Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 23:07, курсовая работа
Все вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования: выявление индивидуальных особенностей учащихся и возможности системы дифференцированных задач в процессе обучения учащихся алгебре.
Объектом исследования является организация процесса обучения учащихся алгебре в классах с углубленным изучением математики.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:
повышение результатов обучения, выявление возможностей построения системы предметных задач с целью повышения эффективности обучения учащихся решению задач курса алгебры.
Для решения поставленной проблемы и проверки сформулированной гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
Раскрыть психолого-педагогические основы уровневой дифференциации в обучении математике.
Введение.
Глава 1. Дифференциация в истории школы
математического
образования.
Основные понятия теории
дифференцированного обучения.
. 1.2 Дифференциация как система
1.3 Индивидуальные особенности
учащихся и их учет в процессе
обучения математики.
Типологические группы учащихся.
1.4 Организация дифференцированного
подхода в обучении математики.
1.5 Отбор учащихся в классы с углубленным
изучением математики.
Глава 2. Методические основы уровневой
дифференциации.
2.1 Фронтальная работа.
2.2 Групповая работа.
2.3 Индивидуальная работа учащихся.
2.4 Критерии оценки знаний учащихся.
Заключение.
Список использованной литературы.
На ряду с чисто устными практикуются также полуустные (зрительно-слуховые), когда задания записаны на доске или проецируется на экран. Некоторые мы рассматривали в предыдущем примере, когда с их помощью вводился новый материал.
Устные упражнения успешно применяются и при повторении. Например, при подготовке к контрольной работе в 8 классе по теме «арифметический квадратный корень» можно предложить следующую систему устных упражнений:
в начале урока:
Известно, что площадь квадрата составляет а2; 36; 900 кв.ед. Чему равна его сторона?
Запись на доске:
S=а2 отсюда а=S1/2, а=361/2=6 (кв.ед), а=9001/2=30 (кв.ед.)
Ответ: 6 кв.ед., 30 кв.ед.
Сравнить значения выражений:
а) 3. 51/2 и 421/2; в) 221/2 и 2. 71/2;
б) 6 . 21/2 и 2 . 61/2; г) 1/2 . 761/2 и 2/3 . 451/2.
Упростить выражения:
а) 2 а1/2+6 а1/2 -7а1/2; б) 4 с1/2+ 2 с1/2 - 5 с1/2;
в) (49с)1/2 - (16с)1/2+ (25с)1/2; г) 321/2+181/2-501/2.
Назвать область определения:
а) у = х1/2 +6; б) у = (х-4)1/2; в) у = (х+9)1/2; г) у = (х-3,6)1/2-26.
Решить уравнения (назвать его корни):
а) х2 -6=0; б) х2+9=0; в) х2=0.
после блока повторения - построение графиков:
1) указать ход построение графиков:
а) у=х1/2; б) у=2. х1/2; в) у=х1/2+8; г) у=х1/2 - 9
Приведем так же пример обобщающего повторения. В начале 9 класса необходимо восстановить в памяти учащихся все о квадратном трехчлене и квадратных уравнениях с помощью упражнений:
1. Каковы должны быть коэффициенты полного квадратного уравнения
х2+рх+q=0, если корни его - числа р и q ?
2. При каком значении «а» данные уравнения имеют два корня?
а) ах2+х+2=0; б) ах2+х-3=0.
3. При каком значении «с» данные уравнения не имеют корней?
Укажите одно из таких значений «с».
а) х2+2х+с=0; б) х2+6х+с=0.
4. Составьте такое уравнение, чтобы сразу было видно, что оно имеет три корня 0; 2; 5.( Ответ: х(х-2)(х-5)=0.)
Фронтальную работу можно использовать так же при текущем контроле знаний и умений учащихся. Например, в форме математического диктанта, при чем задания можно давать повариантно: первый вариант доказывает свойство умножения степеней с одинаковыми основаниями, второй - свойство возведения степени в степень; в качестве второго задания даются не сложные примеры на вычисление и т.п.
Групповая работа.
Для того, чтобы обучение проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать универсальное условие: развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Это условие вытекает из того, что ученик в учебном процессе не только объект, но и субъект процесса собственного учения.
Формирование творческой активности - высшая цель активизации, но нельзя игнорировать более низкие ее ступени. К содержательной стороне активизации относятся составление и предъявление заданий, активизирующих учебно-познавательный процесс. Другой ее стороной является организация активизированной учебной работы.
Групповая работа - одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.
Групповая работа так же представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания.
В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Группы могут быть сформированы как учителем (на основании уровня знаний и/или умственных способностей), так и по пожеланию учащихся.
Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую.
И так групповая учебная деятельность - это организованная система активности взаимодействующих учащихся, направленная на целенаправленное решение поставленной учебной задачи.
Основными показателями являются отношение учашихся к совместному действию. Это отношение выявляется
по характеру деятельности группы при выполнении задания;
по используемым средствам фиксации совместного действия (моделирование, выработка способа, формулировка выводов и т.д.)
по характеру общения членов группы.
При учебной кооперации учащиеся выполняют общую работу, осуществляя обмен операциями и мнениями. В это процессе наступают понимание каждым участником своей зависимости от действий другого и ответственности.
Рассмотрим систему задач разной тематики для возможного решения в группах. Задачи подобраны по следующему принципу: по каждой теме предлагается по две задачи, причем одно из них является более сложной в смысле выявления способа решения или выделения основных отношений и связей и требует творческого подхода к решению.
1. Упростить выражение
Решение.
Тактически нецелесообразно складывать сразу все дроби.
Сложим первые две:
Прибавим третью:
Затем четвертую : и пятую:
Можно предложить и другой способ решения.
