Методы формирования понятия числа у младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 06:03, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования - выявление особенностей формирования понятия числа у младших школьников Объект исследования - учебный процесс изучения понятия числа в начальных классах. Предмет исследования – методы и приемы формирования понятия числа на уроках математики у младших школьников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЧИСЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 1.1 Понятие нумерации чисел 1.2 Гуманитарные подходы к изучению нумерации чисел 1.3 Методика изучения числа в пределах 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ЧИСЛА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Опыт работы учителей начальных классов по формированию понятия числа у младших школьников 2.2 Исследование и анализ формирования понятия числа у младших школьников 2.3 Опытно – экспериментальная работа и апробирование формирования понятия числа у младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Сегодня мы познакомимся еще
с одним числом и цифрой (знаком),
которой это число записывается
(обозначается). Как вы думаете, какое
это число? (10,0).
Посмотрите, кто из вас прав? (Зажигаю
на электротабло 8 огоньков.)
Какой цифрой обозначим число огоньков?
(Ученики выставляют на фланелеграфе карточку
с цифрой 8).
Гашу на табло 2 огонька.
Что изменилось на табло? (Огоньков стало
на 2 меньше, огоньков стало 6.)
Поставим на фланелеграф цифру, которой
обозначается это число.
Гашу еще 2 огонька, затем еще 2. Дети выставляют
цифры 4 и 2. На фланелеграфе ряд чисел:
8, 6, 4, 2. Гашу последние 2 огонька.
А теперь, что вы видите на табло? (Нет
ни одного огонька, нет ничего, табло пустое.)
А может кто-нибудь знает, каким знаком
в математике можно обозначить то, что
на табло нет ни одного огонька? Дети выставляют
на фланелеграфе карточку с цифрой 0.
Верно, этим знаком записывается число
нуль.
Цифра вроде буквы «О» —
Это ноль иль ничего.
Этот ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Такой цифрой (знаком) 0 впервые стали
обозначать в Индии, а его название возникло
от латинского слова nullum, что в переводе
на русский обозначает ни одного, нисколько.
А кто может сказать, по какому правилу
записан на доске ряд чисел: 8, 6, 4, 2, 0? (Числа
уменьшаются; числа уменьшаются на 2.)
-Давайте поучимся красиво писать
цифру 0.
На доске даю образец записи, объясняю,
как писать эту цифру. Вызываю к доске
детей, и они сами пробуют написать цифру
0. Каждый раз обсуждаем, что получилось
хорошо, а что не удается, кто написал цифру
0 правильно. Дети пишут цифру «в воздухе»,
потом в тетрадях.
-Итак, мы научились писать цифру
0. А теперь хотите познакомиться
с тайнами этого числа? (Да, да.)
Послушайте стихотворение:
Повезло опять Егорке:
У реки сидит не зря —
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите, у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб теперь Егорка
На уху нам принесет?
-Кто хочет на фланелеграфе
изобразить картинку к этому
стихотворению?
На фланелеграфе прикрепляется ведерко,
в него помещается сначала 2 карася, затем
4 пескаря.
- Запишите в тетради равенство,
которое соответствует этому
действию. Дети записывают самостоятельно:
2+4=6.
- Что случилось потом? Кто будет
хитрым котом? Выходи и покажи,
как изменится наша картинка.
Ученик выходит к доске и снимает 6 рыбок.
- А каким равенством надо
записать это действие?
Дети самостоятельно записывают в тетрадях:
6—6=0. Пока они пишут, я возвращаю рыбок
на фланелеграф (в ведерко).
- Посмотрите, в ведре опять 6 рыбок.
Закройте глаза, я что-то изменю
на картинке. Убираю 1 рыбку. Каким
равенством запишем то, что я
сделала? (6—1=5.)
Повторяю задание, убираю еще одну рыбку.
В тетрадях дети записывают: 5—1=4.
Опять предлагаю закрыть глаза и ничего
не меняю на картинке.
- Откройте глаза. Что изменилось?
(Ничего.)
- Догадайтесь, как можно это
записать равенством?
Дети предлагают: 4—0=4, 4+0=4.
- Что показывает эта запись?
(Ни одной рыбки не убрали, ни
одной рыбки не добавили.)
- Откройте учебник.
Ученик читает задание и объясняет, что
на первой картинке слева 4 круга, а справа
6, кругов стало больше на 2, значит, этой
паре картинок подходит равенство 4+2=6.
Аналогично обсуждаются все пары картинок.
Интересно, что и картинке (вторая во втором
ряду), на которой изображено по четыре
кружка, подходят два равенства: 4+0=4 и 4—0=4.
Естественно, дети пытаются найти и к
следующей картинке тоже два равенства,
но дано только одно 7—0=7. Тогда они сами
предлагают другое 7+0=7. Некоторые говорят,
что одно равенство записано неверно (7+0=4),
и, если вместо 4 написать 7, то это равенство
подойдет к последней паре картинок.
