Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:25, курсовая работа
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с геометрическим материалом. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и методов обучения.
Введение
2
1. Практическая работа как метод обучения.
3
2. Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе
7
3. Задачи и приемы изучения геометрического материала
в начальных классах
10
Заключение
27
Литература
Цели: закрепить определение прямоугольника, изучить свойство прямоугольника о равенстве противоположных сторон прямоугольника;
показать практическое применение математических знаний;
учить решать проблемные ситуации, выбирая наиболее рациональный способ решения;
развивать логическое мышление, точную математическую речь;
воспитывать интерес к предмету, желание и потребность получать новые знания.
Оборудование: плоские геометрические фигуры: прямоугольники разных размеров, круги, треугольники, параллелограммы, ромбы, другие многоугольники; на каждой парте раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами.
Ход урока
I.Организационный момент
(На доске написано высказывание: «Математика – царица наук»)
- Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Дети говорят о том, как важно знать математику)
- Сегодня мы
с вами ещё раз попробуем
убедиться в справедливости
II.Основная часть урока
- Сегодня на уроке мы будем строить дом. Как вы думаете, нужное это дело или нет? (У каждого человека должно быть жильё)
- Но прежде,
чем построить дом в жизни,
нужно построить его сначала
на листе бумаги (чертёж, рисунок).
Этим важным делом мы и
- С чего начинается строительство дома? (С фундамента)
- Начнём строить
фундамент из «блоков» (прямоугольников).
(К доске выходит ученик, выбирает
прямоугольники, напоминающие блоки,
и, выкладывая их в ряд,
Возникла проблема: какой длины должен быть фундамент? От чего это зависит?
(Выясняется, что длина фундамента зависит от того, сколько квартир будет в этом доме)
- Поэтому я предлагаю вам решить задачу: «В доме, который мы будем строить, будет 14 однокомнатных квартир, 8 трёхкомнатных, а двухкомнатных столько, сколько однокомнатных и двухкомнатных вместе. Сколько всего квартир будет в доме?»
Так как текста задачи в учебнике нет, то табличка с краткой записью условия задачи, закрепляется на «фундамент» дома, а в тетрадях ученики записывают только решение задачи и ответ.
(14 + 8 = 22 (кв.)
22 +22 = 44 (кв.)
Ответ: всего в доме 44 квартиры
Карточка с числом 44 закрепляется на «фундамент» дома; появляется необходимость удлинить «фундамент» дома, то есть добавить ещё один «блок» (прямоугольник)
- Фундамент – основа дома, поэтому он должен быть прочным. А как убедиться в прочности фигур, которые мы выбрали для «фундамента»? (Надо проверить углы. Самые прочные углы – прямые. Ученики выходят к доске и с помощью модели прямого угла проверяют углы прямоугольников, из которых выложили «фундамент» дома. Убеждаются, что «фундамент» надёжный.
- А какая фигура называется прямоугольником? (Четырёхугольник, у которого все углы прямые)
- Что будем строить дальше? (Основную жилую часть дома)
- Давайте подберём для этого подходящую фигуру. (Дети выходят к доске, прикладывают к «фундаменту» разные геометрические фигуры, пока не убеждаются в том, что для жилой части дома подходит самый большой прямоугольник.
- Какая фигура подошла для этой части дома? (Прямоугольник)
- Давайте убедимся в этом (Опять проверяем углы)
2. Новые знания, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом («строительстве дома»)
- Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре)
- Что можете
сказать о сторонах
- Как проверить это? (Надо измерить)
(С помощью
линейки измеряем
- Мы убедились, что в данном прямоугольнике противоположные стороны равны. А справедливо ли это свойство для любого прямоугольника или нет, мы узнаем чуть позже.
- Теперь построим крышу дома (Эту трудную работу выполняют у доски несколько учеников. Крыша получается из трёх фигур, среди которых два прямоугольных треугольника)
- Какие треугольники взяли для крыши? (Прямоугольные, так как они устойчивые, а крыша должна быть надёжной)
(Учитель говорит
о том, что чердачное
- Чего не хватает в доме? (Окон)
(Ученики снова работают у доски: одинаковые прямоугольники- «окна» располагают на основной части дома)
- Какие фигуры поставили на место окон? (Опять прямоугольники).
- С помощью карточек с ответами примеров, которые мы сейчас решим, мы застеклим окна.
(Ученики решают
примеры из учебника: первый вариант
начинают решать примеры с
первого, а второй – с
- Но как войти в дом? (Нужна дверь. Очередной прямоугольник закрепляем на место двери на дом)
- Навесить дверь, установить её так, чтобы она находилась в равновесии, хорошо открывалась и закрывалась – дело сложное, и нам надо выполнить ещё одно задание: решить уравнения.
(Уравнения решаем по рядам. На прямоугольнике- «двери» карточка с уравнениями:
Х + 12 = 32 (20)
76 – х = 46 (30)
Х – 18 = 22 (40)
(Ответы уравнений
появляются после решения. На
доску закрепляются круги, на
которых написаны круглые
Точки с ответами уравнений помещаются на прямоугольник –дверь, получается числовая последовательность: 20, 30, 40
- Давайте один
из оставшихся кругов с
(Размещаем круг-окошко по выбору ребят на мансарду)
Дом готов! Ребята вместе с учителем рассматривают получившуюся работу, высказывают своё мнение
III.Рефлексия деятельности
- Чтобы построить такой дом, какие знания и умения нам понадобились?
(Умения решать задачи, без ошибок решать примеры, правильно решать уравнения, знать геометрические фигуры и их свойства)
- А какую
геометрическую фигуру мы чаще
всего использовали при
- Почему? (Прочная: все углы равны, красивая: противоположные стороны равны)
- Посмотрите вокруг себя, назовите фигуры прямоугольной формы (Пол, потолок, стены, доска и т. д.)
IV. Практическая работа
Работа в парах. В конвертах на парте лежат геометрические фигуры. Задание: постройте дом
(Дети без труда справляются с заданием, учитель просматривает работы, даёт комментарии)
А теперь вспомните, какое новое знание вы сегодня получили? Найдите ответ в учебнике (Читают свойство противоположных сторон прямоугольника )
Осталось убедиться, что оно справедливо для любого прямоугольника. Проверьте это. (Ученики измеряют противоположные стороны прямоугольников в своих работах)
- А сейчас
я хочу убедиться, что вы
хорошо поняли новый материал.
Задание: постройте
V. Итог урока.
- Сколько сторон у прямоугольника?
- А как вы
смогли построить
VI. Домашнее задание Дома в тетрадях начертите дом, используя известные вам геометрические фигуры
Математика
Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс
(учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)
Предметные результаты
Знакомство с понятиями «замкнутая линия» и « незамкнутая линия». Распознавание замкнутых и незамкнутых линий на чертежах.
Овладение умением прибав лять числа с помощью нату рального ряда чисел. Выполнение классифика ции по разным основаниям.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
-иметь общее представление о моральных нормах поведения;
-осуществлять
оценку работ и ответов
Регулятивные универсальные
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-оценивать совместно
с учителем или
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представ лению; сопоставление и противопоставление);
Коммуникативные универсальные учебные действия
-воспринимать
мнение других людей о
-понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно относиться к мнению одноклас сников, взрослых, принимать их позицию.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование:
Для учителя: карточки с цифрами от 1 до 9, предметные картинки с изображением животных (медведя, белки, ежа, лисицы, зайца, коровы, волка), аудиозапись для физкультминутки, электронная физминутка «Цыплёнок», компьютерное приложение «Проверь себя»
Для учащихся: счётные палочки, линейки, цветные карандаши, простой карандаш, игра «Геометрик», наждачная бумага, нитки.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Организационный момент.
Звучит музыка (Гимн Занковцев)
- Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Здесь!
- Девочки здесь?
- Здесь!
- Готовы к
путешествию по стране
- Да
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
а) Задание на логику. Работа с предметными картинками.
- Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица, корова, ежик, волк, заяц)
- Сколько всего гостей? (7)
- Как их назвать одним словом? (животные)
- На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)
- Какое животное можно назвать лишним?
(корова – домашнее животное, а остальные дикие)
(у коровы есть копыта)
(еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью)
(белочка скачет по деревьям)
(медведь спит зимой)
Гости – животные
приготовили для вас «
7 > 1, 7 < 9, 7 = 7, 5 < 8, 7 + 3
-Какая математическая запись лишняя? Почему?
(7=7, т.к. это
равенство, 5< 8, т. к в этой
математической записи нет