Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с прямозубыми цилиндрическими колесами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчатой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе.
Данный тип редуктора используется в лебедках и экскаваторах Кировского рудника. ИжМашСтройКомплект производит линейку редукторов РМ по современным технологиям обработки зуба, которые способны увеличить срок службы редуктора в 2 и более раза - РМ-250, РМ-350, PM-400, РМ-500, Р650, РМ-750, РМ-850, PM-1000.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчёт привода……6
Расчет зубчатой передачи редуктора……………………………………….10
Проектный расчёт валов редуктора и подбор подшипников……………...18
Конструктивные размеры зубчатой передачи и корпуса редуктора……...21
Проверочный расчёт валов редуктора………………………………………27
Подбор и расчёт шпоночных соединений…………………………………..30
Проверочные расчёты долговечности подшипников……………………...34
Выбор муфты…………………………………………………………………36
Смазка зацепления и подшипников редуктора…………………………….37
Выбор посадок для установки деталей редуктора…………………………38
Сборка редуктора…………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Выбираю: Шайба 16 65Г ГОСТ 6402-70 с d = 16,3 мм и S = b = 3,5 мм.
Дальше выбираю гайку по ГОСТ 15521-70 [4, с. 59]:
Гайка М16 ГОСТ 15521-70 с d = 16 мм, S = 22 мм, H = 13 мм, D = 23,9 мм.
5. Проверочный расчёт валов редуктора
5.1 Выходной вал
Рисунок 11 – Расчётная схема выходного вала
Реакции опор в вертикальной плоскости:
Σ Ма = 0 Fr∙L1 - Rcy∙( L1 + L2) = 0
Σ Мс = 0 -Fr∙L2 + Ray∙( L1 + L2) = 0
Rcy = (Fr∙L1)/(L1 + L2) = 800∙0,05/0,13 = 308 Н
Rаy = (Fr∙L2)/(L1 + L2) = 800∙0,08/0,13 = 492 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Ray - Fr + Rcy = 308 - 800 + 492 = 0
Построение эпюр изгиба моментов в вертикальной плоскости:
Мап = 0
Мвл,п = Ray∙0,05 = 24,6 Н∙м
Мсл,п = Ray∙0,13 - Fr∙0,08 = 0
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
Σ Ма = 0 Ft∙L1 - Rcx∙( L1 + L2) = 0
Σ Мс = 0 -Ft∙L2 + Rax∙( L1 + L2) = 0
Rcx = (Ft∙L1)/(L1 + L2) = 2100∙0,05/0,13 = 808 Н
Rаx = (Ft∙L2)/(L1 + L2) = 2100∙0,08/0,13 = 1292 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Rax - Fr + Rcx = 808 - 2100 + 1292 = 0
Построение эпюр изгиба моментов в горизонтальной плоскости:
Мап = 0
Мвл,п = Rax∙0,05 = 65 Н∙м
Мсл,п = Rax∙0,13 – Ft∙0,08 = 0
Реакции опор под действием консольной силы:
Fm = 125∙ = 125∙ =1962 Н
Σ Ма = 0 Fm∙(Lm + L2 + L3) - Rcy∙(L1 + L2) = 0
Σ Мс = 0 Fm∙Lm + Ray∙( L1 + L2) = 0
Rcy = Fm∙(Lm + L2 + L3)/(L1 + L2) = 1962∙0,21/0,13 = 3169 Н
Rаy = -Fm∙Lm/(L1 + L2) = 1962∙0,08/0,13 = -1207 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Ray – Fm + Rcy = -1207 - 1962 + 3169 = 0
Построение эпюр изгиба моментов в вертикальной плоскости:
Мап = 0
Мвл,п = 0
Мсл,п = Ray∙0,13 = -94 Н∙м
Мк = Ft∙rк = 2100∙0,1 = 210 Н∙м
5.2 Входной вал
Рисунок 12 – Эпюры входного вала
Реакции опор в вертикальной плоскости:
Σ Мв = 0 Fr∙L1 – Rdy∙( L1 + L2) = 0
Σ Мd = 0 -Fr∙L2 + Rвy∙( L1 + L2) = 0
Rdy = (Fr∙L1)/(L1 + L2) = 800∙0,08/0,13 = 492 Н
Rвy = (Fr∙L2)/(L1 + L2) = 800∙0,05/0,13 = 308 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Rвy - Fr + Rdy = 308 - 800 + 492 = 0
Реакции опор в горизонтальной плоскости:
Σ Мв = 0 Ft∙L1 – Rdx∙(L1 + L2) = 0
Σ Мd = 0 -Ft∙L2 + Rвx∙( L1 + L2) = 0
Rdx = (Ft∙L1)/(L1 + L2) = 2100∙0,08/0,13 = 1292 Н
Rвx = (Ft∙L2)/(L1 + L2) = 2100∙0,05/0,13 = 808 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Rdx - Fr + Rвx = 808 - 2100 + 1292 = 0
Реакции опор под действием консольной силы:
Fm = 80∙ = 80∙ = 480 Н
Σ Мв = 0 -Fk∙Lk - Rcy∙(L1 + L2) = 0
Σ Мс = 0 -Fk∙(Lk + L1 + L2) + Rвy∙( L1 + L2) = 0
Rcy = -Fm∙Lk/(L1 + L2) = 480∙0,07/0,13 = -258 Н
Rвy = -Fm∙(Lk + L1 + L2)/(L1 + L2) = 480∙0,2/0,13 = -738 Н
Проверка: Σ Y = 0
Σ Y = Rсy + Fm - Rвy = -258 - 480 + 738 = 0
6. Подбор и расчёт шпоночных соединений
Рисунок 13 – Конструктивные размеры шпонки призматической
Эскиз шпонки призматической
Для согласно таблице 3.6 [4, с. 51] выбираем шпоночные соединения:
- для входного вала 2-3: Шпонка 10×8×20 ГОСТ 233360-78
- для выходного вала 4(под колесо): Шпонка 16×10× 20 ГОСТ 233360-78
- для выходного вала 4(под полумуфту): Шпонка 12×8×10 ГОСТ 233360-78
Таблица 6 - Параметры шпонок, мм
Вал |
Место установки |
Диаметр участка вала |
Сечение шпонки |
Глубина паза |
Длина шпонки l | ||
b |
h |
Вала t1 |
Ступицы t1 | ||||
2-3 |
Выходной конец (под шкив) |
35 мм |
10 |
8 |
5 |
3,3 |
20 |
4 |
Под колесо |
40 мм |
12 |
8 |
5 |
3,3 |
25 |
4 |
Выходной конец (под полумуфту) |
55 мм |
16 |
10 |
6 |
4,3 |
22 |
6.1 Расчёт шпонки входного вала на выходном конце под шкив
Принимая материал шпонки сталь 45 с пределом текучести σт = 350 МПа, а допускаемый коэффициент запаса прочности [S] = 2,5 (нагрузка постоянная реверсивная), определим допускаемое напряжение:
[σсм] = σт /[S], (75) [9, с. 310]
где σт - предел тякучести, МПа;
[S] – допускаемый коэффициент запаса прочности.
Принимаем σт = 350 МПа и [S] = 2,5, находим формулу (75):
[σсм] = 350 /2,5 = 140 МПа
Проверяем соединение на смятие:
σсм = 2∙Т3/(d∙(h - t1)∙l, (76) [9, с. 310]
где Т3 – моменту на валу 2-3, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
h – высота сечения шпонки, мм;
t1 – глубина паза вала, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем Т3 = 103 Н∙м, d = 35 мм, h = 8 мм, t1 = 5 мм, l = 20 мм, находим формулу (76):
σсм = 2∙103/(35∙(8 - 5)∙20 = 0,2 МПа
σсм ≤ [σсм]; 0,2 МПа ≤ 140 МПа – условие выполняется.
