Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:39, контрольная работа
Актуальность темы теории аргументации по-моему мнению совершенно очевидна и объясняется тем, что профессиональная работа правоведов, политологов, социологов, а также специалистов ряда других гуманитарных форм деятельности предполагает активное и творческое общение, умение дать квалифицированную оценку, принять ответственное социальное решение, обосновать точку зрения, позицию, определить направление поиска и анализа. Социальная коммуникативность требует высокой логической культуры, эффективного использования современных методов, средств и приёмов риторики и аргументации. Аргументация – это искусство, постигнуть которое можно лишь при глубоком ее изучении и приобретении прочных, практических навыков.
Введение …………………………………………………………………………
1. /1.1 Понятие доказательства…………………………………………………
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация…………
1.3 Виды аргументов…………………………………………………………
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства……………………………
3. Понятие опровержения……………………………………………………….
3.1 Опровержение тезиса…………………………………………………….
3.2 Критика аргументов……………………………………………………...
3.3 Выявление несостоятельности демонстрации………………………….
4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки,встречающиеся в доказательствах опровержениях…………………………………
4.1 Правила по отношению к тезису………………………………………
4.2 Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………….
4.3 Правила по отношению к аргументам…………………………………
4.4 Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства………………….
4.5 Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)..
4.6 Ошибки в форме доказательства………………………………………..
5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………..
5.1 Понятие о логических парадоксах………………………………………
5.2 Парадоксы теории множеств…………………………………………….
6. Искусство ведения дискуссии………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература…...………………………………………………………………….
НОУ ВПО «Институт управления»
(г.Архангельск)
Ивановский филиал
Кафедра юридических дисциплин
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЛОГИКА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Логические основы теории аргументации»
Выполнил: студент 2 курса
Группы 22 ЮСЗ-Б
Юридического факультета
Бардов Р.С.
Проверил: доцент
Сизарова Елена Геннадьевна
_________________________
_________________________
г.Иваново
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………
1. /1.1 Понятие доказательства…………………………………………
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация…………
1.3 Виды аргументов……………………………………………………
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства……………………………
3. Понятие опровержения…………………………
3.1 Опровержение тезиса…………………………………………………….
3.2 Критика аргументов……………………………………………………
3.3 Выявление несостоятельности демонстрации………………………….
4. Правила доказательного рассужд
4.1 Правила по отношению к тезису………………………………………
4.2 Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………….
4.3 Правила по отношению к аргументам…………………………………
4.4 Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства………………….
4.5 Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)..
4.6 Ошибки в форме
доказательства……………………………………….
5. Понятие о софизмах и
5.1 Понятие о логических парадоксах………………………………………
5.2 Парадоксы теории множеств…………………………………………….
6. Искусство ведения дискуссии………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература…...…………………………………………
Практические задания
Введение
Актуальность темы теории аргументации по-моему мнению совершенно очевидна и объясняется тем, что профессиональная работа правоведов, политологов, социологов, а также специалистов ряда других гуманитарных форм деятельности предполагает активное и творческое общение, умение дать квалифицированную оценку, принять ответственное социальное решение, обосновать точку зрения, позицию, определить направление поиска и анализа. Социальная коммуникативность требует высокой логической культуры, эффективного использования современных методов, средств и приёмов риторики и аргументации. Аргументация – это искусство, постигнуть которое можно лишь при глубоком ее изучении и приобретении прочных, практических навыков.
Аргументирование представляет собой форму деятельности человека, в которой он реализует себя как языковая личность, и в которой оказываются задействованными его знания и представления, система ценностей и здравый смысл, коммуникативные навыки и логическая культура, его эпистемическое и эмоциональное состояния, социальные параметры аргументативной ситуации. Все это свидетельствует о сложной природе аргументации как процесса и объясняет интегральный характер теории аргументации.
Аргументация реализуется как аргументативный дискурс, определяющими особенностями которого становятся противоречие, выражающееся в когнитивном или аксиологическом конфликте, в столкновении мнений, и противопоставление как когнитивное моделирование сообщения, как техника убеждения.
1. Понятие доказательства
1.1 Понятие доказательства
Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом еще не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и т.д. Открываемые этими формами истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во многих случаях, например, на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, на судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, нам приходится доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения.
Доказательность — важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация — способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ действий, вытекающих из доказываемого положения. Понятие «аргументация» богаче по содержанию, чем понятие «доказательство»: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации — еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации и т.п. В теории аргументации «аргумент» также понимается шире, чем в теории доказательства, ибо в первой имеются в виду не только аргументы, подтверждающие истинность тезиса, но и аргументы, обосновывающие целесообразность его принятия, демонстрирующие его преимущества по сравнению с другими подобными утверждениями (предложениями). Аргументы в процессе аргументации гораздо разнообразнее, чем в процессе доказательства.
Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Первая, как и последняя, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь, но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его и/или являющуюся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тезиса, стремится сделать их своими единомышленниками.
Диалог как наиболее аргументированная
форма ведения беседы пришел
к нам из древности (так, Древняя Греция — родина диалогов Платона,
техники спора в форме вопросов и ответов
Сократа и т.п.). Но диалог — это
внешняя форма аргументации: оппонент
может только мыслиться (что
особенно наглядно проявляется в письменной
аргументации). Внутренняя
форма аргументации представляет собой
цепь доказательств и опровержений аргументирующего
в процессе доказательства им тезиса и
осуществления убеждения. В процессе аргументации
выработка убеждений у собеседника или
аудитории часто связана с их переубеждением.
Поэтому в аргументации велика роль риторики
в ее традиционном понимании как искусства
красноречия. В этом смысле до сих пор
представляет интерес «Риторика» Аристотеля,
в которой наука о красноречии рассматривается
как теория и практика убеждения в
процессе доказательства истинности тезиса.
«Слово есть великий властелин, который,
обладая весьма малым и совершенно незаметным
телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо
оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить,
и радость вселить, и сострадание пробудить»,
— писал древнегреческий ученый Горгий
об искусстве аргументации. Не было периода
в истории, когда бы люди не аргументировали.
Без аргументации высказываний невозможно
интеллектуальное общение,
ибо она — необходимый инструмент познания
истины.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые различные суждения, например, суждения о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруженные при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, теоремы математики, суждения о направлениях развития электронной техники, о возможности долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованы.
Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах. Поэтому убедить — еще, не значит доказать.
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация
Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Приведем пример доказательства. Поль С. Брэгг высказал такой тезис: «Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями». Этот тезис он обосновывает так: «Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем. Я сам заработал здоровье своей жизнью. Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов!»
1.3 Виды аргументов
Различают несколько видов аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т.е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.
Факты — воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.
2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке. Правила определения и виды определений понятий были рассмотрены в теме «Понятие», и там же были приведены многочисленные примеры определений понятий различных наук: математики, химии, биологии, географии и пр.
3. Аксиомы. В математике, механике, теоретической физике, математической логике и других науках, кроме определений, вводят аксиомы. Аксиомы — это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.
4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства.
В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные).
Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такая: из данных аргументов (а, b, с, ...) необходимо следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем и т.д.
Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, в постановлениях, в художественной и другой литературе.
Учитель на уроке при прямом доказательстве тезиса «Народ — творец истории» показывает, во-первых, что народ является создателем материальных благ, во-вторых, обосновывает огромную роль народных масс в политике, разъясняет, как в современную эпоху народ ведет активную борьбу за мир и демократию, в-третьих, раскрывает его большую роль в создании духовной культуры.
В современном журнале мод «Бурда» тезис «Зависть — корень всех зол» обосновывается с помощью прямого доказательства следующими аргументами: «Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьезным последствиям, поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, несомненно, относится к самым плохим чертам характера.
Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло».
Непрямое (косвенное) доказательство — это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса. Если тезис обозначить буквой а, то его отрицание (ā) будет антитезисом, т.е. противоречащим тезису суждением.
Апагогическое косвенное доказательство (или доказательство «от противного») осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике.
Пусть а — тезис или теорема, которую надо доказать. Предполагаем от противного, что а ложно, т.е. истинно не-а (или ā). Из допущения ā выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее доказанным теоремам. Имеем а V ā, при этом ā — ложно, значит, истинно его отрицание, т/е. ā, которое по закону двузначной классической логики (ā → а) дает а. Значит, истинно а, что и требовалось доказать.
Следует заметить, что в конструктивной логике формула ā → а не является выводимой, поэтому в этой логике и в конструктивной математике ею пользоваться в доказательствах нельзя. Закон исключенного третьего здесь также «отвергается» (не является выводимой формулой), поэтому косвенные доказательства здесь не применяются. Примеров доказательства «от противного» очень много в школьном курсе математики. Так, например, доказывается теорема о том, что из точки, лежащей вне прямой, на эту прямую можно опустить лишь один перпендикуляр. Методом «от противного» доказывается и следующая теорема: «Если две прямые перпендикулярны к одной и той же плоскости, то они параллельны». Доказательство этой теоремы прямо начинается словами: «Предположим противное, т.е. что прямые АВ и CD не параллельны».