Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:08, реферат
Мышление - активная форма отражения объективного мира, связанная с естественным языком, направленная на его целенаправленное, и обобщённое познание.
Мышление преобразует чувственный опыт, даёт возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Своеобразным "инструментом" мышления выступает язык. Язык можно было бы рассматривать и как своего рода материализацию наших мыслей, мышления в целом. Ибо мышление, мысли можно характеризовать как идеальную вещь, т.е. то, что недоступно нашим органам чувств. Язык и переводит мышление (звуки мы слышим, знаки, символы мы видим) в чувственно воспринимаемую форму.
Всякое понятие выражается словом или словосочетанием, но не всякое слово выражает понятие. Это, например, междометия, в которых непосредственно выражены не мысли, а чувства («ох!», «ух!», «дзе-дзе!», «ай!», «эге-ге-ге!» и некоторые другие), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («ужас», «переживание», «негодование» и др.). Это и союзы, частицы («где», «когда», «поэтому», «нет» и др.).
В одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «око» – «глаз», «храбрый» – «смелый» – «отважный», «юрист» – «правовед». Это синонимы.
Но одно и тоже слово может заключать в себе несколько понятий. «Коса» – орудие труда земледельца, песчаная полоса на берегу моря или реки и вид женской прически. «Закон» – это и объективный закон природы, общества, мышления, и юридический закон. Это омонимы.
Точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и словосочетаниях есть обязательное условие правильного мышления. И наоборот, обязательным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Синонимия иногда таит в себе опасность логических ошибок – смешение понятий, подмены понятий и др.
В юридической литературе отмечалось, что в качестве синонимов часто используют слова, за которыми стоят разные понятия. Часто смешивают, путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». А от этого усложняется дело, возникает недопонимание, страдают невиновные.
Омонимы тоже надо употреблять осторожно. Если мы скажем – «Закон сохранения и превращения энергии» но «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то такое употребление слова «Закон» будет правильным – в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем «Закон о сохранении и превращении энергии» и «Закон индивидуальной трудовой деятельности», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами будет неправильным.
Если одно и тоже слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка в логике называется амфиболией (двусмысленностью). Очень удачно их использовал в учебных и развивающих целях Льюис Кэррол в своих книгах.
Многозначность слов подчас создает трудности в науке и технике. Поэтому здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят понятия. Для этого вырабатываются системы терминов – т.е. слов, имеющих один и тот же смысл (во всяком случае, в рамках данной науки или отрасли техники).
ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ИХ СОДЕРЖАНИЮ
Если в качестве
основания деления понятий
а) Конкретные и абстрактные понятия:
Конкретные это такие понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования («океан», «вяз», «учитель»).
Абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без самих этих предметов как своих носителей: «величина» (например, океана), «прочность» (например, вяза), «ответственность» (учителя).
В русском языке, слова выражающие конкретные понятия, обычно, могут употребляться и во множественном числе – «океаны», «вязы», «учителя». А слова, выражающие абстрактные понятия, множественного числа не имеют. Мы ведь не говорим: «Вяз имеет много прочностей».
Разграничение конкретных и абстрактных понятий в известном смысле относительно.
Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных понятий и наоборот. Различать их надо по первому ведущему понятию. «Ответственность учителя» – абстрактное, а «жертва предательства» – конкретное.
В юридической практике очень часто используются конкретные и абстрактные понятия. Примеры конкретных понятий: «гражданин», «заработная плата», «преступление», «суд», «презумпция невиновности». Абстрактные понятия: «гражданственность», «платность», «преступность», «судимость», «невиновность».
б) Положительные и отрицательные понятия:
Положительные – понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств (древесина, хозяйство).
Отрицательные – понятия, которые характеризуют отсутствие у предметов каких-либо качеств, свойств. Выражаются они с помощью отрицательных приставок «не», «без», «бес» («неживое», «бесхозяйственность»). В словах иностранного происхождения используются соответствующие отрицательные приставки: «а» («аполитичность»), «анти» («антифашист»), «дез» («дезинтеграция»), «де» («демобилизация»), «контр» («контраргументация»), «ин» («инвариативность») и др.
Характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с существующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых его. «Независимость» – отрицательное понятие, хотя само явление в целом положительное, «виновность», – наоборот.
Конечно, обе характеристики – логическая и фактическая – могут и совпадать. «Хозяйство» – и понятие и явление положительное.
Одно и тоже качество, свойство может быть выражено и положительным, и отрицательным понятием – «независимость» – «самостоятельность».
в) Соотносительные и безотносительные понятия:
Под соотносительными понимают те, в которых предмет мысли предполагает существование другого предмета и без него невозможен, т.е. соотносится с ним. «Родители» и «дети», «учитель и ученик» (учитель без учеников это бессмыслица, как и ученик без учителя). Безотносительными называются такие понятия, в которых мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, образно говоря отдельно от других («волк», «стакан»).
«Право» и «обязанность» («Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»), «истец» и «ответчик» – соотносительные понятия. «Конституция», «правосудие», «юрисдикция» – безотносительные понятия.
г) Собирательные и несобирательные понятия:
Они различаются в зависимости от того, как соотносятся они с предметами мысли, которые они охватывают: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Например, «дивизия» – собирательное понятие, поскольку им охватывается совокупность военнослужащих, мыслимых как единое целое. Особенность собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: отдельный военнослужащий это не дивизия, одна звезда это не созвездие. Другой особенностью является следующее: то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому предмету данного класса. «Французская дивизия уничтожена» – это не означает, что погибли все солдаты и офицеры.