Проверяем соединение на срез:
τср = 2∙Т3/d∙Aср, ≤ [τср] (77) [9, с. 310]
где Т3 – моменту на валу 2-3, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
Aср – площадь среза, мм2.
Aср = b∙l, (78) [9, с. 310]
b - ширина сечения шпонки, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем b = 10 мм и l = 20 мм, находим формулу (78):
Aср = 10∙20 = 200 мм2
Теперь рассчитываем формулу (77), принимая Т3 = 103 Н∙м, d = 35 мм, Aср = 1\200 мм2:
τср = 2∙103/35∙200 = 28 МПа
τср ≤ [τср]; 28 МПа ≤ 60 МПа, следовательно, прочность на срез обеспечена.
6.2 Расчёт шпонки выходного вала под колесо
Принимая материал шпонки сталь 45 с пределом текучести σт = 350 МПа, а допускаемый коэффициент запаса прочности [S] = 2,5 (нагрузка постоянная реверсивная), определим допускаемое напряжение:
[σсм] = σт /[S], (79) [9, с. 310]
где σт - предел тякучести, МПа;
[S] – допускаемый коэффициент запаса прочности.
Принимаем σт = 350 МПа и [S] = 2,5, находим формулу (79):
[σсм] = 350 /2,5 = 140 МПа
Проверяем соединение на смятие:
σсм = 2∙Т4/(d∙(h - t1)∙l, (80) [9, с. 310]
где Т4 – моменту на валу 4, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
h – высота сечения шпонки, мм;
t1 – глубина паза вала, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем Т3 = 247,6 Н∙м, d = 55 мм, h = 10 мм, t1 = 6 мм, l = 22 мм, находим формулу (80):
σсм = 2∙247,6/(55∙(10 - 6)∙22 = 0,15 МПа
σсм ≤ [σсм]; 0,15 МПа ≤ 140 МПа – условие выполняется.
Проверяем соединение на срез:
τср = 2∙Т4/d∙Aср, ≤ [τср] (81) [9, с. 310]
где Т4 – моменту на валу 4, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
Aср – площадь среза, мм2.
Aср = b∙l, (82) [9, с. 310]
b - ширина сечения шпонки, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем b = 16 мм и l = 22 мм, находим формулу (82):
Aср = 16∙22 = 352 мм2
Теперь рассчитываем формулу (81), принимая Т4 = 247,6 Н∙м, d = 55 мм, Aср = 352 мм2:
τср = 2∙247,6/55∙352 = 25 МПа
τср ≤ [τср]; 25 МПа ≤ 60 МПа, следовательно, прочность на срез обеспечена.
6.3 Расчёт шпонки выходного вала под полумуфту
Принимая материал шпонки сталь 45 с пределом текучести σт = 350 МПа, а допускаемый коэффициент запаса прочности [S] = 2,5 (нагрузка постоянная реверсивная), определим допускаемое напряжение:
[σсм] = σт /[S], (83) [9, с. 310]
где σт - предел тякучести, МПа;
[S] – допускаемый коэффициент запаса прочности.
Принимаем σт = 350 МПа и [S] = 2,5, находим формулу (83):
[σсм] = 350 /2,5 = 140 МПа
Проверяем соединение на смятие:
σсм = 2∙Т4/(d∙(h - t1)∙l, (84) [9, с. 310]
где Т4 – моменту на валу 4, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
h – высота сечения шпонки, мм;
t1 – глубина паза вала, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем Т4 = 247,6 Н∙м, d = 40 мм, h = 8 мм, t1 = 5 мм, l = 25 мм, находим формулу (84):
σсм = 2∙247,6/(40∙(8 - 5)∙25 = 0,3 МПа
σсм ≤ [σсм]; 0,3 МПа ≤ 140 МПа – условие выполняется.