Меня радует, что дети дают такие ответы.
Это показатель того, что они анализируют
рисунки и осмысленно соотносят с ними
числовые равенства.
- А если рассматривать изменения
в каждой паре картинок не
слева направо, как это дано
в учебнике, а справа налево, то
какие равенства можно записать
к каждой паре?
Предлагаю сделать это самостоятельно,
кто сколько успеет за 5 минут.
После этого дети легко находят место
нуля на числовом луче, и мы выясняем, что
в этом случае обозначает число «0» (не
отложили ни одной мерки, начало луча).
Определив место нуля на числовом луче,
мы выполняем задание № 106. Дети самостоятельно
записывают в тетрадях равенства: 0+5=5,
3—3=0, 0+6=6, 9—9=0.
При проверке они читают равенства используя
(кто может) математические термины (слагаемое,
значение суммы) и поясни ют, что обозначает
каждое число в равенстве на числовом
луче.
Затем они на числовых лучах находят
значения выражений:
0+3+2 /луч а/
0+4+2 /луч в/
9—7—2 /луч г/
Дети накладывают на страницу учебник
прозрачную пленку и выполняют задание.
Выясняем, какие изменения они внесли
на каждом лучевом числе.
Наконец, предлагаем последнее задание.
Его нет в учебнике, но мне хочется проверить,
догадаются ли наши ученики, как изобразить
на числовом луче такие равенства: 3—0=3,
5+0=5.
Задание выполняется самостоятельно,
в индивидуальных карточках. Справляются
все.
Подводим итог:
- С какими тайнами нуля мы
познакомились сегодня на уроке?
(К числу прибавляем нуль, получаем
это число; из числа вы читаем
нуль, получаем это же число; если
и трех вычесть 3, то получим
нуль; если и любого числа вычесть
это же число, получи нуль).
-А если к нулю прибавить
нуль? А ее ли из нуля вычесть
нуль?
Так кто же был прав, с каким числом и
с какой цифрой мы познакомились сегодня
на уроке?
Урок принес большое удовлетворение
детям, а это очень важно для дальнейшего
поиска и творчества.
2.2 Исследования и анализ
формирования понятия числа у
младших школьников
В методических пособиях по обучению
математике указания, касающиеся счета
в пределах первого десятка, начинается
с того, что надо обеспечить наглядный
процесс образования группы предметов
или восприятия числа. Затем рекомендуется
переходить к письму цифр, изучение состава
числа и после этого – к сложению и вычитанию.
Но отсутствует необходимость выяснения
того, какого значение числа и счета.
Поскольку осознанность операций, выполняемых
детьми играет большую роль в развитии,
следует уже в самом начале привлечь внимание
детей к пониманию числа и счета.
Во время прохождения государственной
практики Атиковской средней общеобразовательной
школе Бурзянского района провела интервьюривание
учителем начальных классов с Розалией
Рахимовной на базе третьего класса (Приложение
1).
Учительница начальных классов предлагает
использовать при введении понятия числа
стихотворения, поговорки, пословицы и
т.п., чтобы развивать интерес у детей к
работе (Приложение 2). Например:
Стихотворения:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный цвет –
Проезда нет,
Желтый –
Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
Пословицы:
Горе на двоих – полгоря,
Радость на двоих – две радости.
Среди учителей начальных классов с Розалией
Рахимовной, Гульсирой Закировной, Райсой
Галиевной также провела анкетирование:
Вы предпочитаете учебники Моро?
Результат представлен в диаграмме:
По результатам видно, что 95% учителей
предпочитают учебники Моро.
Вы считаете что программы Моро более
удачные?
Результат представлен в диаграмме:
В этой диаграмме также видно, что 95% учителей
считают программы Моро более удачными.
Все ли дети умеют считать когда приходят
в школу?
Результат представлен в диаграмме:
По результатам видно, что большинство
учеников умеют считать когда приходят
в школу.
Есть ли среди первоклассников умеющих
считать до ста?
Результат представлен в диаграмме:
По результатам видно, что только 40% учеников
умеют считать до ста когда приходят в
школу. Это только, те ученики, которые
посещали детский сад.
Учительница начальных классов Розалия
Рахимовна при формировании понятия числа,
предлагает использовать сказку по теме
«Однозначные и двузначные числа» (II класс,
программа 1—4) она начинает заранее, давая
им задание освежить в памяти, а кто не
читал еще — прочитать сказку А. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Урок начинается вступительным словом
о сказке. Далее сообщает, что сорока принесла
срочную телеграмму. Один из учеников
читает ее:
«Ребята, исчез Буратино! Помогите его
найти. Друзья Буратино».
Ребята охотно соглашаются найти Буратино.
Но с чего начать поиск? Говорит им, что
случайно узнала, что Карабас-Барабас
закрыл нашего друга в своем доме и, чтобы
он не убежал, повесил на дверь два больших
замка. Вы можете открыть замки, решив
записанные на них примеры.
