Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 15:25, курсовая работа
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с геометрическим материалом. Включение материала из разных разделов курса, безусловно, влияет на построение урока математики и методов обучения.
Введение
2
1. Практическая работа как метод обучения.
3
2. Использование практической работы при изучении геометрического материала в начальной школе
7
3. Задачи и приемы изучения геометрического материала
в начальных классах
10
Заключение
27
Литература
б) Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
«Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
Понятие о замкнутых и незамкнутых линиях.
- Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой. Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения. Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья – отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик:
- Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная линия получилась!»
- Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы ломаной, что получится? Как ее теперь можно назвать? (замкнутая ломаная линия)
- А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая ломаная линия)
- Теперь выпрямим планку, на какую геометрическую фигуру она похожа?
- Сколько концов у планки?
- Изменилось ли что-нибудь после того, как она стала ломаной линией?
(теперь она
состоит из нескольких
- Каждый отрезок ломаной называется ее звеном.
3. Постановка учебной задачи. Этап выявления места и причины затруднения
Детям раз даются карточки с изображением линий
-Что изображено на рисунке? (Линии.)
- На какие
группы можно разбить эти
- Разложите карточки с изображениями этих линий на группы (несколько вариантов выполнения задания)
4. Построение проекта выхода из затруднения
(Дети пытаются выполнить зада ние учителя самостоятельно, работая в группах. Все, безусловно, смогут произвести класси фикацию по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно раз бить на прямые и кривые.)
Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них получилось.
Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам.
-Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, пото му что они разные, отличаются друг от друга.)
-Как бы вы
назвали эти линии? (Предположения детей.)
-Назовите тему урока.
Физминутка «Дотянись до звезды» (под музыку)
Расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
-Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать.
Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)
Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Практическая работа.
1 вариант
- Используя, наждачную бумагу и нитки выложите фигуру, которая написана у вас на карточках (квадрат, ломаная, треугольник, кривая) (работа в парах)
- Выйдите, кто выкладывал квадрат
ломаную
треугольник
кривую.
2 вариант
-Приготовьте
верёвочки. Выполним с помощью
верёвочки: а) замкнутую линию;
3 вариант
- Возьмите 5 палочек и составьте из них ломаную линию незамкнутую.
- Сколько звеньев у получившейся ломаной?
- Сколько концов у ломаной линии?
- Преобразуйте ее в замкнутую линию. Что получилось?
(пятиугольник)
Этап реализации построенного проекта. Работа в тетради.
Физминутка электронная «Цыплёнок»
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1 группа (8 чел) |
2 группа (3-4 группы по 4 человека) |
Работа за компьютерами |
Работа в группах |
Тренировка (12 заданий) Тема 6: Прямая, луч, отрезок, ломаная |
Игра «Геометрик» |
Этап включения в систему знаний и повторения
После окончания работы в группах, дети возвращаются на свои места + те, кто уже выполнил задание на компьютере. Проводится игра «Угадай фигуру» (см. приложение 1)
7. Рефлексия деятельности
- С каким понятием познакомились?
- Какие ломаные бывают?
(замкнутые и незамкнутые)
- Как называется отрезок ломаной?
(звено)
- Как по–другому можно назвать многоугольник?
(замкнутая ломаная линия)
-За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты
можешь похвалить
- Кто из вас на уроке работал активно?
- А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут на быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
Приложение 1
Игра «Угадай фигуру»
Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках используются специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.
Практические задания для учеников 1-го класса.
При выполнении заданий дети работают с нелинованным листом бумаги неправильной формы и не пользуются ни карандашом, ни ножницами, ни чертежными инструментами. Инструменты используются только на этапе проверки правильности выполнения задания.
1. Согните лист бумаги так, чтобы точка оказалась на линии сгиба (точка в произвольном месте листа).
• Как вы думаете, прямая или кривая линия получилась на сгибе? С помощью какого инструмента это можно проверить?
• С помощью линейки дети убеждаются, что линия получилась прямая.
2. Можно ли получить таким методом другую прямую, проходящую через эту же точку? Сколько еще таких прямых можно получить? Проверьте с помощью линейки, все ли линии сгиба у вас прямые.
После такой работы можно делать вывод о том, что через одну точку можно провести много прямых.
3. Поставьте на листе две точки в любом месте. Попробуйте согнуть лист так, чтобы линия сгиба прошла через обе точки. У всех ли это получилось?
Возьмите другой лист, поставьте точки по-другому. Согните лист так, чтобы линия сгиба прошла через две точки. Как вы думаете, всегда ли можно провести прямую через две точки?
Делается вывод о том, что это можно сделать всегда.
Затем ученикам предлагается вернуться к первому и второму листу, повторить вывод о количествах прямых, которые можно провести через одну точку. После этого дети, взяв лист с заданием 3, пытаются получить другую прямую, проходящую через те же две точки. Они практически убеждаются, что это сделать невозможно. Делается вывод о том, что через две точки можно провести только одну прямую. Таким образом ученики легко усваивают начальные геометрические понятия и отношения.
Формированию навыка установления взаимоотношения между фигурами способствуют задания, которые используются при изучении темы "Многоугольник" во 2-м классе:
1. Из данного
листа сделайте треугольник,
2. Сделайте равнобедренный треугольник.
3. Сделайте прямоугольный треугольник.
4. Сделайте прямоугольный равнобедренный треугольник. Как убедиться в том, что он действительно равнобедренный?
5. Из данного
листа сделайте квадрат и
6. Найдите центр этого квадрата и с помощью циркуля убедитесь, что нашли его правильно.
Задания выполняются на нелинованном листе бумаги неправильной формы.
В ходе работы над ними обсуждаются разные способы их выполнения, что фактически является выявлением свойств данных геометрических фигур.
Такие задания - база для формирования конструктивных умений, являющихся составной частью конструктивного мышления.