Методы формирования понятия числа у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 06:03, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования - выявление особенностей формирования понятия числа у младших школьников Объект исследования - учебный процесс изучения понятия числа в начальных классах. Предмет исследования – методы и приемы формирования понятия числа на уроках математики у младших школьников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1.1 Понятие нумерации чисел 1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел 1.3 Методика изучения числа в пределах 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников 2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников 2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирования понятия числа у младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Упражнения на сравнения множеств даются
так, чтобы дети выполняли их не только
не только с помощью счета, но и путем соотнесения
элементов «один к одному», т.е. через установление
взаимно однозначного соответствия, например:
а) положите на парту 7 треугольников; на
каждый треугольник положите по кружку;
кто не считая, скажет, сколько кружков
положили, как догадались; б) положите
в ряд несколько квадратов; как не считая,
положить столько же палочек; в) возьмите
не считая, несколько больших и несколько
маленьких кружков; разложите их друг
под другом так, чтобы сразу было видно,
каких кружков больше, каких меньше; г)
нарисуйте в тетради три треугольника,
затем нарисуйте од каждым треугольником
квадрат и справа еще один квадрат, каких
фигур меньше, каких больше.
Как показывает практика, дети, поступающие
в школу, слабо подготовлены к письму.
Поэтому начиная с первого дня занятий
необходимо ежедневно включать подготовительные
упражнения к письму цифр, учить детей
правильно держать перо, выделять строку
и клетку, красиво располагать записи
в тетради. С этой целью полезно предлагать
рисование так называемых «бордюров»,
т.е. узоров из точек, палочек, знаков «плюс»,
«минус», геометрических фигур.
При изучении нумерации учащиеся должны
усвоить, как называется каждое число
и как оно обозначается печатной и письменной
цифрой. В органической связи с этим формируется
понятие начального отрезка натуральной
последовательности, а также понятие натурального
числа как члена этой последовательности,
т.е. учащиеся должны усвоить:
во-первых, как образуется каждое число
больше непосредственно предшествующего
числа и единицы, а также из следующего
за ним числа и единицы;
во-вторых, на сколько каждое число непосредственно
предшествующего ему и меньше непосредственно
следующего за ним при счете числа;
в - третьих, какое место занимает каждое
число в ряду чисел от 1 до 10; после какого
числа и перед каким числом называют его
при счете.
Усвоение этих знаний продвигают ученику
на новую ступень в осознании понятия
числа; число выступает не обособлено,
а во взаимосвязи с другими числами, у
детей начинает формироваться представление
о натуральном ряде чисел.
Образование каждого числа из других
чисел, отношения между числами можно
раскрыть только в том случае, если рассматривать
одновременно несколько последовательных
чисел. Поэтому изучают не отдельные числа,
а отрезки натурального ряда от единицы
до того числа, которое введено последним:
1, 2; 1,2,3; 1,2,3,4 и т. д.
Рассмотрим методику изучения основных
вопросов нумерации.
Любое число в натуральной последовательности,
кроме числа 1, можно получить так: прибавить
единицу к непосредственно предшествующему
числу (3 – это 2 и еще один) или вычесть
единицу из следующего за ним числа (3 –
это 4 без одного). Образование чисел раскрывается
с помощью таких упражнений:
Присчитывание и отсчитывание по 1 (с
иллюстрацией на предметах). Осознание
принципа построения натурального ряда
чисел позволяет выполнить присчитывание
и отсчитывание по 1. В отличие от счёта,
особенность этих операций заключается
в том, что одно из предметных множеств
представлено натуральным числом.
Операция присчитывания осваивается
легче, в этом немаловажную роль играет
усвоение порядка чисел при счёте. Иначе
обстоит дело с усвоением обратной последовательности
чисел, в основе которой лежит отсчитывание
по 1. Здесь учащиеся упражняются только
в воспроизведении последовательности
числительных, что никак не связано с решением
практических задач. Для того, чтобы они
осознали практическую значимость этого
умения, полезно использовать ситуации,
особенности которых связаны с движением
числа от большего к меньшему: 1) ученик
должен двигаться от большего числа к
меньшему, однако при этом все предметы
находятся перед ним и он может воспользоваться
счётом (почтальон); 2) часть предметов
скрыта от глаз, поэтому счёт осуществить
невозможно (кинотеатр).
Например, при изучении чисел 1 – 4 учитель
предлагает детям положить 2 палочки, затем
положить еще 1 палочку. Выясняют, сколько
стало палочек и как получили 3 палочки.
Затем из 3 палочек убирают одну палочку
и поясняют, как получили 2 палочки.
Образование числовых последовательностей
(«числовых лесенок»). Так, при изучении
чисел 1 – 4 производится такая работа:
«Положите два круга; ниже положите столько
же треугольников; придвиньте еще один
треугольник. Сколько стало всего треугольников?
Как получили три треугольника? Каких
фигур больше: треугольников или кругов?
На сколько больше?
