Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с прямозубыми цилиндрическими колесами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчатой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе.
Данный тип редуктора используется в лебедках и экскаваторах Кировского рудника. ИжМашСтройКомплект производит линейку редукторов РМ по современным технологиям обработки зуба, которые способны увеличить срок службы редуктора в 2 и более раза - РМ-250, РМ-350, PM-400, РМ-500, Р650, РМ-750, РМ-850, PM-1000.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчёт привода……6
Расчет зубчатой передачи редуктора……………………………………….10
Проектный расчёт валов редуктора и подбор подшипников……………...18
Конструктивные размеры зубчатой передачи и корпуса редуктора……...21
Проверочный расчёт валов редуктора………………………………………27
Подбор и расчёт шпоночных соединений…………………………………..30
Проверочные расчёты долговечности подшипников……………………...34
Выбор муфты…………………………………………………………………36
Смазка зацепления и подшипников редуктора…………………………….37
Выбор посадок для установки деталей редуктора…………………………38
Сборка редуктора…………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Удобно расчет вести, определяя межосевое расстояние передачи. Для прямозубой передачи:
, (24) [4, с. 26]
где Т3 – вращающий момент на шестерне рассчитываемой передачи, Н∙м;
КН – коэффициент нагрузки;
Ψа – коэффициент ширины зубчатого венца;
[σН]34 – допускаемые контактные напряжения, МПа.
Принимаем i34 = u34 = 2,5; Т3 = Т23 = 103 Н∙м - согласно схеме и кинематическому расчету; КН = 1 – [1, 2]; Ψа = 0,4 - при симметричном расположении колёс относительно опор, что соответствует заданию [4, с. 26];
[σН]34 = 384,5 МПа и полученные значения подставляем в формулу (24):
мм
Согласно ГОСТ 2185-66 принимаем а34 = 160 мм [4, с. 27]
Модуль зубчатых колес можно принять, руководствуясь эмпирическим
соотношением:
m = (0,01…0,02)∙а34 , (25) [4, с. 27]
где а34 – межосевое расстояние, мм.
Принимаем а34 = 160 мм и вычисляем формулу (25):
m = (0,01…0,02)∙160 = (1,6…3,2)
По ГОСТ 9563-80 [4, с. 27] принимаем m = 2 мм
zc = z3 + z4 = (2∙а34)/m, (26) [4, с. 28]
где а34 – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм.
Принимая а34 = 160 мм и m = 2 мм, подставляем в формулу (26):
zc = z3 + z4 = (2∙160)/2 = 160
z3 = zc / (i34 +1), (27) [4, с. 28]
где zc – суммарное число зубьев;
i34 – передаточное отношение передачи 34.
Принимая zc = 160 и i34 = 2,5, подставляем в формулу (27):
z3 = 160 / (2,5 +1) = 48
z4 = zc – z3 , (28) [4, с. 28]
где zс – суммарное число зубьев;
z3 – число зубьев шестерни.
Принимая zc = 160 и z3 = 48, подставляем в формулу (28):
z4 = 160 – 48 = 112
i34 = z4 / z3, (29) [4, с. 28]
где z4 – число зубьев колеса;
z3 – число зубьев шестерни.
Принимаем z4 = 112 и z3 = 48, подставляем в формулу (29):
i34 = 112 / 48 = 2,44
Погрешность передаточного отношения:
, (30) [4, с. 28]
где - передаточное отношение передачи 3-4 из условия;
- фактическое передаточное отношение передачи 3-4.
Принимая = 2,5 и = 2,44, подставляем в формулу (30):
Для шестерни:
d3 = m∙z3, (31) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
z3 – число зубьев шестерни.
Принимаем m = 2 мм и z3 = 48 и находим формулу (31):
d3 = 2∙48 = 96 мм
Для колеса:
d4 = m∙z4, (32) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
z4 – число зубьев шестерни.
Принимаем m = 2 мм и z4 = 112 и находим формулу (32):
d4 = 2∙112 = 224 мм
Для шестерни:
da3 = d3+2∙ m, (33) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
d3 –делительный диаметр шестерни, мм.
