Мышление как предмет логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Мышление - активная форма отражения объективного мира, связанная с естественным языком, направленная на его целенаправленное, и обобщённое познание.
Мышление преобразует чувственный опыт, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму.

Файлы: 1 файл

Лекции по логике.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

МЫШЛЕНИЕ  КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

Мышление - активная форма отражения объективного мира,  связанная с естественным языком, направленная на его целенаправленное, и обобщённое познание.

Мышление преобразует  чувственный опыт, даёт возможность  получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму. На базе естественных языков  вырабатываются языки искусственные, нацеленные на решение конкретных определённых задач. Языки различных наук, язык "Эсперанто", азбука Морзе и др.

В процессе длительного  развития человечества произошло отделение  духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность мышления приобрела относительно автономный характер от преобразующей, т.е. практической деятельности человека. Мышление активно, и это означает, что подчас оно может отходить, "отрываться" от действительности, а это порождает искажённые, иногда извращённые или фантастические представления человека об окружающей действительности.

Весьма существенно  и то, что мышлению присущ категориальный характер, ибо знание, добытое в  процессе познавательной деятельности, фиксируется в категориях. В ходе развития возможностей познания совершенствуется категориальная структура мышления, оно продолжает наполняться всё новыми понятиями, категориями, отражающими процесс  постепенного приближения к объективной истине. Мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, таким образом, возможность их закрепления средствами языка.

Целью нашего познания выступает достижение истинных знаний об объективной окружающей нас действительности.

Мысль можно  считать истинной, если она адекватно отражает тот фрагмент действительности, на который направил в данный момент своё внимание тот или иной человек.

Неадекватное, искажённое отражение ведёт к  появлению ложных мыслей. Вопрос о  том, какую мысль следует считать  истинной, а какую ложной, решают в конечном итоге практикой. Ф. Энгельс, например, заметил, что качество пудинга проверяется тем, что его съедают.

Истинные мысли, являющиеся адекватным отражением части  действительности, выступают верным руководством к осуществлению наших  целей и планов. Ложные мысли (о чём мы, разумеется, часто и не подозреваем) в большинстве случаев приводят нас к неудаче.

Опора на опыт, выработанный человечеством и апробированный на практике, избавляет нас от нужды  проверять каждую мысль непосредственным путём. Подвергая анализу знания, мы обретаем возможность, не обращаться каждый раз к непосредственному опыту.

Мышление не может быть исследовано непосредственно, поскольку оно отлично от других изучаемых нами объектов – например, почва, скалы, грибы и др. И лишь исследуя деятельность, поведение в различных ситуациях, речь человека, психопатологические явления, мы в состоянии делать выводы о том, что у него есть такие способности, как определённые черты и свойства мозга, их мы и расцениваем как мышление.

При помощи мышления мы перерабатываем данные нашего опыта, который накопился в результате сознательной выработки целей, без осуществления которых нам не постичь необходимого. Осуществление такого рода целей предполагает выдвижение предположений, при помощи которых человек сможет выявить, наконец, глубинные признаки, взаимосвязи и отношения между предметами, которые нас окружают. Основными формами мышления выступают: понятие, суждение (высказывание) и умозаключение.

 

ПОНЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ЛОГИКИ

 

В мире - великое  множество предметов. Определяя предмет с общетеоретических позиций, мы говорим, что этим термином мы обозначаем некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе деятельности и познания. Однако гораздо чаще понятие «предмет» мы употребляем в менее строгом смысле, отождествляя с понятием объекта или вещи.

В соответствии с материальной или идеальной  природой объекта, соотносящегося с  данным предметом, предмет может  быть материальным (живой организм, планета как предмет познания) или идеальным (математическая формула, концептуальный образ, взятые как предмет познания).  Здесь же в нашей лекции под предметом мы будем подразумевать все то, на что может быть направлена мысль т.е. любой объект мысли: не только конкретные вещи, явления, но и их свойства, отношения, предметы действительные и мнимые, уже существующие и в принципе возможные в будущем.

Предметы имеют  сложный характер, поскольку состоят  из элементов связанных между  собой,  обладают теми или иными свойствами. Кроме того предметы находят в определенных связях и отношениях с другими предметами. То что позволяет рассматривать предмет именно как данный, а не какой-то другой предмет, служит для нас признаком. Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Слово «признак» также часто используется в юридической сфере – признаки преступления, анатомические признаки трупа и т.д.

Признаки предмета могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными  родовыми и видовыми, и т.п. Особенно важную в нашей жизни роль играют общие, существенные, т.е. необходимые признаки предмета, поскольку они лежат в основе понятия.

 

ОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

 

Образование понятия  – чрезвычайно сложный диалектический процесс. Процесс этот предполагает активность субъекта и проходит в несколько этапов. Выделяют следующие этапы:

1)  Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его признаки.

2)  Сравнение – мысленное выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

3)  Синтез – мысленное соединение признаков предмета, которые обобщаются в некотором понятии, в единое целое.

