к предыдущему. Важная особенность, что текст решения не сменяет друг друга каждый раз, а добавляется к уже выведенному, что дает возможность видеть все решение сразу. и как только пользователь доходит до того шага решения, на котором получается ответ, этот ответ выводится в соответствующее поле. При возвращении на один шаг назад поле с ответом очищается.
Рис. 4: Вывод хода решения
38
Так же в программе предусмотрена кнопка Очистить. При нажатии на эту кнопку очищаются все поля ввода, поле для вывода решения и вывода ответа, так же обнуляются и скрываются счетчик и поле для отображения шагов решения. Это же все происходит, если пользователь закроет просто вторую форму.
При решении некоторых задач в ответе получается число с слишком большой точностью, со многими знаками после запятой. Чтобы этого не произошло, в таких задач присутствует ещё одно поле, в котором отображается точность ответа. С этим полем ассоциирован счетчик, для управления этой точностью. Причем, при изменении точности уже при выведенном ответе, результат пересчитывается сразу, без дополнительных операций. Максимальная возможная точность - 8 знаков. По умолчанию это значение равно 2-м знакам после запятой.
Таким образом, данная программа способна решать все основные задачи по теме «Векторная алгебра» с использованием построенного алгоритма. Эту программу может использовать как учитель для решения задач на уроках, так и учащийся дома для самостоятельного ознакомления, повтотрения и обучения ходу решения. Учителю не нужно будет каждый раз писать ход решения, достаточно просто его показывать, а это позволит рассмотреть намного больше задач за отведенное время. Учащийся же сможет самостоятельно просмотреть и повторить решение определенного типа задач.
п.4. Методические рекомендации к организации контроля над решением задач по теме «Векторная алгебра».
При любом обучении одна из важнейших задач - это организация контроля за приобретенными навыками. Контроль необходим и при обучении решению задач. Причем, если при изучении теоретических знаний достаточно просто диктанта, устного опроса или тестирования, то при обучении решению задач необходим контроль за усвоением навыков и способов решения. В данном случае простым диктантом или тестированием не обойтись - нужно специализированное тестирование, в котором нужно не просто дать ответ, а указать, при помощи какой формулы будет производиться решение, к какому типу задач принадлежит данная.
Таким образом, оптимальным решением будет тестирование, созданное учителем самостоятельно, с учетом нужных в данный момент требований и критериев. Для создания подобного тестирования подходит программа «Тестирование ver. 3.0», созданная при помощи интегрированной среды Turbo Delphi. При помощи этой программы учитель может создавать тестирование, которое будет проверять знания по необходимым в данный момент компонентам (принадлежность задач к типам и подтипам, указание формулы, используемой для решения, решение задачи с развернутым ответом и т.д.). Причем создание данного тестирование не будет занимать длительного времени.
Заключение
В данной работе рассмотрен теоретический материал по разделу «Векторная алгебра», создано методическое обеспечение для обучения студентов решению задач по разделу с применением иКТ. В ходе выполнения работы, в соответствии с поставленной целью, были выполнены следующие задачи:
и организации контроля обучения.
Данная работа может быть полезна преподавателям и студентам для самостоятельного изучения и углубления материала по данному разделу, как ученикам, так и преподавателям для систематизации знаний и организации контроля.
41
Список литературы