Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:38, реферат
Доказательство - логическая основа аргументации. При этом для аргументации требуется наряду с доказательством еще и убеждающее воздействие. Вынуждающий, механический характер доказательства, его безличность составляют главное отличие доказательства от аргументации. Аргументация имеет невынуждающий характер, ее правильность не может быть установлена механическим путем. Сравнивая результаты аргументации и доказательства иногда говорят: "доказал, но не убедил".
Позиции в споре
Из всех позиций (отношений) в споре наиболее контрастно выделяются конструктивный и деструктивный подходы. Чем они характеризуются? По каким признакам можно судить о том, какую позицию занял противник?
Что касается
аподиктического спора, то здесь
собеседники стремятся
Конструктивный подход. Суть его в том, что противнику дают возможность убедиться в истине - согласие или несогласие с чьей-либо точкой зрения диктуется не волей ее автора, а соответствием или несоответствием ее реальности.
Конструктивная направленность представляет собой созидательное, творческое начало, стремление оратора найти новое решение, поиск того, что объединяет, дополняет, взаимопроникает. Собеседник с такой направленностью занимает конструктивную позицию, т.е. отношение его к другому определяется исключительно желанием решить проблему, найти истину, исключив безнравственные приемы в споре.
Человек с
конструктивной направленностью отличается
интеллектуальной неудовлетворенностью
(все читает, конспектирует, систематизирует,
обо всем стремится узнать); природным
любопытством; у него обычно есть хобби;
он беспокоится о престиже, бережет
свой авторитет; не теряет самообладания,
если все протекает не так, как
бы хотелось; осторожно выражает свои
эмоции (подавляет желание «
Чтобы найти истину, убедить других и повести за собой, нужны ум, талант и упорство; чтобы сберечь и учесть достояние прошлого и пойти дальше, нужна конструктивная направленность, о которой хорошо сказано в строках из песни В. Высоцкого:
...Чтоб не
нарушить, не расстроить,
Чтоб не разрушить, а построить.
При защите своего мнения, при оппонировании и опровержении такой человек проявляет максимум такта в критических суждениях. Он предпочитает уточнениями исходных понятий, разумным скепсисом, милым поддразниванием, «лечебными уколами» выводить противника из заблуждений.
В конструктивном
споре действует правило: в каждом
высказывании участников в ответ
на те или иные предложения по решению
проблемы, в каждом критическом замечании
(ограничение, отклонение, сомнение, уточнение,
согласие, поддержка и др.) следует
искать отправную точку для
Контролируйте
себя вопросами, которые помогут
вам набирать нужную информацию (материал)
для продолжения спора и
Подобные
вопросы развивают способность
концентрировать внимание на процессе
рассуждения, когда надо быть начеку,
ведь оппонент тоже имеет свою цель
и может руководствоваться
Выявив ошибки,
неточности, поспешные заключения,
помните, что критические замечания
необходимо высказывать только по предмету
спора. В противном случае очень
легко можно скатиться к
Критикуя, принимайте во внимание мотивы и интересы собеседника. Непременно обеспечьте точность (достоверность) и доходчивость ваших критических суждений. Если после них вы добавите: «Я могу и ошибаться », противник наверняка откажется от упрямства.
При неподобающих критических высказываниях (унижающих достоинство, оглупляющих, дискредитирующих и т. п.) человек с большим ожесточением будет отстаивать собственное «я», упорствовать в своем мнении. Антипатия будет нарастать, и далее противник займет деструктивную позицию.
С целью уменьшить
вероятность возникновения
Уступка будет оправданна и как спасение противника от провала. Помогите ему почувствовать ваше расположение, поощрите стремление отстаивать свою мысль, но не делайте уступок в целях личной безопасности. Опытный и опасный полемист может даже обидеться на это и применить против вас убийственный аргумент.
При возникновении
сложных ситуаций в споре из затруднений
можно выйти с помощью