Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:12, курсовая работа
Проектируемый горизонтальный одноступенчатый редуктор с прямозубыми цилиндрическими колесами предназначен для передачи вращающего момента между двумя параллельными осями. Редуктор состоит из зубчатой передачи, смонтированной на валах с подшипниками качения в литом чугунном корпусе.
Данный тип редуктора используется в лебедках и экскаваторах Кировского рудника. ИжМашСтройКомплект производит линейку редукторов РМ по современным технологиям обработки зуба, которые способны увеличить срок службы редуктора в 2 и более раза - РМ-250, РМ-350, PM-400, РМ-500, Р650, РМ-750, РМ-850, PM-1000.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчёт привода……6
Расчет зубчатой передачи редуктора……………………………………….10
Проектный расчёт валов редуктора и подбор подшипников……………...18
Конструктивные размеры зубчатой передачи и корпуса редуктора……...21
Проверочный расчёт валов редуктора………………………………………27
Подбор и расчёт шпоночных соединений…………………………………..30
Проверочные расчёты долговечности подшипников……………………...34
Выбор муфты…………………………………………………………………36
Смазка зацепления и подшипников редуктора…………………………….37
Выбор посадок для установки деталей редуктора…………………………38
Сборка редуктора…………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
3. Проектный расчёт валов
3.1 Ориентировочный расчёт вала 2-3(входного)
Рисунок 2 – Конструкция входного вала
Диаметр входного участка вала:
, (49) [4, с. 38]
где Т23 – момент на валу 2-3, Н∙м;
Принимая Т23 = 103 Н∙м, подставляем в формулу (49):
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d1 = 35мм.
По ГОСТ 12080-66 имеем из таблицы 3.1 [4, с. 39]: L = 58 мм, r = 2 мм, с = 1,6 мм, t = 3,5 мм.
Диаметр буртика:
d2 = d1 + 2∙ t, (50) [4, с. 38]
где d1 – диаметр входного участка вала, мм;
t – высота буртика, мм.
Принимая d1 = 35мм и t = 3,5 мм, подставляем в формулу (50):
d2 = 35 + 2∙ 3,5 = 40 мм
Диаметр участка под подшипником:
d3 ≥ d2 [4, с. 38] – ближайшее кратное 5.
где d2 – диаметр буртика, мм.
d3 = 40 мм
Диаметр буртика под подшипник:
d4 = d3 + 2∙ r, (51) [4, с. 38]
где d3 – диаметр участка под подшипником, мм;
r – радиус галтели, мм.
Принимая d3 = 40 мм и r = 2 мм, подставляем в формулу (51):
d4 = 40 + 2∙ 2 = 44 мм
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d = 45 мм.
3.2 Ориентировочный расчёт вала 4(выходного)
Рисунок 3 – Конструкция выходного вала
Диаметр выходного участка вала:
, (52) [4, с. 40]
где Т4 – момент на валу выходном валу 4, Н∙м;
Принимая Т4 = 247,6 Н∙м, подставляем в формулу (52):
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d1 = 40 мм.
По ГОСТ 12080-66 имеем из таблицы 3.1 [4, с. 39]: L = 82 мм, r = 2 мм, с = 1,6 мм, t = 4 мм.
Диаметр буртика:
d2 = d1 + 2∙ t, (53) [4, с. 40]
где d1 – диаметр выходного участка вала, мм;
t – высота буртика, мм.
Принимая d1 = 40 мм и t = 4 мм, подставляем в формулу (53):
d2 = 40 + 2∙ 4 = 48 мм
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d2 = 50 мм.
Диаметр участка под подшипником:
d3 ≥ d2 [4, с. 40] – ближайшее кратное 5.
где d2 – диаметр буртика, мм.
d3 = 50 мм
Диаметр участка под колесом:
d4 = d3 + (2…5), (54) [4, с. 40]
где d3 – диаметр участка под подшипником, мм;
Принимая d3 = 50 мм, подставляем в формулу (54):
d4 = 50 + 5 = 55 мм
Диаметр буртика под колесом:
d5 = d4 + 3∙f, (55) [4, с. 40]
где d4 – диаметр участка под колесом, мм;
f - размер фаски посадочного отверстия колеса.
Принимая d4 = 55 мм и f = 2 мм, подставляем в формулу (55):
d5 = 55 + 3∙2 = 61 мм
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d5 = 65 мм.
Диаметр буртика под подшипник:
d6 = d3 + 3∙r, (56) [4, с. 40]
где d3 – диаметр участка под подшипником, мм;
r – радиус галтели.
Принимая d3 = 50 мм и r = 2 мм, подставляем в формулу (56):
d6 = 50 + 3∙2 = 56 мм
По рекомендации [8] округляем до числа кратного 5, следовательно, d6 = 60 мм.