Принимаем m = 2 мм и d3 = 96 мм и находим формулу (33):
da3 = 96+2∙2 = 100 мм
Для колеса:
da4 = d4+2∙ m, (34) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
d4 –делительный диаметр колеса, мм.
Принимаем m = 2 мм и d4 = 224 мм и находим формулу (34):
da4 = 224+2∙2 = 228 мм
Для шестерни:
df3 = d3 – 2.5∙m, (35) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
d3 –делительный диаметр шестерни, мм.
Принимаем m = 2 мм и d3 = 96 мм и находим формулу (35):
da3 = 96 - 2,5∙2 = 91 мм
Для колеса:
df4 = d4 – 2,5∙m, (36) [4, с. 29]
где m – модуль зацепления, мм;
d4 –делительный диаметр колеса, мм.
Принимаем m = 2 мм и d4 = 224 мм и находим формулу (36):
df4 = 224 - 2,5∙2 = 219 мм
расчётная В34 = ψа ∙ а34, (37) [4, с. 29]
где ψа – коэффициент ширины венца;
а34 – межосевое расстояние, мм.
Принимаем ψа = 0,4 по рекомендациям табл. 3.7. [7, с. 97] и а34 = 160 мм, подставляем в формулу (37):
В34 = 0,4 ∙ 160 = 64 мм
Ширина венца колеса:
В4 = В34 = 64 мм по рекомендациям [4, с. 29]
Ширина венца шестерни:
В3 = В4 + 5 мм, (38) [4, с. 29]
где В4 – ширина венца колеса, мм.
Принимая В4 = 64 мм, подставляем в формулу (38):
В3 = 64 + 5 = 69 мм
Проверка межосевого расстояния передачи:
а34 = (d3 + d4)/2, (39) [4, с. 30]
где d3 – делительный диаметр шестерни, мм;
d4 – делительный диаметр колеса, мм.
Принимаем d3 = 96 мм и d4 = 224мм, подставляем в формулу (39):
а34 = (96 + 224)/2 = 160 мм.
Проверка сошлась.
V34 = ω23∙(d3/2)∙10-3, (40) [4, с. 30]
где d3 - делительный диаметр шестерни, мм;
ω23 – скорость вращения на промежуточном валу 2-3, рад/с.
Принимая d3 = 96 мм и ω23 = 26,2 рад/с, вычисляем формулу (40):
V34 = 26,2∙(96/2)∙10-3 = 1,2 м/с
Из рекомендации [4, с. 30] принимаем восьмую степень точности.
Кн = Кнв∙Кнv, (41) [4, с. 30]
где Кнв – коэффициент учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине контактных линий в зацеплении (по длине зуба), при расчете на контактную и изгибную прочность соответственно;
Кнv - динамические коэффициенты, учитывают внутреннюю динамику передачи.
Принимаем Кнв = 1,1 и Кнv = 1,05 из таблицы 2.9 и 2.10 [4, с. 31] и считаем формулу (41):
Кн = 1,1∙1,05 = 1,2
Кf = Кfв∙Кfv, (42) [4, с. 30]
где Кfв – коэффициент учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине контактных линий в зацеплении (по длине зуба), при расчете на контактную и изгибную прочность соответственно;
Кfv - динамические коэффициенты, учитывают внутреннюю динамику передачи.
Принимаем Кfв = 1,21 и Кfv = 1,1 из таблицы 2.9 и 2.11 [4, с. 31-32] и считаем формулу (42):
Кf = 1,21∙1,1 = 1,3
Условие прочности:
σН34 ≤ [σН]34, [4, с. 32]
Действующие расчетные контактные напряжения:
, (43) [4, с. 32]
где а34 – межосевое расстояние передачи, мм;
Т23 – момент на шестерне, Н∙м;
Кн – уточнённое значение коэффициента нагрузки;
u34 – уточнённое значение передаточного числа u34 = i34;
В4 – ширина венца колеса, мм.
Принимая а34 = 160 мм, Т23 = 103 Н∙м, Кн =1,2, u34 = i34 = 2,5 и В4 = 64 мм, подставляем в формулу (43):
σН34 ≤ [σН]34; 343,4 ≤ 384,5 МПа – условие выполняется.
