Практические методы обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с геометрическим материалом. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и методов обучения.

Содержание работы

Введение
2
1. Практическая работа как метод обучения.
3
2. Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе
7
3. Задачи и приемы изучения геометрического материала
в начальных классах
10
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

моя курсовая работа по матем.Каратаева Н..doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы). 

«Открытие»  нового знания и формулирование темы урока.

Понятие о замкнутых и незамкнутых  линиях.

-  Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:                            

-  Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»

-  Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится?  Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)

-  А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)

-  Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?

-  Сколько концов у планки?

-  Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?

(теперь она  состоит из нескольких отрезков, а не из одного, значит, теперь  у нее не два конца, так  как каждый отрезок ломаной  линии имеет по два конца)

-  Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.

3. Постановка  учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения

Детям раз даются карточки с изображением линий

-Что изображено  на рисунке? (Линии.)

- На какие  группы можно разбить эти линии?

- Разложите  карточки с изображениями этих  линий на группы (несколько вариантов  выполнения задания)

4. Построение  проекта выхода из затруднения

(Дети  пытаются выполнить зада ние  учителя самостоятельно, работая  в группах.  Все, безусловно, смогут произвести класси фикацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно раз бить на прямые и кривые.)

Учитель просит детей выйти к доске  и показать, что у них получилось.

Если  дети нашли разбиение на кривые и  прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.

-Как вы думаете,  можно так разбить на группы  эти линии? (Да, пото му что они разные, отличаются друг от друга.)

-Как бы вы  назвали эти линии? (Предположения детей.) 
-Назовите тему урока.

Физминутка  «Дотянись до звезды» (под музыку)

Расслабляет и  дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.

-Встаньте поудобнее  и закройте глаза. Сделайте  три глубоких вдоха и выдоха.

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное  звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.

Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно  сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо  у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам  о другой вашей мечте. (10с)

Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

Сорвите еще  несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и  выдох, когда достаете ее и кладете  в корзину.

Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.                                

5. Первичное  закрепление с проговариванием  во внешней речи

Практическая  работа.

1 вариант

-         Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)

- Выйдите, кто  выкладывал квадрат 

                                             ломаную 

                                             треугольник 

                                             кривую.

2 вариант

-Приготовьте  верёвочки. Выполним с помощью  верёвочки: а) замкнутую линию;  б) незамкнутую линию.

 

3 вариант

-  Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.

-  Сколько звеньев у получившейся ломаной?

-  Сколько концов у ломаной линии?

-  Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось? 

  (пятиугольник)

Этап  реализации построенного проекта. Работа в тетради.

Физминутка  электронная «Цыплёнок»

6. Самостоятельная  работа с самопроверкой по  эталону.

1 группа (8 чел)

2 группа (3-4 группы по 4 человека)

Работа  за компьютерами

Работа  в группах

Тренировка (12 заданий)

Тема  6: Прямая, луч, отрезок, ломаная

Игра «Геометрик» 




 

Этап  включения в систему знаний и  повторения

После окончания  работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)

7. Рефлексия  деятельности 

-  С каким понятием познакомились?

-  Какие  ломаные бывают?

(замкнутые и  незамкнутые)

-  Как называется отрезок ломаной?

(звено)

-  Как по–другому можно назвать многоугольник?

(замкнутая ломаная  линия)

-За что ты  можешь себя похвалить?

-За что ты  можешь похвалить одноклассников?

- Кто из вас  на уроке работал активно? 

- А кому из  вас помогали справиться с  заданием соседи по парте?

- Только настоящие  друзья придут на быстро на  помощь. Давайте всегда помогать  друг другу и своим близким.

 

Приложение 1

Игра  «Угадай фигуру»

Для отработки  умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  задания для учеников 1-го класса.

При выполнении заданий дети работают с нелинованным листом бумаги неправильной формы и  не пользуются ни карандашом, ни ножницами, ни чертежными инструментами. Инструменты  используются только на этапе проверки правильности выполнения задания.

1. Согните лист бумаги так, чтобы точка оказалась на линии сгиба (точка в произвольном месте листа).

• Как  вы думаете, прямая или кривая линия  получилась на сгибе? С помощью какого инструмента это можно проверить?

• С помощью  линейки дети убеждаются, что линия  получилась прямая.

2. Можно ли получить таким методом другую прямую, проходящую через эту же точку? Сколько еще таких прямых можно получить? Проверьте с помощью линейки, все ли линии сгиба у вас прямые.

После такой  работы можно делать вывод о том, что через одну точку можно  провести много прямых.

3. Поставьте на листе две точки в любом месте. Попробуйте согнуть лист так, чтобы линия сгиба прошла через обе точки. У всех ли это получилось?

Возьмите  другой лист, поставьте точки по-другому. Согните лист так, чтобы линия  сгиба прошла через две точки. Как вы думаете, всегда ли можно провести прямую через две точки?

Делается вывод  о том, что это можно сделать  всегда.

Затем ученикам предлагается вернуться к первому и второму листу, повторить вывод о количествах прямых, которые можно провести через одну точку. После этого дети, взяв лист с заданием 3, пытаются получить другую прямую, проходящую через те же две точки. Они практически убеждаются, что это сделать невозможно. Делается вывод о том, что через две точки можно провести только одну прямую. Таким образом ученики легко усваивают начальные геометрические понятия и отношения.

Формированию  навыка установления взаимоотношения  между фигурами способствуют задания, которые используются при изучении темы "Многоугольник" во 2-м классе:

1. Из данного  листа сделайте треугольник, лишнее  отрежьте.

2. Сделайте равнобедренный  треугольник. 

3. Сделайте прямоугольный  треугольник. 

4. Сделайте прямоугольный равнобедренный треугольник. Как убедиться в том, что он действительно равнобедренный?

5. Из данного  листа сделайте квадрат и найдите  способ убедиться в том, что  вы получили квадрат (без использования  инструментов).

6. Найдите центр  этого квадрата и с помощью циркуля убедитесь, что нашли его правильно.

Задания выполняются на нелинованном листе бумаги неправильной формы.

В ходе работы над ними обсуждаются  разные способы их выполнения, что  фактически является выявлением свойств  данных геометрических фигур.

Такие задания - база для  формирования конструктивных умений, являющихся составной частью конструктивного  мышления.

 


Информация о работе Практические методы обучения математике