Легко проверить, что причем аналогичные равенства справедливы и для других дробей. Заменив каждую дробь. Входящую в выражение на соответствующую разность получим:
Ответ: .
2. Докажем равенство
Решение.
Преобразуем левую часть данного равенства:
Поменяв местами множители, получим выражение, стоящее в правой части.
3.Решить уравнение.
Решение.
Вместо стандартного освобождения от знаменателя, приведения подобных слагаемых и решение полученного квадратного уравнения, объединим дроби в пары и произведем действия внутри пар:
Ответ:
4. Решить уравнение:
.
Решение.
Замена , тогда , а . Подставляем полученные выражения в исходное уравнение, имеем:
не удовлетворяет условию .
Возвращаемся к :
Ответ:
5. Решить систему уравнений:
Решение.
Выразим , из второго уравнения :
и подставляем в первое и третье уравнения системы:
Выразив через и подставив во второе уравнение, получим:
Ответ: , .
5. Решить систему уравнений:
Решение.
Предложенная система является симметричной: замена на , а на не меняет каждого из уравнений системы.
Используем замену переменных: .
Поскольку , относительно и получим следующую систему:
Для и соответственно будем иметь две системы:
Вторая система не имеет действительных корней, первая имеет два решения: (1;2); (2;1).
Ответ: (1;2); (2;1).
7. Решить неравенство:
Решение.
Ответ: .
8. Решить неравенство:
Решение.
Ответ: .
Стандартная схема решения текстовых задач состоит из трех этапов:
Выбор неизвестных.
Составление уравнений (неравенств).
Нахождение нужного неизвестного или нужной комбинации неизвестных.
Рассмотрим несколько примеров.
9. От пристани А одновременно отправились вниз по течению катер и плот. Катер спустился вниз по течению на 96км, затем повернулся обратно и вернулся в А через 14ч. Найти скорость катера в стоячей воде и скорость течения, если известно, что катер встретил плот на обратном пути на расстоянии 24км от А.
Решение.
I способ (алгебраический).
1) Пусть (км/ч) скорость катера в стоячей воде, у (км/ч) - скорость течения.
2) Составим уравнения. Поскольку скорость катера при движении по течению , а против течения , то на основании того, что сказано во второй фразе условия, получим: или
Вторая часть последней фразы дает нам (плот прошел до встречи 24км, катер 96 - 24 =72км на обратном пути).
Таким образом, имеем систему уравнений
Подставляем в I уравнение системы
Ответ: скорость катера в стоячей воде 14км/ч, скорость течения 2км/ч.
II способ (арифметический).
Итак, если катер удаляется от плота или приближается к нему, то его скорость относительно плота равна скорости катера в стоячей воде, меняется лишь направление этой скорости. Следовательно, катер удаляется от плота за то же время, что и приближается к нему, т.е. путь в 96км пройден за то же время, что и путь 72км (против течения).
96 : 72 = 4 : 3- отношение скорости катера по течению к скорости катера против течения.
Весь путь занял 14ч. Разделим число 14 на части пропорционально 3:4 :
катер шел по течению;
катер шел против течения.
96 : 6 =16 (км/ч) - скорость по течению;
96 : 8 =12 (км/ч) - скорость против течения;
- скорость течения;
- собственная скорость катера.
Ответ: 2км/ч; 14км/ч.
Как видно из решения задачи 9 «арифметический» способ решения зачастую удобнее, так как для него характерна достаточность знаний и умений, которыми располагает учащийся, окончивший начальную школу плюс, конечно развитый логический аппарат.
10. Лошадь съедает копну сена за 2 дня, корова может съесть такую же копну за 3 суток, овца за 6 суток. За какое время они съедят эту копну вместе?
Решение.
Задача может даваться с 6 класса. Итак, если лошадь съедает копну сена за 2 дня, то за один день она съест часть копны, аналогично корова часть копны, а овца часть копны.
За один день вместе они съедают копны сена, т.е. всю.
Ответ: 1 день.
Функции
Наибольшее значение при . Возвращаясь к , получим, что при
Ответ: наибольшее значение .
Почти вся теория квадратного трехчлена основывается на приеме, называемом «выделение полного квадрата»:
- дискриминант квадратного уравнения.
Если , то уравнение имеет два корня,
,то уравнение имеет1 корень (2 совпадающих);
, уравнение не имеет действительных корней.
11. Доказать, что при любом уравнение
Процесс нахождения дискриминанта и доказательства, что он положителен достаточно трудоемкий, поэтому попробуем другой метод решения.
Пусть .
при любом .
Т.о. уравнение всегда имеет решение, причем если , то уравнение имеет два корня; при этом всегда имеется корень, удовлетворяющий неравенству .
12. Пусть и корни уравнения . Выразить через и .
Решение.
Необходимо выразить через и :
По теореме Виета
тогда
Ответ: .
13. Определить все значения параметра , при которых уравнение имеет 1 корень.
Решение.
В условие не сказано, что рассматривается квадратное уравнение, поэтому рассмотрим случай
Остальные значения параметра получим из уравнения .
Ответ:
Простейший прием нахождения наибольших значений, основанный на свойствах квадратичных функций состоит в том, что исследуемая функция при помощи преобразований или замены переменной приводится к квадратичной, после чего выделяется полный квадрат.
14.Найти наибольшее значение функции
Решение.
Положим , тогда Отсюда Итак, после замены получим, что надо найти наибольшее значение
15.Найти наибольшее и наименьшее значения функции .
Решение.
Рассмотрим данное равенство как уравнение с неизвестным и параметром .
После преобразований получим
Информация о работе Уровневая дифференциация в обучении математике