Логические ошибки и способы их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:08, реферат

Описание работы

Много различных значений связано со словом «логика». Логика – это и последовательность мыслей, и некоторая изощренность ума, впечатление убедительности рассуждений и многое другое.
Родоначальником формальной логики был древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), поэтому ее называют аристотелевской.

Файлы: 1 файл

Реферат по логике.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Алтайский  Государственный технический

университет им. И.И. Ползунова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «ЛОГИКА»

На тему: Логические ошибки и способы их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2009

 

Введение.

 «Легко  ругать логику, но альтернатива  ей –ложь»

Г.К. Честертон 

Много различных значений связано со словом «логика». Логика – это и последовательность мыслей, и некоторая изощренность ума,  впечатление убедительности рассуждений  и многое другое.

Родоначальником формальной логики был древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), поэтому ее называют аристотелевской.

Открытие Аристотеля:

Правильность рассуждения зависит  только от формы этого рассуждения.

И, следовательно, не зависит от содержания. Это удивительная черта нашего разума. Если мы сами произвольно приняли два суждения за истинные, то почему-то мы оказываемся вынужденными принять и третье, каким-то таинственным образом связанное с первыми двумя. Нас преследует какая-то неизбежность, принудительность. Аристотель называл эту черту нашего мышления «принудительной силой наших речей». Можно сделать вывод, что

Логика-это теория рассуждений  и их элементов которая отличает правильные суждения от неправильных на основании одной только их формы.

В аудиториях, на митингах и  заседаниях, по радио и телевидению  нам часто приходится слушать  ораторов произносящих свои речи. Разные ораторы произносят их по-разному. Одни говорят хорошо поставленным голосом, другие - голосом слабым или резким, одни приводят одну мысль за другой, так, что в конце концов их главная мысль оказывается четко выраженной и глубоко обоснованной. Другие не могут четко выразить свою мысль, а выразив ее, не могут построить для ее оправдания более или менее стройную систему аргументов.

Секрет такого умения в  первую очередь конечно в знании дела, о котором человек говорит. Но немаловажную роль здесь играет и  логическая культура.

Логическая культура- система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

Логически культурный человек  умеет использовать имеющиеся знания с максимальной эффективностью и  создавать наиболее выгодные условия  для приобретения новых знаний, а  также для сообщения их другим. Что является немаловажным  в жизни искусством.

Мы мыслим при помощи понятий, суждений, умозаключений, но это не значит что мы логически культурные люди. Ведь одной из составляющих искусства  Шерлока Холмса было умение совершать  длинные дедуктивные выводы не только быстро, но и правильно.

Быстро можно делать выводы благодаря природному дару, особенностям психики, но дар правильно думать, редко дается природой и с большим трудом приобретается самостоятельно.

Тема логических ошибок актуальна  и значима во все времена.

Цель работы – рассмотреть возможность научиться рассуждать не только правильно, убедительно и красиво, но и не нарушать при этом законов логики.

Задачи работы – Попытаться  формулировать понятие логической ошибки, рассмотреть возможные ошибки в основных формах мышления и способы их устранения.

 

  1. Понятие логической ошибки.

 

Законы логики можно  часто нарушают. Однако здесь  есть одно важное условие: если стремиться к истинности суждений и правильности рассуждений, то мы обязаны соблюдать  законы логики, точно так же, как  мы стремимся к добропорядочному поведению в обществе, то мы должны соблюдать законы права и нравственности. Соблюдение законов логики еще не гарантирует нам истинности наших  мыслей и, следовательно, не является достаточным  основанием для истинности суждений, поскольку истинность требует соответственно того, что утверждается или отрицается в суждении, положению в мире вне  суждения. Однако без соблюдения законов  логики не может быть и речи об истинности рассматриваемых суждений. Например: в знаменитом софизме древности «Рогатый» был нарушен закон тождества, требующий постоянства используемых понятий и суждений на протяжении всего рассуждения. В этом случае происходит подмена понятий: вместо  понятия «то, что ты не потерял, из того, что имеешь» используется понятие «то, что не потерял», независимо от того, имел Ты это или нет.