Оценка недогрузки:
ΔσН = (([σН]34 – σН34)/[σН]34)∙100% ≤ 100%, (44) [4, с. 33]
где [σН]34 – допускаемые контактные напряжения, МПа;
σН34 – расчетные контактные напряжения, МПа.
Принимая [σН]34 = 384,5 МПа и σН34 = 343,4 МПа, вычисляем формулу (44):
ΔσН = ((384,5 – 343,4)/384,5)∙100% = 10%
По условию контактной выносливости принятые параметры передачи соответствуют требованиям.
Условие выносливости:
σF3 ≤ [σF]3 и σF4 ≤ [σF]4, [4, с. 33]
Расчетные напряжения на изгиб по шестерни:
σF3 = (2∙Т3∙Кf∙Yf3∙103)/d3∙m∙B3, (45) [4, с. 33]
где Т3 – момент на шестерни, Н∙м;
Yf3 – коэффициент прочности зуба шестерни;
Кf – уточнённый коэффициент нагрузки;
d3 - делительный диаметр шестерни, мм;
m – модуль зацепления, мм;
B3 – ширина венца шестерни, мм.
Принимая где Т3 = 103 Н∙м, Кf = 1,3, d3 = 96 мм, m – 2 мм, B3 = 69 мм и Yf3 =3,66 из таблицы 2.12 [4, с. 33], подставляем в формулу (45):
σF3 = (2∙103∙1,3∙3,66∙103)/96∙2∙69 = 74 МПа
σF3 ≤ [σF]3; 74 ≤ 226,3 МПа – условие выполняется.
Расчетные напряжения на изгиб по колесу:
σF4 = (2∙Т4∙Кf∙Yf4∙103)/d4∙m∙B4, (46) [4, с. 33]
где Т4 – момент на выходном валу, Н∙м;
Yf4 – коэффициент прочности зуба колеса;
Кf – уточнённый коэффициент нагрузки;
d4 - делительный диаметр колеса, мм;
m – модуль зацепления, мм;
B4 – ширина венца колеса, мм.
Принимая где Т4 = 260 Н∙м, Кf = 1,3, d4 = 224 мм, m – 2 мм, B4 = 64 мм и Yf4 =3,59 из таблицы 2.12 [4, с. 33], подставляем в формулу (46):
σF3 = (2∙260∙1,3∙3,59∙103)/224∙2∙64 = 84,6 МПа
σF4 ≤ [σF]4; 84,6 ≤ 205,7 МПа – условие выполняется.
Окружная сила:
Ft3 = Ft4 = (2∙T3)/d3 ∙ 103, (47) [4, с. 34]
где Т3 – момент на шестерни, Н∙м;
d3 - делительный диаметр шестерни, мм.
Принимаем Т3 = 103 Н∙м и d3 = 96 мм, подставляем в формулу (47):
Ft3 = Ft4 = (2∙103)/96 ∙ 103 = 2,1кН
Радиальная сила:
Fr3 = Fr4 = Ft3∙tg α, (48) [4, с. 34]
где Ft3 – окружная сила, кН;
α – угол зацепления.
Принимая Ft3 = 2,1кН и α = 20◦, подставляем в формулу (48):
Fr3 = Fr4 = 2,1∙0,4 = 0,8 кН
Таблица 2 - Параметры зубчатых колёс
Параметр |
Обозначение |
Размерность |
Численное значение | ||
Шестерня 3 |
Колесо 4 | ||||
1 |
Модуль |
m |
мм |
2 |
2 |
2 |
Число зубьев |
z |
- |
48 |
112 |
3 |
Тип зубьев |
- |
- |
прямые |
прямые |
4 |
Исходный контур |
По ГОСТ 13755-81 | |||
5 |
Коэффициент смещения исходного контура |
x |
- |
0 |
0 |
6 |
Степень точности |
- |
- |
8 |
8 |
7 |
Делительный диаметр |
d |
мм |
96 |
224 |
8 |
Диаметр вершин |
da |
мм |
100 |
228 |
9 |
Диаметр впадин |
df |
мм |
91 |
219 |
10 |
Ширина зубчатого венца |
В |
мм |
69 |
64 |
11 |
Межосевое расстояние |
а34 |
мм |
160 |