На доске нарисованы двери и к ним прикреплены
два картонных замка с записанными на
них примерами:
11—5 12—7
18—9 14—7
3+8 54 – 6
6+7 4+9
Ребята выполняют решения этих примеров
по вариантам, а два ученика работают у
магнитной доски, прикрепляя к примерам
ответы.
- Решив примеры на замках, —
продолжаю я,— мы получили
ключи от них. Но посмотрите, кто
к нам приехал?
На доску прикрепляется картинка с нарисованным
вагончиком. В нем лиса Алиса и кот Базилио.
- Ребята, они утверждают, что вы
не знакомы с Буратино. Они
хотят увезти его в Страну
Дураков, а в доме закрыть Дуремара.
А вы ведь хорошо помните
Буратино? Давайте попробуем составить
его портрет.
К доске прикрепляется обратной стороной
разрезанный на 8 частей портрет Буратино.
На каждой части записаны примеры:
9 – 1 10—7
3+4 11—2
5+5 12—6
5+6 10+8
Дает задания:
- Найдите пример с ответом 8.
восемь увеличьте на 3. Найдите
пример с таким ответом.
- Уменьшаемое 17, разность 8. Найдите
вычитаемое. Найдите пример с
таким ответом и т.п.
Из поставленных по порядку карточек
собирается портрет Буратино.
- Вот мы и освободили Буратино!
А сейчас вместе с ним повеселимся.
Проводится физкультминутка под песню
из кинофильма «Приключения Буратино».
- А теперь успокойтесь, я ваш
гость, Буратино, послушает, как вы
умеете читать числа.
Чтение хором написанных на доске чисел:
9 2 0 5 7
11 18 20 14 13
Спрашивает, сколько цифр потребовалось
для записи чисел в первой строчке? Во
второй?
- А теперь, пользуясь набором
цифр, покажите однозначные числа,
двузначные. Назовите все однозначные
числа в пределе 20. Назовите все
двузначные числа в пределе 20.
- К Буратино пришла Мальвина.
У нее много шаров с записанными
на них числами. Запишите в
первой строчке все однозначные
числа, во второй все двузначные.
Проведите взаимопроверку. К нам пришел
еще один друг Буратино — Артемон,
К доске прикрепляется рисунок Артемона
с записанными числами:
- Ребята, какие числа здесь записаны
— однозначные или двузначные?
Назовите числа по порядку
и скажите, какое число пропущено.
Затем проводится физкультминутка под
мелодию песни «Когда мои друзья со мной»
и начинается работа над пройденным материалом.
Задание на дом приготовила вам, ребята,
черепаха Тортилла. Она очень торопилась,
но приползла только к концу урока.
На доску вывешивается рисунок черепахи,
несущей листок с заданием: № 3, с. 55.
- Итак, ребята, сегодня на уроке
у вас - побывали любимые герои
сказки А. Толстого и вы вместе
с ними познакомились с числами,
состоящими из одного знака
и из двух знаков. Это однозначные
и двузначные числа.
Наблюдение – учительница над понятием
числа работала очень хорошо. Внятно объясняет
и всегда использует наглядные пособия.
В конце урока всегда хвалит их за активность,
внимательность и выражает благодарность
за урок.
Протоколирование урока, проведенного
Атиковской средней общеобразовательной
школе Бурзянского района, учительницей
начальных классов с Розалией Рахимовной.
Она во время урока всегда использует
занимательные материалы, чтобы интересно
было детям. Дети понимают и хорошо усваивают
тему, довольны проведенными уроками (Приложение
3,4).
По результатам исследовательской работы
видно, что учителя подходят к формированию
понятия числа. Творчески придают особое
значение, используют много дополнительного
материала, в виде загадок и наглядных
пособий.
2.3 Опытно – экспериментальная
работа и апробирование формирование
числа у младших школьников
Учебная деятельность всегда направлена
на достижение определенных результатов,
требующих мыслительной работы, преодоления
определенных трудностей. В силу этого
она имеет большие возможности для формирования
интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых
качеств. Инструментом для вовлечения
детей в познавательную деятельность
служат разнообразные упражнения, задания,
игры, сказки, несомненно, что на этапе
начального обучения математике преобладающую
роль играют задания на усовершенствование
счета.
Учащиеся сначала изучают числа как объект,
а потом используют как средство выполнения
арифметических действий, решения задач
и примеров, сравнения множеств предметов,
применения в практической деятельности.
В опытно – экспериментальная работа
проводилась в трех этапах:
этап – констатирующий. Мы работаем в
Атиковской средней общеобразовательной
школе Бурзянского района на третьем классе.
Данный класс не соответствует для проведения
исследовательской работы, в зависимости
от этого ходила на в 1 класс, который учится
10 учеников и вела специальную работу.
В контрольном классе проводила контрольную
работу в форме диктанта.