Положите в следующий ряд столько квадратов,
сколько у вас лежит треугольников. Что
надо сделать, чтобы квадратов стало больше
на 1? Положите еще 1 квадрат. Сколько стало
квадратов? Как получили 4 квадрата?»
Решение задач с помощью иллюстрации.
Например, при изучении чисел 1 – 6 учитель
предлагает детям решить задачу: «В коробке
лежало 5 карандашей (считают); туда положили
еще один карандаш (кладут и закрывают
коробку). Сколько стало карандашей?» Как
решили задачу? Проверим. (Считают карандаш
в коробке). Аналогично работают над задачей:
«В коробке лежало 6 карандашей, 1 карандаш
вынули. Сколько карандашей осталось?»
Как решили задачу? Проверим. (Считают
оставшиеся карандаши.)
Знакомство с печатной и письменной цифрой.
Изучаемое числа обозначают сначала печатными
цифрами, которое выставляют на наборном
полотне рядом с соответствующим множеством
предметов. Учитель поясняет: можно сказать
– три квадрата, три стула, три человека,
а можно обозначить число 3 вот таким знаком,
такой цифрой. Дети находят новую цифру
в своих кассах, рассматривают и присоединяют
к знакомым цифрам. Для закрепления сразу
же включают упражнения на установление
соответствия между числом и цифрой: «
Покажите с помощью палочек, какое число
обозначает эта цифра?»; « Покажите цифрой
число треугольников, которые у меня на
руках».
Знакомя с письменной цифрой, учитель
показывает образец написания цифры на
доске. Дети усваивают направление движения
руки, рисуя цифру в воздухе или обводя
образец, данный учителем в тетрадях. Далее
учащиеся пишут 2-3 цифры. Учитель проверяет
и отмечает наиболее удачную. Затем учащиеся
пишут одну-две строчки цифр.
Знание цифр закрепляется на последующих
уроках, когда учащимся предлагают выполнить
различные упражнения по нумерации, а
ответ либо показывать цифрой, либо записывать
в тетрадь. Например, какое число получится,
если к 7 прибавить 1 (если из 6 вычесть 1)
? Какое число больше, чем 5, на 1(меньше,
чем 10, на 1)? Какое число называют при счете
после числа 6 (перед числом 7)? И т.п.
Сравнение последовательных чисел натурального
ряда вначале выполняется с опорой на
сравнение множеств. Число предметов обозначают
цифрами, а отношение между числами –
знаком «>», «<», или «=».
Знаки «>», «<», «=» можно ввести так:
предложить детям нарисовать слева один
флажок и справа один флажок, затем слева
нарисовать еще один флажок. Дети скажут,
что слева флажков больше, чем справа.
Далее обозначают число флажков цифрами
и устанавливают, что число 2 больше, чем
1. Учитель показывает знак «>», поясняя,
что он обозначает « больше». Появляется
запись: 2>1. Дети учатся читать ее «Два
больше, чем один». Также рассматривают:
1<2,2=2. Затем учащиеся упражняются в чтении
равенств и неравенств по учебнику или
с доски, сравнивают числа и записывают
полученные равенства и неравенства.
Чтобы учащиеся запомнили написание
самих знаков и не смешивали знаки «>»
и «<», полезно на видном месте в классе
вывесить таблички с образцами записей,
например 1<2, 2>1, 2=2. Можно обратить внимание
детей на то, что вершина «уголка», который
обозначает «больше» или «меньше», направлена
(показывает) на меньшее число и что записи
со знаками «>», «<» читают слева направо.
Уже при изучении чисел первого пятка
учащиеся подходят к обобщениям: каждое
следующее число больше на 1, а каждое предыдущее
меньше на 1. Поэтому при сравнении чисел
постепенно переходят от сравнения совокупностей
к выяснению места сравниваемых чисел
в натуральной последовательности: 6 больше,
чем 5, потому что 6 при счете называют после
числа 5; 5 меньше, чем 6 потому что 5 при
счете называют перед числом 6.
Порядок следования чисел в натуральном
ряду выясняют сначала с опорой на множества
предметов. Составляя из предметов или
зарисовывая «числовые лесенки», дети
убеждаются в том, что числа упорядочены
по величине: после числа 1 называют при
счете числа 2 идет число 3, которое больше
его на 1; перед числом 4 называют число
3, которое меньше его на 1; перед числом
3 называют число 2, которое меньше его
на 1. Между числами 2 и 4 находится число
3, которое больше, чем 2, и меньше, чем 4,
на 1 и т. д.
Дети должны постепенно усвоить последовательность
чисел 1- 10 и уметь называть их прямом и
обратном порядке, а кроме того, научиться
называть сразу место любого числа, не
воспроизводя всего ряда чисел , начиная
с единицы. Это умение вырабатывается
в процессе многократных упражнений вида:
« Назовите число, которое при счете следует
за числом 4. Какое число называют при счете
перед числом 7 (между числами 8 и 10, после
числа 4)? После какого числа (перед каким
числом) называют при счете число 6?»