«Нотариат», «арбитраж», «адвокатура» – собирательные понятия.
Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «животное» – это и вся совокупность животных вообще, и медведь, и лев, и слон – в частности, и данное конкретное животное – в отдельности.
Несобирательные
понятия могут употребляться
в собирательном и разделительн
Такого рода
различие играет некоторую роль в
умозаключениях. Правильность вывода
часто зависит от того, в каком
смысле – собирательном или разделител
Студенты философского факультета изучают историю. Ковалев – студент этого факультета. Следовательно, Ковалев изучает историю. Вывод будет правильным, он следует с логической необходимостью, поскольку понятие «студенты философского факультета» употребляется в раздельном смысле: каждый студент этого факультета обязан изучать историю.
А вот другой пример: Студенты математического факультета успешно сдали информатику. Зиновьев – студент этого факультета. Следовательно, Зиновьев успешно сдал информатику. Этот вывод не является правильным. Здесь понятие «студенты математического факультета» использовано в собирательном смысле, а то, что может быть правильным, по отношению ко всей совокупности студентов, может оказаться неправильным, по отношению к отдельным из них. Хотя обычно, в посылках такого рода должно уточняться – «Все» или «Некоторые».
Подытоживая сказанное, следует отметить, что виды понятий по содержанию характеризуют качественные различия предметов.
ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ИХ ОБЪЁМУ
Продолжая высказанную мысль, следует сразу отметить, что виды понятий по их объему характеризуют количественные различия предметов.
а) Пустые и непустые понятия:
Понятия с нулевым объемом называются пустыми («теплород», «вечный двигатель»), т.е. относятся к несуществующим реально предметам. В научном плане это фикции (конечно, такие понятия, как «водяной», «леший», носят мифический характер), но некоторые из них («теплород», «вечный двигатель») действительно выдвигались в качестве научных понятий, и только в ходе развития науки выяснилось их несостоятельность.
Кроме того, существуют так называемые идеализированные объекты, они играют вспомогательную роль в различных науках, например, Платон ввел понятие «идеальное государство»; «в физике существует понятие абсолютно черное тело».
К непустым относят понятия, в объем которого входит по крайней мере один реальный предмет («самый крупный город Австралии», «забор», «самолет»).
Относительность деления понятий на пустые и непустые обуславливается шаткостью границ между тем, что есть и чего уже нет, а также тем что будет. Понятие «Министр здравоохранения СССР» до времени пустым, потом, когда эта должность была введена, понятие об этой должности стало непустым – единичным. Когда не стало СССР, не стало и должности, понятие это ныне пустое. (Верховный главнокомандующий вооруженными силами стран Варшавского договора – ныне также пустое понятие).
Эта относительность обусловливается еще и тем, что в более или менее развитом обществе пустые и непустые понятия не существуют раздельно друг от друга, они существуют в той или иной понятийной системе. Вот почему, понятие непустые в одной системе («конституция»), оказываются пустыми в другой, например, в первобытном обществе, а ныне у племен Амазонии и наоборот. Например, понятие «сильнейший из людей – герой Геркулес, принятый после смерти за свои подвиги в сонм богов» в мифологии входит в разряд «мифологические образы» и оказывается здесь непустыми. В научном же плане – это пустое понятие.
б) Единичные и общие понятия:
Единичными называются такие понятия, объем которых составляет только один предмет («планета Нептун» «Бельгия», «пизанская башня»). Понятия, которые охватывают совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле также называются единичными («метагалактика», «НАТО»).
Общие понятия
(имеющие в своём объёме два
и более предмета) включают в свой
объем группу предметов, и понятия
эти приложимы к каждому
Деление понятий на единичные и общие также относительно, поскольку в одних условиях одно и тоже понятие может быть единичным, а в других общим, и наоборот. Понятие «космонавт» к условиям человечества 1961 года было одно время единичным (ведь в нем подразумевалось только одно лицо), а с течением времени оно превратилось в общее – появились другие космонавты.
Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых число мыслимых в нем предметов поддается учету, регистрации, во всяком случае в принципе: «участник гражданской войны 1918–1922 гг. в России») и нерегистрирующими, т.е. относящиеся к неопределенному числу элементов: «следователь», «адвокат», «закон» – в них мыслятся все люди, все законы прошлого, настоящего, будущего. Они имеют бесконечно большой объем.
Для того чтобы мыслить ясно и точно, необходимо знать виды понятий. Для того, чтобы правильно оперировать понятием, следует четко знать его содержание и объем, уметь давать ему логическую характеристику. Например, понятие «убийство» – это понятие конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрирующее.
В таком (формально-логическом) делении понятий на виды имеются и свои слабые места. Как было сказано, деление понятий на конкретные и абстрактные в существенной степени условно. Любое понятие одновременно и конкретно, и абстрактно. Конкретно одно потому, что обладает определенным содержанием, которое и позволяет отличать одно понятие от другого. Но оно и абстрактно, поскольку представляет собой результат выделения общего и существенно в предметах, результат отвлечения от каких-то их второстепенных признаков, абстрагирования.
В одну и туже категорию
абстрактных понятий
В отечественной философии иногда делят предметы мысли на: