Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:54, курсовая работа
Цель работы: раскрытие особенностей методики изучения уравнений в коррекционно-развивающем обучении.
В соответствии с проблемой, темой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
·определить цель изучения уравнений в курсе математике в коррекционно-развивающих классах,
·изучить методику обучения решению уравнений на основании свойств равенств,
·определить виды уравнений, решаемых в начальном классе, их связь с изученным материалом,
·изучить образцы записи решения уравнения и проверки решения.
Введение
Глава 1. Методика изучения уравнений в курсе математике
1.1 Цель изучения уравнений в курсе математики в коррекционно-развивающих классах
1.2 Методика обучения решению уравнений на основании свойств равенств
Глава 2. Роль наглядных средств
2.1 Виды уравнений, решаемых в начальном классе. Их связь с изученным материалом
2.2 Образцы записи решения уравнения и проверки решения
Заключение
Список литературы
х × 4 = 16
х = 16× 4
х = 4
× 4 = 16
х: 5 = 7
х = 7 × 5
х = 35
: 5 = 7
После того как учащиеся научатся решать простейшие уравнения, включаются более сложные уравнения видов: 48 - х = 16 + 9, а - (60 - 14) = 27, 51 - (х + 15) = 20, решение которых выполняется также на основе взаимосвязи между результатами и компонентами арифметических действий, ведется подготовка к решению задач способом составления уравнений. Для решения таких уравнений необходимы знания порядка действий в выражении, а также умения выполнять простейшие преобразования выражений. Уравнения указанных видов вводятся постепенно. Сначала простейшие уравнения усложняются тем, что их правая часть задается не числом, а выражением. Далее включаются уравнения, в которых известный компонент задан выражением. Полезно учить читать эти уравнения с названием компонентов. Наконец, приступают к решению таких уравнений, где один из компонентов является выражением, включающим неизвестное число, например: 60 - (х + 7) = 25, (12 - х) + 10 = 18.
При решении уравнений такого вида приходится использовать дважды правила нахождения неизвестных компонентов.
Обучение решению таких уравнений требует длительных упражнений в анализе выражений и хорошего знания правил нахождения неизвестных компонентов. На первых порах полезны упражнения в пояснении решенных уравнений. Кроме того, следует чаще решать такие уравнения с предварительным выяснением, что неизвестно и какие правила надо вспомнить, чтобы решить данное уравнение. Такая работа предупреждает ошибки и способствует овладению умением решать уравнения.
2.2 Образцы записи решения уравнения и проверки решения
Особое внимание следует уделять проверке решения уравнения. Учащиеся должны четко знать, усвоить последовательность и смысл действий, выполняемых при проверке: найденное число подставляют вместо буквы в выражение, затем вычисляют значение этого выражения и, наконец, сравнивают его с заданным значением или с вычисленным значением выражения, стоящего в другой части уравнения. Если получаются равные числа, значит, уравнение решено верно.
Дети могут выполнять проверку устно или письменно, но при этом всегда должны быть четко выделены основные ее звенья: подставляем…, вычисляем…, сравниваем…
Материал начальной школы также допускает и пропедевтику алгебры - работу с буквами и буквенными выражениями. Большинство учебников избегает использование букв. В результате четыре года дети работают практически только с числами, после чего, конечно, очень трудно приучать их к работе с буквами. Однако обеспечить пропедевтику такой работы, научить детей подстановке числа вместо буквы в буквенное выражение можно уже в начальной школе. Это сделано, например, в учебнике Л.Г. Петерсон. На данном этапе дети должны понимать, что в записи уравнений в качестве неизвестного числа могут использоваться различные буквы латинского алфавита, например: k + 4 = 7; Р - 3 = 8; Z: 6 = 7 и т.п.
Запись решения уравнений сопровождается словесным описанием выполняемых действий. Для выработки правильной математической речи и навыков решения первых уравнений данного вида необходимо использовать таблицы с образцами решений. Но так как дети уже с 1 - го класса знакомы с записью различных алгоритмов, то можно использовать только алгоритм решения уравнений, по которому дети и анализируют уравнения.
Алгоритм: начало ?находим последнее действие ? определяем неизвестный компонент ? находим неизвестный компонент по правилам? упрощаем уравнение? нашли корень уравнения? ? конец.
При решении уравнений учитель должен уделять особое внимание проверке. Так как в старших классах бывает трудно сделать проверку к некоторым уравнениям, следует уже в начальной школе сформировать у детей умение выполнять ее - сначала письменно, а затем уже устно. Ведь приучать детей к самоконтролю необходимо с первого класса. Порой учитель может видеть, как дети бездумно подставляют вместо неизвестного числа его значение и только переписывают ответ (не выполняя саму проверку). Чтобы проверка выполнялась детьми при самостоятельной работе, необходимо "заставить" каждого ребенка сделать ее (т.е. поработать над ней).
Уравнения используются для решения задач. Существует правило составления уравнения:
. Выясняется, что известно, что неизвестно.
. Обозначение неизвестного за х.
. Составление уравнения.
. Решение уравнения.
. Полученное число
Необходимым требованием для формирования умения решать задачи с помощью уравнений является умение составлять выражения по их условиям. Поэтому вводится запись решения задач в виде выражения. Учащиеся упражняются в объяснении смысла выражений, составленных по условию задачи; сами составляют выражения по заданному условию задачи, а также составляют задачи по их решению, записанному в виде выражений.