4)  Абстрагирование – мысленное выделение в предмете существенных признаков и отвлечение от других, сосредоточение внимание на чем-то одном.

5)  Обобщение – мысленное объединение предметов одного рода, их группировка на базе тех или иных общих существенных признаков; оно связано с различными индуктивными процедурами.

Перечисленные этапы тесно  связаны между собой и образуют единый процесс. Итогом является мысль, принимающая неизменно одну и ту же форму – форму понятия, хотя мысль эта и имеет безбрежно разнообразное содержание.

Понятие представляет собой форму мышления, которая отражает предмет в его общих и существенных признаках, мыслимых в их единстве.

По мере того как развивается действительность, возникают и новые понятия. С возникновением частной собственности появляется возможность ее нарушения – кража, и средство ее защиты от кражи – право. Это находит свое отражение в соответствующих понятиях, например, понятия «право», «закон».

Процесс развития познания, открытие в предметах новых свойств, сторон, отношений также способствует возникновению новых понятий. Например, так возникли новые понятия наук: электричество, сопротивление металлов, наследственность и др.

По мере того как развивается познавательная способность человека, от простых абстракций мысль направляется к более глубоким абстракциям, которые все полнее отражают действительность, например, «природа», «общество» и т.д.

Понятия служат способом духовного  освоения человеком окружающего мира, затем он будет в состоянии и освоить его практически, восстановив экологический баланс.

Чтобы не произошло искажения  сущности предметов, что сделает  неудачной нашу практическую деятельность, в понятии объединяться лишь то, что едино в самой действительности. Несерьезно объединять в одну категорию, например, гвоздику и наказание.

Понятие выполняет прежде всего познавательную функцию, поскольку  в нем накапливаются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности человека. Являясь результатом предшествующего процесса познания, понятия выступают далее инструментом последующего познания. Обобщив, например, твердые тела, жидкости и газы, и сформировав понятие «вещество» люди распространили его на новое, ранее неизвестное, вещество – плазму.

Постепенно, по мере накопления, наши знания уточняются приводятся в  систему, превращаясь затем в  науку. Невозможно себе представить  науку без понятий. А в настоящее  время, как известно, без науки (без  ее успешного развития и философского осмысления) у человечества нет будущего.

Юридические науки оперируют  такими понятиями, как «право», «законность», «конституция» и т.д. Специфика  их в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений  между людьми, которые регулируются правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, совершенствуются сами отношения.

Функция средства общения  проявляется в том, что оформив  свои знания в виде понятий, люди обмениваются ими в ходе совместной деятельности и передают их последующему поколению. Тем самым осуществляется социализация, поддерживается преемственность поколений, развитие общества.

Структура понятия характеризуется  тем, что в понятии принято  выделять содержание и объем. Содержание – это система общих существенных признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение понятия.

Например, содержание понятий  «право» составляют такие его  признаки как, «совокупность норм поведения  людей», их «установление и санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Эти признаки – общие и существенные для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют право среди других общественных явлений – философии, религии, искусства, морали, политики.

Важно помнить, что мыслимые в понятии признаки существуют не по отдельности, а в непосредственной связи друг с другом, образуя определенного рода систему. В этом отражается системный характер самой действительности.

Среди признаков, образующих содержание понятия различают родовые  и видовые признаки.

Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», этот признак является родовым и для морали. Но, если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то, в свою очередь, видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Объем понятия – это  множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющих содержание понятия. Например, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.

Объем понятия можно представить  графически в виде круга.

 

Содержание и объем  понятия находятся в тесной взаимосвязи  – определенному содержанию  понятия соответствует определенный объем и, – наоборот.

С уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, так как число признаков в нем увеличивается, и, наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, это один из логических законов.

Его действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом  другого  и находит проявление в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий. Например, понятия «человек», «германец», «австриец». Содержание понятия «Человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того германцы они или славяне, или камбоджийцы». Содержание понятия «германец» – богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки германцев (в отличие от славян, в отличие от народов романской языковой группы и народов других групп). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем, в понятии «германец» мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, а именно германцы (т.е. немцы, австрийцы, голландцы, шведы, датчане и другие народы германской языковой группы). Содержание же понятия «австриец» еще богаче. К признакам всех людей вообще и германцев в частности присоединяются и специфические признаки австрийцев (в отличие от тех же немцев, голландцев, шведов и других народов, входящих в германскую языковую группу). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть германцев – именно австрийцы.

 

 

 

z        y       x

Язык участвует в осуществлении  практически всех высших психических  функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением. Связь эта нередко  трактуется как параллелизм речевых  и мыслительных процессов, что связано  с упрошенным толкованием языкового  значения как непосредственного отражения объекта.

Языковым средством фиксации мысли, ее хранения, и передачи другим людям служит слово – материальный носитель понятия. В слове различают  значение и смысл. Значение это стоящие  за словом предметы, которые образуют объем понятия. А в основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия.

Информация о работе Мышление как предмет логике