3.3 Подбор подшипников
Рисунок 4 – Эскиз шарикового радиального однорядного подшипника
Согласно таблице 3.2 [4, с. 42] выбираем подшипники:
Подшипник 208 ГОСТ 8338-75 для входного вала 2-3 и Подшипник 209 ГОСТ 8338-75 для выходного вала 4.
Таблица 3 - Характеристики подшипников
Вал |
dп, мм |
Условное обозначение |
d, мм |
D, мм |
B, мм |
r, мм |
Cr, кН |
Cor, кН |
2-3 |
35 |
207 |
35 |
72 |
17 |
2 |
25,5 |
13,7 |
4 |
40 |
208 |
40 |
80 |
18 |
2 |
32 |
17,8 |
4.1 Конструктивные размеры зубчатой передачи
Рисунок 5 – Элементы зубчатого колеса и его конструкция
Длина посадочного отверстия колеса(длина ступицы):
lст ≥ B4; lст = (1…1,2)∙d4, (57) [4, с. 53]
где d - диаметр участка под колесом, мм.
Принимая d = 55 мм, подставляем в формулу (57):
lст = (1…1,2) ∙ 55 = (55…66) = 66 мм
lст ≥ B4; 66 мм ≥ 64 мм – условие выполняется.
Диаметр ступицы:
dст = 1,55∙ d4, (58) [4, с. 53]
где d4 - диаметр участка под колесом, мм.
Принимая d4 = 55 мм, подставляем в формулу (58):
dст = 1,55 ∙ 55 = 85,3 мм
Толщина обода:
S = 2,5∙m, (60) [4, с. 53]
где m – модуль зацепления, мм.
Принимаем m = 2 мм, подставляем в формулу (60):
S = 2,5∙2 = 5 мм
Чертёжный диаметр:
D0 = d4 - 8∙m, (61) [4, с. 53]
где d4 - диаметр участка под колесом, мм;
m – модуль зацепления, мм.
Принимаем d4 = 55 мм и m = 2 мм, подставляем в формулу (61):
D0 = 55 - 8∙2 = 39 мм
Толщина диска:
с = 0,33∙В4, (62) [4, с. 53]
где В4 – ширина венца колеса, мм.
Принимаем В4 = 64 мм, подставляем в формулу (62):
с = 0,33∙64 = 21 мм
Фаска на торцах зубчатого венца:
f = (0,5…0,6) ∙m, (63) [4, с. 54]
m – модуль зацепления, мм.
Принимаем m = 2 мм, подставляем в формулу (63):
f = (0,5…0,6) ∙2 = 1 мм
Острые кромки на торцах ступицы (в отверстии и на внешней поверхности), а также на торцах обода притупляют фасками, их размер принимают в зависимости от диаметра посадочного отверстия, следовательно, f1 = 2,5 мм
4.2 Проектирование размеров корпуса редуктора
4.2.1 Проектирование фланцев корпуса
Определяем толщину стенки корпуса:
δ ≥ 0,025∙а34 + 1 мм, (64) [4, с. 45]
где а34 – межосевое расстояние, мм.
Принимаем а34 = 160 мм, подставляем в формулу (64):
δ ≥ 0,025∙160 + 1 = 5 мм
По рекомендации [4, с. 45], если δ ˂ 8 мм, то принимаем δ = 8 мм.
Диаметр фундаментальных болтов:
d1 ≥ (0,03…0,033)∙ а34 + 12 мм, (65) [4, с. 45]
где а34 – межосевое расстояние, мм.
Принимаем а34 = 160 мм, подставляем в формулу (65):
d1 ≥ (4,8…5,3) + 12 = 17 мм
По таблице 3.4 [4, с. 45] выбираю: d1 = 20 мм, М20, С = 25 мм, К = 48 мм.
Диаметр болтов, соединяющих крышку и основание редуктора у подшипников:
d2 ≥ (0,7…0,75)∙d1, (66) [4, с. 45]
где d1 – диаметр фундаментальных болтов, мм.
Принимаем d1 = 20 мм, находим формулу (66):
d2 = (14…15) = 15 мм
По таблице 3.4 [4, с. 45] выбираю: d2 = 16 мм, М16, С = 21 мм, К = 39 мм.
Диаметр болтов, соединяющих крышку и основание редуктора в прочих местах:
d3 ≥ (0,5…0,6)∙d1, (67) [4, с. 45]
где d1 – диаметр фундаментальных болтов, мм.
Принимаем d1 = 20 мм, находим формулу (67):
d2 = (10…12) = 10 мм
По таблице 3.4 [4, с. 45] выбираю: d3 = 10 мм, М10, С = 16 мм, К = 28 мм.
Минимальное расстояние от поверхности отверстия под подшипники до центра отверстия под болты должно быть не меньше диаметра отверстия под
болты:
d01 = d1 + (1…2) мм, (68) [4, с. 45]
где d1 – диаметр фундаментальных болтов, мм.
Принимаем d1 = 20 мм, находим формулу (68):
d01 = 20 + (1…2) = 22 мм
d02 = d2 + 3 мм, (69) [4, с. 45]
где d2 – Диаметр болтов, соединяющих крышку и основание редуктора у подшипников, мм.
Принимаем d2 = 16 мм, находим формулу (69):
d02 = 16 + 3 = 19 мм
d03 = d3 + (1…2) мм, (70) [4, с. 45]
где d3 – диаметр болтов, соединяющих крышку и основание редуктора в прочих местах, мм.
Принимаем d3 = 10 мм, находим формулу (70):
d03 = 10 + 2 = 14 мм
4.2.2 Проектирование крышек подшипниковых узлов
Рисунок 6 – Глухие и сквозные крышки подшипников
Для подшипника № 207 с D = 72 мм
Таблица 4 – Характеристики подшипника входного вала
Диаметр D, мм |
72 |
Толщина δ, мм |
6 |
Ширина буртика S, мм |
6 |
Диаметр буртика Dб, мм |
78 |
Диаметр D3, мм |
60 |
Ширина глухой крышки, мм |
12 |
Толщина сквозной крышки f, мм |
3 |
Данный взяты согласно рекомендациям [4, с. 48]
Для подшипника №208 с D = 80 мм
Таблица 5 – Характеристики подшипника выходного вала
Диаметр D, мм |
80 |
Толщина δ, мм |
6 |
Ширина буртика S, мм |
6 |
Диаметр буртика Dб, мм |
86 |
Диаметр D3, мм |
68 |
Ширина глухой крышки, мм |
12 |
Толщина сквозной крышки f, мм |
3 |
Данный взяты согласно рекомендациям [4, с. 48]
Размеры выточки под уплотнение в сквозной крышке определяются размерами уплотнения. Предлагается использовать в качестве уплотнений наиболее удобные и широко распространенные в настоящее время резиновые манжеты.
Выбор резиновых армированных манжет производится по ГОСТ 8752-7 из таблицы 3.5 [4, с. 49]:
Рисунок 7 – Конструкция резинового армированного манжета
Для подшипника № 207:
Манжет 40×60-3 ГОСТ 8752-7;
Его данные: d = 35 мм, D1 = 58 мм, h1 = 10 мм.
Для подшипника №209:
Манжет 45×65-3 ГОСТ 8752-7;
Его данные: d = 40 мм, D1 = 60 мм, h1 = 10 мм.
Ширина сквозной крышки:
b1 ≥ f + h1 + (2…3) мм, (71) [4, с. 49]
где f – толщина стенки сквозной крышки, мм;
h1 – ширина, мм.
Принимаем f = 3 мм и h1 = 10 мм, находим формулу (71):
b1 = 3+ 10 + (2…3) = 15 мм
4.3.3 Проектирование основных
Для жесткой фиксации подшипников на стенке крышки и основания корпуса
следует предусмотреть специальные приливы (бобышки). Определяем диаметры бобышек колеса и шестерни:
- шестерни Dб3 = 1,4∙D3, (72) [4, с. 55]
где D3 – наружный диаметр подшипника вала 2-3, мм.
Принимая D3 = 80 мм, подставляем в формулу (72):
Dб3 = 1,4∙80 = 112 мм
- колеса Dб4 = 1,4∙D4, (73) [4, с. 55]
где D4 – наружный диаметр подшипника вала 4, мм.
Принимая D4 = 85 мм, подставляем в формулу (73):
Dб4 = 1,4∙85 = 119 мм
Выбор болта для соединения крышки и основания редуктора у подшипников осуществляется по ГОСТ 7796-70 [4, с. 58]:
Рисунок 8 – Конструктивные размеры болта
Болт М16×60 ГОСТ 7796-70 с d = 16 мм, S = 22 мм, D = 23,9 мм, H = 9 мм,
L = 60 мм.
Диаметр обрабатываемой поверхности D2 должен быть больше диаметра головки болта или гайки:
Рисунок 9 – Конструктивные размеры гайки
D2 = D + (3…4) мм, (74) [4, с. 58]
где D – диаметр головки болта, мм.
Принимаем D = 23,9 мм и подставляем в формулу (74):
D2 = 23,9 + (3…4) = 27,9 мм
Под гайку болта с целью уменьшения вероятности самоотвинчивания гайки рекомендуется устанавливать пружинную шайбу по ГОСТ 6402-70 [4, с. 58].
Рисунок 10 – Конструктивные размеры шайбы