Еще один софизм: «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит, следовательно сидящий стоит.» Здесь также происходит  подмена понятий, вытекающая из нарушений закона тождества. Эта подмена замаскирована сокращенной формой рассуждения. Эти и другие софизмы были сформулированы еще в древности. Свое название они ведут от школы софистов- профессиональных учителей мудрости, которые брались обучать молодых людей искусству государственного управления и судоговорения. Главный тезис софистов заключался в следующем: истина не имеет отношения к государственному управлению и судоговорению, побеждает тот, кто сумеет убедить народное собрание или суд. Софизмы служили примерами того, что человека можно убедить в чем угодно, были бы использованы подходящие средства. В определенном смысле можно сказать, что логика, основывающаяся на уважении к истине, была построена с целью разоблачения, критики софизмов, вводящих собеседника в заблуждение.

Нарушение законов  логики, допускаемое невольно наз.ПАРАЛОГИЗМОМ.

 По своей  логической сути паралогизм не  отличается от софизма. Его  отличие только в мотиве. Однако  мы знаем, что «иная простота  хуже воровства» и что «незнание  законов не освобождает от  ответственности за их нарушение». Платой за нарушение законов  логики в этом случае оказывается  истина, и положение тем трагичнее,  что человек, допускающий паралогизм, может вполне стремиться к  ней.

Таким образом Л.о -

обычно наз. непреднамеренное нарушение правил логики в процессе рассуждения по причине логической небрежности либо неосведомленности.

 

  1. Ошибки в основных формах мышления:

а) в понятиях

Понятие - это и форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей - словом,

Но некритичное использование многозначных слов (полисемия), омонимов и синонимов нередко приводит к смешению понятий и, следовательно, к ошибкам в рассуждениях.

Поэтому непременным условием правильного мышления служит точное языковое оформление понятий.

Распространёнными логическими ошибками можно назвать:

1) Обобщение  и ограничение часто смешивают  с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого.

Примеры:     секунда - минута - час;

В этих примерах осуществлено ФИЗИЧЕСКОЕ дробление  целого, а не логическое ограничение.

2) Ограничение понятий часто  происходит с помощью добавления признака: «сотрудник» - «добросовестный сотрудник». Нередко добавление эпитета не ведёт к ограничению понятия и является излишним: «девушка» - «молодая девушка» (а кто видел старых девушек?), «шар» - «круглый шар» (а какие ещё шары бывают?).

Такая ошибка называется плеоназмом, т.е.излишеством.

Возможны  ошибки и при, делении понятий ( логическая операция, раскрывающая объём понятия).

Совершенно естественно, деление, как и любая другая логическая операция, подчиняется своим особым правилам.

1. Правило соразмерности.

Объединение объемов членов деления должно совпадать с объемом  делимого понятия.

Это правило говорит о  том, что при делении 

а) не должно быть пропущено  ни одного предмета из объема делимого понятия и

б) не должно появиться ни одного лишнего предмета. В соответствии с этим различаются  два типа возможных ошибок, возникающих  при нарушении требования соразмерности. Если данное правило не соблюдается, то возможны две основные ошибки:

А. Неполное деление.

Деление называется неполным, если среди членов деления не достаёт какого-либо вида предметов, выделяемого по данному признаку.

                                   

Пример. Если мы среди всех книг вьщелим художественные и научные, то это будет неполное деление, поскольку явно пропущен еще один вид книг — учебные.

Б. Обширное деление (или  деление с лишними членами).

                                      

Обширным называется деление, при котором объём делимого понятия  является частью объёдинения объёмов членов деления

 

Пример. Предложения бывают повествовательные, побудительные, вопросительные и незаконченные.

2) Правило исключения: члены деления должны исключать друг друга

или

каждый элемент  объёма делимого понятия должен входить  только в один член деления.

Это означает, что члены деления должны быть только несовместимыми и соподчинёнными понятиями.

Если члены  деления не исключают друг друга, то это означает логическую ошибку.

Пример. Письма делятся на отправленные, неотлравленные и угеряиные по дороге.

Несмотря на жизненность  этого деления, оно не является правильным. Нарушено правило исключения. дело в том, что письма, угеряиньие по дороге, составляют подмиожество отправленных писем.

3) правило одного основания: деление должно проводиться только по одному признаку.

Нарушается  данное правило людьми очень часто, что свидетельствует об отсутствии у многих логической культуры.

Пример. Треугоьнюси бывают остроугольные, тулоуюльные и равнобедренные. ‚

Нетрудно заметить, что  деление сначала проводится по признаку величины одного из углов треугольника, а затем в качестве основания  деления выбирается признак соотношения  сторон.

4) Правило непрерывности: в процессе деления всегда следует переходить к ближайшим видам.

Поясним. Вид В называется ближайшим, если не существует такого понятия С, которое было бы видом для А и родом для В.

                                           

Данное правило  относится к многоступенчатому  последовательному делению.

Пример. Книги  делятся на прозаические, поэтические, естественнонаучные, общественно-научные, гуманитарные, учебники для вузов, учебники для техникумов, учебники для школ.

Это деление  выполняет первые три правила. Однако оно выглядит громоздким в силу того, что от понятия книга вообще мы сразу перешли к очень конкретным видам этого понятия. Между понятием книга и понятиями прозаическая книга и т.п. существуют еще виды понятия книга, которые являются родами для прозаических, поэтических  и т.п. книг. Это понятия художественная книга, научная книга, учебная книга.

Нетрудно заметить, что  вставив между нашим делимым  понятием книга и членами деления три этих понятия, мы получим более естественное деление.

 

Определение подчиняется особым правилам. Они  обусловлены сущностью определения, его функциями и структурой. Соблюдение этих правил обеспечивает правильность определения по форме и позволяет  избегать в нём логических ошибок

1) Правило соразмерности: объединение объёмов членов деления должно совпадать с объёмом делимого понятия

Определяемое  и определяющее можно переставить местами - смысл определения не должен меняться.

Пример:

«Квадрат  есть прямоугольник, у которого все  четыре стороны равны».

Меняем определяемое и определяющее местами. Получается:

«Прямоугольник, у которого все четыре стороны  равны, является квадратом».

Так как объёмы двух частей определения тождественны, равны, то при перемене их смысл данного  определения не изменился.

Нарушение же правила соразмерности приводит к следующим ошибкам:

                                      

  • Слишком широкое определение.

Определение называется слишком  широким, если объем определяемого  понятия является частью объема определяющего  понятия.

Пример. Автократия — это форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках одного лица.

Здесь совершена ошибка слишком  широкого определения, ибо государственная  власть может быть сосредоточена  в руках одного лица полностью  или частично. Говорить о некоторой  форме правления, как об автократии (т.е., по-русски, самодержавии) можно  только тогда, когда верховная государственная  власть полностью сосредоточена  в руках одного лица. Под наше первоначальное определение автократии подходят и другие виды монархии, например, конституционная монархия, в которой  государственная власть частично сосредоточена  в руках одного лица. Поэтому, чтобы  выполнить правило соразмерности, автократию следует определить как  монархию, при которой государственная  власть полностью сосредоточена  в руках одного лица.

 

  • .Слишком узкое определение.

Определение называется слишком  узким, если объем определяющего  понятия является частью объема определяемого  понятия.

Пример. Республика — это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются всеобщим голосованием.

Это определение неправильно, поскольку мы знаем такие республики, в которых не все высшие органы власти избираются всеобщим голосованием. Например, Россия в 1992 г., по этому определению, не была бы республикой, ибо Верховный  Совет России избирался Советом  народных депутатов, а не всеобщим голосованием. Таким образом, мы нашли предмет, который явно входит в объем понятия  республика, но не входит в объем  определяющего понятия форма  правления, при которой все высшие органы власти избираются всеобщим голосованием».

Информация о работе Логические ошибки и способы их устранения