Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:09, реферат
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Далее в целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества я включила в план следующие виды занятий: составление рассказа-описания, составление рассказа по аналогии; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам, на тему из личного опыта, на заданную тему без наглядной опоры. На этих занятиях решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе.
Игры по развитию воображения, как вербального, так и невербального, зрительного восприятия, мышления целесообразно предложить воспитателям для проведения во второй половине дня, на прогулке, на логопедических пятиминутках и коррекционном часе, а также для совместных игр детей с родителями дома. Для развития воображения в старшей группе (на начальном этапе) я предложила следующие игры:
«Создай свою игрушку»
Игра состоит из разрезных деталей, из которых дети составляют новые образы. Игра доступна детям с 4 лет.
«Забавные линии»
Данное задание представляет собой лист бумаги с различными линиями, на основе которых дети создают рисунки с изображением предметов или целых предметных ситуаций.
«Незаконченные рисунки»
Для данного задания подготавливаются листы с пунктирными рисунками, с рисунками с недостающими деталями. Задача детей восстановить образ.
«Смешные нелепицы»
Дети находят на картинках с нелепыми рисунками ошибки художника. Также предлагается придумать свою нелепицу и зарисовать.
«Чудо-остров Тру-ля-ля»
Детям зачитывается рассказ об острове Тру-ля-ля, на котором живут невиданные звери, и предлагается придумать и нарисовать зверя, который мог бы жить на этом острове. Далее предлагается придумать рассказ про своего зверя: как его зовут, где он живет, что ест и т.д.
«Откуда кусочек»
Игра состоит из больших карточек полей с недостающими частями и маленьких карточек - недостающих кусочков. Предлагается найти к каждой карточке недостающую часть.
«Геометрический рисунок»
Ребенку предлагается набор из геометрических фигур, из которых он должен составить картинку. Игру можно усложнить, предложив создать рисунок только из одного вида фигур, например, треугольников
«Заколдованный лес» и другие. Сначала вводятся игры на развитие воссоздающего воображения, затем и творческого. Для развития творческих способностей детей включила в план артистические игры:
«Пантомима»
Изобразить в движении различных животных, жизненные ситуации.
«Театр теней», «Изобрази без предмета» и другие. Для развития зрительного внимания:
«Найди отличия»
Найти в парных картинках отличия.
«Собери картинку»
Разрезные картинки, из которых необходимо создать цельный образ (можно предложить детям разных возрастов).
«Наложенные картинки»
Детям предлагается найти предметы среди контурных изображений предметов, наложенных друг на друга.
«Мешочек с предметами»
Детям предлагается найти предмет (или угадать его по силуэтному изображению).
Также я использовала на занятиях игры для развития словесного творчества:
«Узнай по описанию»
Детям предлагается по словесному описанию узнать предмет. Также можно предложить наглядное описание предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.), по которому дети должны угадать задуманный предмет.
«Рифмоплет»
Игра состоит из карточек,
на которых нарисованы слова-рифмы.
По найденным рифмам дети сочиняют
небольшие двустишия и
«Расшифруй сказку», «Зашифруй сказку»
Дети рисуют пиктограммы к сказкам и рассказывают по пиктограммам сказки.
«Угадай-ка»
Детям предлагается
рассмотреть картину с
Также «Небылицы», загадки, «Замени звук», деформированные предложения, инсценировки, «Звук заблудился», «Дежурная буква», «Магазин», «Пропала собачка» и другие. В подготовительной группе игры в соответствии с возрастом усложнились:
«Кубики-невидимки»
Игра состоит из карточек с нарисованными кубиками, причем некоторые кубики не видны зрительно. Дети должны определить количество нарисованных кубиков.
«Конструкторы будущего»
По подготовленным алгоритмам дети придумывают автомобиль будущего, стул будущего и т.д.
«Изобретатель»
Необходимо найти новое применение уже существующим предметам. Кто больше придумает?
«Сценарий»
Детям раздаются предметные картинки. Педагог начинает рассказ, каждый следующий участник продолжает его, добавляя в свой рассказ свой предмет. Можно использовать рисунки сказочных героев.
Также игры «Муха», «Добрые-злые» (по развитию воображения и образного мышления), «Веселые рифмы», «Цепочка слов», «Три звука», «Волшебное слово», «Зашифрованное слово», «Причины событий», «Последствия событий», «Представь себе…», «Тропинка», «Танец» (артистические игры), ребусы и т.д.
Для ознакомления воспитателей и родителей с особенностями формирования детского творчества в целом, и творческого рассказывания в частности, и осознания необходимости специального обучения творческому рассказыванию детей с ОНР, также я провела консультации для воспитателей и родителей на темы «Творчество и речь», «Развитие речи детей подготовительной к школе группы», «Развитие связной речи у детей с ОНР»,
«Игры по развитию словесного творчества старших дошкольников с ОНР»,
советы родителям для развития творческих способностей детей.
Глава 3. Выводы.
Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи, как показало исследование, не только возможно, но и необходимо. В своей работе, рассматривая особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я выяснила, что предложенные приемы обеспечивают положительную динамику речевого развития детей и способствуют совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности. У детей формируется интерес к русскому языку, закрепляются навыки самостоятельной работы, формируются умения вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.
Таким образом, цель исследования - решение проблемы возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - была достигнута. Проведенное исследование приводит к выводу о необходимости дальнейшей разработки системы приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию и внедрению ее в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список литературы.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М: Аркти, 2004. – 168с.
Развитие воображения детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с.
Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М: Владос, 2006. – 47с.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М: Айрис-пресс, 2007. – 224с.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Методические рекомендации.
Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: ГНОМиД,2003.
Методика развития речи дошкольников
Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников/ Под ред. Проф. Т.Б.Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»,2000. – 64с.
Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240с.
Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997. – 412 с.
19. Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В.
Приложение