Одним из самых трудных моментов является запись задачи в виде уравнения, поэтому вначале при составлении уравнения широко используются средства наглядности: рисунки, схемы, чертежи.
Для формирования у учащихся умения решать задачи алгебраическим способом необходимо, чтобы они могли решать уравнения, составлять выражения по задаче и осознавать сущность процесса "уравнивания неравенств, т.е. преобразования неравенства в уравнение. Уже на первых уроках дети, сравнивая два множества, устанавливают, в каком из них содержится больше элементов и что нужно сделать, чтобы в обоих множествах было одинаковое их количество.
Вместе с тем возможности использования алгебраического метода решения текстовых задач в начальных классах школы ограничены, поэтому арифметический способ остается в школе основным.
Заключение
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.
В системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ: вспомогательные школы и школы - интернаты для умственно отсталых детей, школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с речевыми расстройствами при сохранном слухе и др.
Одной из возможных форм педагогической помощи таким детям является организация в структуре специальных коррекционных школ и создания в них особых классов, программ которые ставят свои задачи по укреплению здоровья детей, стимулировании их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и приобретает в ходе реализации этих функций отличающие его специфические особенности. Учитывая особенности детей олигофренов, планирование учебной работы в классах приобретает иной характер.
В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для данной группы детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности.
Список литературы
1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова
Н.В. Коррекция психического
2.Бекаревич А.Б. Уравнения в школьном курсе математики. - М., 2000. - С.241.
.Волошкина, М.И. Активизация
познавательной деятельности
.Иванова, Т.Т. Некоторые визуальные средства на уроках математики [Текст] /Т.Т. Иванова, Н.А. Резник // Начальная школа. - 1995. - № 5. - С.23.
.Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах [Текст] /Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 1986. - С.234.
.Кабанова, Е.Н. - Меллер. Формирование
приемов умственной
.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008. - С.305.
.Петерсон, Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации. Пособия для учителей [Текст] /Л.Г. Петерсон. - М.: Просвещение, 1996. - 423 с.
.Соколова, А.В. Наглядные
средства и их значение для
повышения эффективности
.Соловьев И.М. Особенности
познавательной деятельности
.Царева С.Е., Волчек М.Г.
Обучение математике и
.Цымбалюк А.Н. Особенности
познавательной активности
Приложения
Приложение 1.
Конспект урока по математике во 2-м классе по теме:
"Уравнение. Решение уравнений способом подбора".
Цель: познакомить детей с новым математическим понятием: "уравнение".
Задачи.
Образовательная: способствоват
Воспитательная: развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность.
Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи.
Наглядность: карточки "примеры с "окошками", "буквенные выражения", "уравнения", "знаки равенств и неравенств"; плакат "латинские буквы", чертеж с геометрической фигурой.
На доске:
Тема урока: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Каллиграфическая минутка: числа 28 и 30.
Чертеж с геометрической фигурой.
Запись примеров:
-5=
+4=
+3=
+1=
+5=
-17=
Задание:
Запиши и проверь, что:
а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;
б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.
Карточки:
+4= 12
а+4
х+4=12
Ход урока.. Организационный момент. (1 минута)
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе лежат учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все лишнее уберите.
Ну - ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку "5"!
Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием "уравнение", научимся решать уравнения способом подбора, будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, а также решим задачи на нахождение суммы, содержащие отношение "больше на", "меньше на"
Нам необходимо выполнить № 1, 4, 5, 6 на страницах 68 - 69 нашего учебника.
II. Каллиграфическая минутка. (2 минуты)
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и название работы. Обратите внимание на то, что в слове "классная" 2 буквы "СС", подчеркните их с помощью карандаша и линейки
На доске написаны числа 28 и 30, запишите их в своих тетрадях. Работайте старательно, прописывайте каждый элемент цифр аккуратно. Не торопитесь.
III. Устный счет. (3 минуты)
А) - Посмотрите на доску и посчитайте, сколько прямоугольников изображено на чертеже. (На чертеже изображено 9 прямоугольников.)
Б) - На доске записаны в столбик примеры. Устно решите их и найдите лишний пример.
-5=
+4=
+3=
+1=
+5=
-17=
Какой пример лишний? (Лишний пример - 33+3, потому что его значение равно 36, а значения других примеров равны 31.)
IV. Актуализация знаний. (3 минуты)
На доске задание.
Запиши и проверь, что:
а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;
б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.
Прочитайте это задание.
а) - Запишите сначала сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 9-6.)
Можно сразу сравнить? (Нет, надо вычислить.)
После вычислений делается вывод:
больше 3, значит, сумма 9 и 6 больше разности 9 и 6. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 > 9-6.)
б) Выполняется самостоятельно. Лишь делается вывод учащимися, что разность 30 и 1 равна сумме 20 и 9. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 30-1= 20 +9.)
V. Знакомство с новым материалом. (7 минут)
На доске карточка +4= 12.
Вам знакома такая запись? (Да, это пример с "окошком".)
На доске карточка а+4.
А такая запись вам знакома? (Да, это буквенное выражение.)
Что мы с вами делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной.)
Какое это число? (Это число 8.)
Что делали во втором случае? (Вместо буквы подставляли числа и вычисляли.)