При выполнении упражнений по нумерации
наряду с раздаточном дидактическим материалом
целесообразно использовать наглядное
пособие «Числа 1-10», которое должно создаваться
постепенно, по мере изучения чисел, и,
пока идет работа над темой, находиться
перед глазами учащихся. Это пособие создает
наглядный образ натуральной последовательности,
иллюстрирует количественные и порядковые
отношения чисел.
Прочную наглядную основу для усвоения
нумерации чисел создает изучение геометрического
материала, поскольку здесь учащиеся выполняют
практические работы, моделируют, чертят,
измеряют. Так, знакомясь с многоугольниками,
дети показывают и считают углы, вершины
и стороны, сравнивая их число у разных
многоугольников. Ознакомившись с точкой,
прямой и отрезком прямой, дети учатся
проводить прямую через одну и через две
точки, соединять две точки отрезком, измерять
и чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах),
сравнивать отрезки. Все эти упражнения
не только формируют геометрические и
пространственные представления, измерительные
и графические умения, но и закрепляют
знания по нумерации.
Изучая числа первого десятка, дети знакомятся
также и с числом нуль. Понятие об этом
числе дети получают, выполняя ряд упражнений
в отсчитывании предметов по одному до
тех пор, пока ни останется ни одного (облетают
листья с ветки, улетают птицы с гнезда;
ученик отдает тетради и т.п.). Затем вводится
обозначение числа нуль цифрой. Учащиеся
решают, например, такие задачи: 1) На ветке
висели 2 вишни, 1 упала. Сколько вишен осталось?
2) На ветке висела 1 вишня, затем она упала.
Сколько вишен осталось? Задачи решают,
записывают решения, формулируют ответы.
Решение второй задачи: 1 – 1 = 0 (из одного
вычесть один, получится нуль). Ответ: на
ветке не осталось вишен.
Далее число 0 сравнивают с числом 1. Опираясь
на решение задачи, выясняют, сколько вишен
было, сколько упало, дольше или меньше
стало вишен после того, как одна вишня
упала. Результат сравнения записывают:
0<1. На основе таких упражнений устанавливают,
что в ряду чисел 0 должен стоять перед
числом 1, так как 0 меньше, чем 1, на 1.
Состав же чисел 6, 7, 8, 9, 10 хотя и иллюстрируется
с помощью операций над множествами, однако
усваивается детьми позже, при изучении
сложения и вычитания в пределах 10 [1; 52].
Итак, изучив теоретические аспекты формирования
понятия числа у младших школьников, можно
сделать следующие выводы:
В курсе математики понятие числа является
одним из ключевых, с которыми выполняются
различные операции.
Формирование понятия числа проводится
по определенным программам обучения,
наиболее эффективной из которых является
метод развивающего обучения.
Эффективному усвоению учащимися понятия
числа способствует формирование логического
мышления на уроках математики.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ
ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Опыт работы учителей
по формированию понятия числа
у младших школьников
Подходить творчески к разработке урока
дело нелегкое, особенно, если учебник
составлен поурочно, т.е. в нем предложено
определенное количество заданий, которое
нужно выполнить на данном уроке. Сложно
это и тогда, когда планируешь изучение
нового материала. На таком уроке хочется,
чтобы изучение нового было рассмотрено
с различных сторон.
Такой подход предлагается в учебнике
«Математика-1» Н.Б.Истоминой и И.Б.Нефедовой.
В нем для каждого урока дается 2-3 задания,
а в методических рекомендациях предлагается
внимательно просмотреть все предшествующие
задания и ориентируясь на них, составить
к новому уроку дополнительные. Такой
подход создает благоприятные условия
для творческой деятельности учителя,
хотя, конечно, не все получается сразу.
Здесь огромную помощь учителю оказывают
сами задания, предложенные в учебнике,
они помогают ему построить урок так, чтобы
вся деятельность детей была подчинена
основной цели урока.
Покажу это на примере урока, на котором
дети знакомятся с числом и цифрой нуль.
Вот так выглядит страница учебника «
Математика-1» Н.Б.Истоминой и И.Б.Нефедовой,
связанная с изучением темы « Число и цифра
0».
Все задания, предложенные на этой страницы,
связаны с изучением нового вопроса. В
то же время при выполнении этих заданий
можно использовать материал, раннее изученный
детьми. Кроме того, эти задания активизируют
деятельность учащихся, так как они требуют
от них анализа предложенных иллюстраций:
сравнения, выбора равенств, соответствующих
данным иллюстрациям, обоснования выполняемых
действий, самостоятельной записи числовых
равенств.
Ориентируясь на эту страницу, можно
составить различные варианты уроков,
а я хочу предложить свой вариант.
Сначала мы попросили учеников назвать
числа, которые им известны. Предлагая
такое задание, я не исключала возможности,
что дети назовут и числа больше 10. Но,
видимо, потому, что на уроках эти числа
еще не рассматривались, ученики назвали
только числа от 1 до 9. Поэтому свою беседу
построила так: