Логические основы теории аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы теории аргументации по-моему мнению совершенно очевидна и объясняется тем, что профессиональная работа правоведов, политологов, социологов, а также специалистов ряда других гуманитарных форм деятельности предполагает активное и творческое общение, умение дать квалифицированную оценку, принять ответственное социальное решение, обосновать точку зрения, позицию, определить направление поиска и анализа. Социальная коммуникативность требует высокой логической культуры, эффективного использования современных методов, средств и приёмов риторики и аргументации. Аргументация – это искусство, постигнуть которое можно лишь при глубоком ее изучении и приобретении прочных, практических навыков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
1. /1.1 Понятие доказательства…………………………………………………
1.2 Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация…………
1.3 Виды аргументов…………………………………………………………
2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства……………………………
3. Понятие опровержения……………………………………………………….
3.1 Опровержение тезиса…………………………………………………….
3.2 Критика аргументов……………………………………………………...
3.3 Выявление несостоятельности демонстрации………………………….
4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки,встречающиеся в доказательствах опровержениях…………………………………
4.1 Правила по отношению к тезису………………………………………
4.2 Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………….
4.3 Правила по отношению к аргументам…………………………………
4.4 Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства………………….
4.5 Правило по отношению формы обоснования тезиса (демонстрации)..
4.6 Ошибки в форме доказательства………………………………………..
5. Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………..
5.1 Понятие о логических парадоксах………………………………………
5.2 Парадоксы теории множеств…………………………………………….
6. Искусство ведения дискуссии………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………….
Литература…...………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Логические основы теории аргументации.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

      6. Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Этот аргумент бессознательно используется многими людьми, которые усвоили себе манеру постоянно жаловаться на тяготы жизни, трудности, болезни, неудачи и т.п. в надежде пробудить в слушателях сочувствие и желание уступить, помочь в чем-то.

      7. Аргумент к невежеству — использование таких фактов и положений, о которых оппонент ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он, как заведомо известно, не читал. Люди часто боятся признаться в том, что они чего-то не знают, считая, что они якобы роняют свое достоинство. В споре с такими людьми аргумент к невежеству действует безотказно. Однако если не бояться признать, что чего-то не знаешь, и попросить противника рассказать подробнее о том, на что он ссылается, может выясниться, что его ссылка не имеет никакого отношения к предмету спора.

      Все перечисленные аргументы являются некорректными и не должны использоваться в строго логичном и этически корректном споре. Заметив аргумент подобного рода, следует указать оппоненту на то, что он прибегает к некорректным способам ведения спора, следовательно, не уверен в прочности своих позиций. Добросовестный человек должен будет признать, что ошибся. С недобросовестным человеком лучше вообще не вступать в спор.

 

Заключение

 

Изучив научный арсенал формально правильного мышления, освоив основные формы, средства и приёмы аргументации, человек приобретает способность активно участвовать в профессиональной поисковой и аналитической работе, быть творческим субъектом коммуникативных, социальных отношений. Хотя учение об аргументации возникло ещё в V–IV столетиях до н.э., его значение в условиях современности не только не утрачено, но значительно выросло. В наши дни повысилась социальная роль аргументации, обоснования, убеждения. Расширилась сфера их практического применения. Разработаны новые, современные методы, средства, приёмы и формы аргументации. Изменились цели обоснования. Дискуссии и полемика приняли научные формы. Установление истины стало общепризнанной ценностью. Аргументации стала носить гуманистический характер. Теория аргументации обросла новой терминологией, приобрела современный категориальный аппарат даже в сравнении с её состоянием в середине прошлого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.,1991.
  2. Гетманова А.Д. Учебник, словарь, практикум М.,2007.
  3. Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс. М., КНОРУС,2007.
  4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2001.
  5. Гетманова А.Д. Логика. М.,2011.
  6. Ивин А.А. Практическая логика. М.,2005.
  7. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.,2001.
  8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.,1996.
  9. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2002.
  10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2002.
  11. Сидоренко Е.А. Логика. Парадоксы. Возможные миры. М.,2002.
  12. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М.,ЮНИТИ 2011.

 

Практическое задание №1.

 

В приведённых примерах установите вид умозаключения. Проверьте его правильность.

    • Одна из частей простого суждения может быть либо субъектом, либо предикатом. Эта часть не является предикатом. Следовательно, она является субъектом. (Вид умозаключений по аналогии)
    • В сессию по логике можно получить «зачтено» или «не зачтено». Иванов получил «зачтено». Следовательно, Иванов не получил «не зачтено». (Индуктивный вид умозаключения)
    • Известно, что всегда, когда выстрел производится с близкого расстояния, в огнестрельной ране имеются следы пороха. В данной ране обнаружены следы пороха. Следовательно, выстрел был произведён с близкого расстояния. (Дедуктивный вид умозаключения)

Практическое задание №2.

 

Приведите по три примера понятий находящихся в отношении:

  • соподчинения;
  • тождества;
  • пересечения.

 

Соподчинением называется отношение между несколькими понятиями объем которых не пересекается, но которые принадлежат некоторому более общему (родовому) понятию.

Пример:

    1. Бумага, папирус, дискета, - носитель информации.
    2. Футбол, волейбол, баскетбол, - спортивная игра.
    3. Береза, сосна, осина, - деревья.

 

Ели объемы понятий совпадают, другими словами, объем одного понятия равен объему другого понятия, то отношения между этими понятиями называют тождеством.

Пример:

  1. Волга, самая длинная река в Европе.
  2. Равносторонний прямоугольник, квадрат.
  3. Москва, столица России.

 

Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.

Пример:

  1. Электронное письмо, письмо на русском языке.
  2. Комсомольцы, колхозники.
  3. Школьник, спортсмен.

 


Информация о работе Логические основы теории аргументации