Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:09, реферат
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Опыт работы
учителя-логопеда группы для детей с нарушениями речи
на тему:
«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Содержание:
Глава 1. Теоретические
основы формирования творческого
рассказывания у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 1.1. Введение. 1.2. Проблема формирования
связной речи и навыка 1.3. Особенности совершенствования
связной речи через
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2.1. Диагностика связной
речи и способности к 2.3. Методика обучения
творческому рассказыванию по
сюжетной картине детей
Глава 3. Выводы
Список литературы
Приложение |
3 3
5
11
14
14
33
45
46
48 |
Глава 1. Теоретические
основы формирования творческого рассказывания
у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи
1.1. Введение
Формирование связной
речи у детей и при отсутствии
патологии в речевом и
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Проблема исследования: особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Субъектом исследования являются дети с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – творческое рассказывание по картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого рассказывания. Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
психолого-педагогическую
2. Выявить состояние связной речи и особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался широкий набор научно-практических методов: анализ литературных источников по теме исследования; изучение медико-педагогической документации; первичное и динамическое наблюдения за детьми с использованием методов статистической обработки данных; качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов; беседы с родителями, воспитателями и специалистами детского сада.
1.2. Проблема формирования
связной речи и навыка
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е,И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и другими. «Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».(10) Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь, и в большей степени монологическая ее форма, предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение связно, полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Монолог в отличие от диалога является наиболее сложной формой связной речи, служащей для передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения.(5)
Высшей планкой развития монологической речи является творческое рассказывание, наиболее сложное среди всех ее видов. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения и представляют собой некий результат детской фантазии. Они требуют от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и, в известной степени, своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста (умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.), придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.(1)
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности, начиная от рассказывания с элементами творчества до составления рассказов и сказок (по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме). Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. :
Ткаченко Т.А. выделяет следующие виды творческого рассказывания:
Также, в зависимости от использования наглядной и текстовой опоры, можно выделить творческие пересказы, творческие рассказы по сюжетной картине, по серии картин, с опорой на предметные картинки, без наглядной опоры и др.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:
На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.
Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является рассказывание с элементами творчества, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой. Это обусловлено тем, что у детей с ОНР речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас делает речь детей бедной и стереотипной. Они испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. При пересказе короткого текста дети с ОНР не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды, затрудняются в выборе необходимого слова, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Творческое рассказывание дается детям с ОНР с трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.(19)
Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций. Известные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, А.В. Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию». (2)