Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:08, реферат
Много различных значений связано со словом «логика». Логика – это и последовательность мыслей, и некоторая изощренность ума, впечатление убедительности рассуждений и многое другое.
Родоначальником формальной логики был древнегреческий ученый и философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), поэтому ее называют аристотелевской.
3) Демонстрация (форма доказательства) - логическая связь тезиса с аргументами.
Функцию способа или формы доказательства выполняют различные умозаключения.
Ошибки в демонстрации (аргументации) связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом. В общем виде их называют ошибками «мнимого следования».
Так как логическая
связь аргументов с тезисами протекает
в форме таких умозаключений,
как дедукция, индукция, аналогия, то
логическая корректность демонстрации
зависит от соблюдения правил соответствующих
умозаключений. Наиболее типичными
проявлениями «мнимого следования»
безотносительно к видам
1) «Логический переход от более узкой области к более широкой».
Довольно распространённая ошибка. Случается она тогда, когда характеристика части объектов определённой области (к примеру, оценка возможностей предприятий торговли) распространяется или переносится на всю область (в данном случае - на все типы предприятий, без учёта их специфики).
2) «Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно».
Философы утверждают, что абстрактных, универсальных, годных на все случаи жизни истин нет. Истина всегда конкретна. Но людям свойственно признавать то, что истинно для определённых условий, верным и для других случаев. Надо приучать своё мышление к тому, что такая экстраполяция (перенос) значений с одной предметной области на другую далеко не всегда оправдан.
Знание законов логики
необходимо для строгого контроля за
своими и чужими рассуждениями, а
также для умения грамотно строить
тактику спора, дискуссии; для умения
фиксировать и вскрывать
Существует много способов сделать ошибку. Поэтому в неправильных делениях часто встречается сразу много ошибок.
Высказывание одного
известного польского писателя
Оно гласит следующее: Людей
можно делить по-разному! Это
известно всем. Можно на людей
и не людей. И сказал
Эффект от фразы палача имеет логическое происхождение. Мы ожидаем, что палач будет делить людей логически, т.е. по какому-либо признаку. А он вместо этого предлагает нам физическое деление, поскольку в этом случае целый предмет (человек), правда пока что мысленно, делится на части (голову и туловище).
Первый вид деления (на
людей и не людей) удивляет нас
по другой причине. Оказывается, мы ожидаем
не только логического деления, но более
того: правильного логического
Чтобы обнаружить ошибку слишком широкое определение, следует задать вопрос: все ли элементы объема определяющего понятия являются элементами объема определяемого понятия. И если ответ на этот вопрос будет «нет», то налицо ошибка слишком широкое определение.
Чтобы обнаружить ошибку слишком узкое определение, следует задать вопрос: все ли элементы объема определяемого понятия являются элементами объема определяющего понятия? И если ответ на этот вопрос будет «нет», то налицо ошибка слишком узкое определение
Существует также четыре способа проверки правильности силлогизмов
- построение совмещённых круговых схем для силлогизма;
- поиск и предъявление контрпримера;
- проверка
на соответствие общим
- проверка
на соответствие правилам
Логика –враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями которые строятся по схеме « после этого-значит, по причине этого». Эта Л.О возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Мыслить логично — это
значит мыслить точно и
И наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а в некоторых случаях могут явиться причиной судебной ошибки.
Знание логики помогает юристу
подготовить логически
И вместе с тем без умения пользоваться понятиями, чётко их определять, обобщать, ограничивать и делить нельзя достичь определённости мышления, невозможно грамотно излагать свои мысли и правильно понимать чужие.
Они важны
только тем, кто не хочет быть слепой
жертвой чужих демагогических рассуждений.
Тем, кто не хочет в процессе своего
рассуждения совершать
Поэтому необходимо не запоминать механически формы и правила силлогизмов, а уметь ими практически пользоваться, доводя это умение до автоматизма, до выработки особого логического «чутья» на ошибки и некорректные выражения мыслей.
Важно умение чётко выражать свои мысли и приводить необходимые, уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также правильно понимать высказывания и аргументацию других людей. Называется это умение логической культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если внимательно присмотреться к анекдотам и всяким каламбурам, можно обнаружить, что в основе комической ситуации или курьёзного недоразумения часто лежит как раз нарушение различных законов логики. Люди, по-разному употребляющие одни и те же слова, находятся как бы в разных смысловых пространствах. Когда эти пространства как бы пересекаются, тогда смысловое напряжение и разряжается, вызывая комический эффект. Так что нарушать в иных случаях законы логики можно и нужно.
Но в серьёзном разговоре, когда Вы хотите добиться максимального взаимопонимания, следует строго придерживаться логических законов и других правил логики. Далеко не случайно утверждается, что «логика - это нравственность мышления».
Законы логики нарушаются по двум основаниям:
а) сознательно
б) невольно.
а) сознательное нарушение законов логики с целью ввести в заблуждение собеседника называется софизмом.
б) случайное, несознательное нарушение законов логики называется паралогизмом.
По своей логической сути они не отличаются друг от друга. Их отличие - в мотивах. Но платой за нарушение законов логики в большинстве случаев является истина.
Иммануил Кант считал, что мыслить самостоятельно и правильно - свойство просвещённого мышления.
В данной работе, мной предпринята попытка сформулировать понятие логической ошибки, показать возможность как невольного, так и преднамеренного нарушения законов логики. Рассмотреть основные логические ошибки в основных формах мышления, в процессе доказательства и способы их устранения.
Также мной сделан вывод о том, что умение грамотно излагать свои мысли, использовать имеющиеся знания с максимальной эффективностью и создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и сообщения их другим - является немаловажным в жизни искусством. Которое, к сожалению, редко дается природой, а с большим трудом приобретается самостоятельно.
Список использованной литературы:
1 Брошинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев:Учебное пособие/ Брошинкин В.Н./ М.:Новая школа,1996.320с
3 Демидов
Информация о работе Логические ошибки и способы их устранения