Проверяем соединение на срез:
τср = 2∙Т4/d∙Aср, ≤ [τср] (85) [9, с. 310]
где Т4 – моменту на валу 4, Н∙м;
d – диаметр участка вала, мм;
Aср – площадь среза, мм2.
Aср = b∙l, (86) [9, с. 310]
b - ширина сечения шпонки, мм;
l – длина шпонки, мм.
Принимаем b = 12 мм и l = 25 мм, находим формулу (86):
Aср = 12∙25 = 300 мм2
Теперь рассчитываем формулу (85), принимая Т4 = 247,6 Н∙м, d = 40 мм, Aср = 120 мм2:
τср = 2∙247,6/40∙300 = 41 МПа
τср ≤ [τср]; 41 МПа ≤ 60 МПа, следовательно, прочность на срез обеспечена.
7. Проверочные расчёты
7.1 Проверочный расчёт подшипников выходного вала
Подшипник пригоден, если расчетный ресурс больше или равен требуемому условием ресурсу:
Lh ≥ [Lh], (87) [4, с. 71]
где Lh - расчетный ресурс;
[Lh] - требуемый по техническим условиям ресурс, в часах.
Если значение [Lh] не определено в задании, то следует предварительно задаться рекомендуемой для данного типа изделий и условий работы требуемой долговечностью, принимая [Lh] =12000 час.
Lh =а1∙а23∙(Сr/Р)m∙(106/(60∙n)), (88) [4, с. 71]
где а1 – коэффициент надежности;
а23 – коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность
особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации;
Сr – базовая динамическая грузоподъемность проверяемого подшипника, Н;
m – показатель степени кривой выносливости подшипника;
n – частота вращения внутреннего кольца, об/мин;
Р – эквивалентная динамическая нагрузка, Н.
Р = V∙Rr∙Kб∙Kт, (89) [4, с. 71]
где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца подшипника;
Rr – радиальная нагрузка (реакция), действующая на подшипник;
Kб – коэффициент безопасности, зависит от вида нагружения и области применения подшипника;
Kт – температурный коэффициент, принимается в зависимости от рабочей температуры подшипника.
Rа = Н
Rс = Н
Принимаем Rr = 1382 по рекомендации [4, с. 71], Kб = 1,5 согласно таблице 4.1 [4, с. 72] и Kт = 1,1 согласно рекомендациям [4, с. 72], V = 1 рекомендации [4, с. 71], подставляем в формулу (89):
Р = 1∙1382∙1,5∙1,1 = 2280 Н
Дальше принимаем а1 = 1 [4, с. 71], а23 = 0,7 [4, с. 71], Сr = 32, Р = 2280 Н, m = 3 [4, с. 71] и n = 100 об/мин, подставляем в формулу (88):
Lh =1∙0,7∙(32/1382)3∙(106/(60∙
Lh ≥ [Lh]; 19255 ≥ 12000 – подшипник пригоден для эксплуатации в данном редукторе.
7.2 Проверочный расчёт подшипников входного вала
Подшипник пригоден, если расчетный ресурс больше или равен требуемому условием ресурсу:
Lh ≥ [Lh], (89) [4, с. 71]
где Lh - расчетный ресурс;
[Lh] - требуемый по техническим условиям ресурс, в часах.
Если значение [Lh] не определено в задании, то следует предварительно задаться рекомендуемой для данного типа изделий и условий работы требуемой долговечностью, принимая [Lh] =12000 час.
Lh =а1∙а23∙(Сr/Р)m∙(106/(60∙n)), (88) [4, с. 71]
где а1 – коэффициент надежности;
а23 – коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность
особых свойств металла деталей подшипника и условий его эксплуатации;
Сr – базовая динамическая грузоподъемность проверяемого подшипника, Н;
m – показатель степени кривой выносливости подшипника;
n – частота вращения внутреннего кольца, об/мин;
Р – эквивалентная динамическая нагрузка, Н.
Р = V∙Rr∙Kб∙Kт, (90) [4, с. 71]
где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца подшипника;