Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:09, реферат
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Для формирования навыков творческого рассказывания я составила перспективный план, который включает задания по развитию воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, зрительного восприятия, занятия по формированию навыков творческого рассказывания (см. приложение). В плане старшей группы большую часть заданий составляют задания по развитию воображения, зрительного восприятия и словесные игры для подготовки к обучению творческому рассказыванию, а также занятия по развитию связной речи с включением элементов творчества и творческих заданий. Например, при обучении пересказу следующие игры: игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью фланелеграфа, наглядной схемы), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание), восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений. При обучении рассказыванию – придумывание названия к картине или серии картин, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду), игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.), упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины, разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.), игра-упражнение «Угадай-ка!» (восстанавливание содержания изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента). При обучении описанию – игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным деталям, составление описания предмета по собственному рисунку), использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.) Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.
Основная работа по формированию навыков творческого рассказывания включается в план подготовительной группы. Творческое рассказывание по сюжетной картине в системе занятий занимает центральное место наряду с составлением рассказов-описаний по пейзажным картинам. Объясняется это усложнением материала по сравнению с материалом старшей группы.
В подготовительной группе занятия по обучению творческому рассказыванию начинаются с обучения творческому пересказу. На этих занятиях я вводила следующие задания: пересказывание с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица, заменой концовки, добавлением предшествующих и последующих событий. Перед выполнением творческого задания проводила дополнительную беседу по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием использовала свой образец рассказа, а также вопросный план (3-4 вопроса). При затруднениях вопросы повторялись по ходу составления рассказа.
На занятиях по сериям картинок детям предлагалось придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию, составить рассказ с заменой персонажей.
Особое место в моей работе заняли творческие рассказы, отправным моментом в которых может служить сюжетная картина. Как уже отмечалось, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.
Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.
На занятиях по творческому рассказыванию по картине я использовала следующие виды творческого рассказывания:
Навыки рассказывания, приобретенные на фронтальных занятиях, закреплялись также индивидуально.
Структура занятия по формированию навыка составления творческих рассказов по сюжетной картине включает те же этапы, что и занятие по составлению рассказов по сюжетной картине, однако предусматривает включение творческого задания:
Может включать элементы
психогимнастики, мимической гимнастики,
прослушивание музыкальных
От того, как объявлена тема, зависит весь ход занятия. Важно пробудить интерес детей, привлечь внимание к материалу занятия, активизировать познавательные процессы. С этой целью используются различные игровые приемы, вводятся персонажи и т.д.
Сюда включаются различные игры для развития лексико-грамматического строя языка. Подготавливается языковая база для будущего рассказа.
Для предупреждения утомления детей на занятии необходимы игры, упражнения, предусматривающие физическую активность. Это могут быть различные игры на координацию речи с движением, выполнение заданий со сменой положения детей в пространстве и т.д.
План составляется логопедом или коллективно. В виде плана можно использовать опорные предметные картинки, слова и предложения (если дети читающие). План может быть представлен в виде вопросов, пиктограмм или устным (в этом случае дети несколько раз повторяют план за логопедом).
В занятие при необходимости можно включать игры для развития мелкой моторики рук.
Остановимся подробнее на основных этапах обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине:
Анализ содержания картины.
Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Во время ответов
на вопросы необходимо следить за
четкостью, аргументированностью, полным
и грамотным построением
Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Большое значение для
воспитания навыков творческого рассказыва
Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа
– на доступном материале
Планирование творческого рассказа.
Эта работа заключается в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям), построении плана изложения, установлении объекта для прямой речи, придумывание заголовка к рассказу. При планировании рассказа вначале ребенку объясняется задача изменения сюжета картины (в зависимости от вида творческого рассказывания). При уточнении замысла ребенок использует внутреннюю речь, которая характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и облегчает составление творческого рассказа. Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным, можно предложить ребенку составить его графический план.
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (однажды…, как-то раз… и т.п.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразится основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа я уточняла слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр.
Анализ и оценка творческого рассказа.
На этом этапе я
анализировала и оценивала
На индивидуальных занятиях рассказы ребенка можно записывать в таблицу, предлагаемую Ткаченко Т.А. (4):
Анализ содержания картины |
Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания |
Составление исходного рассказа по картине |
Планирование творческого рассказа |
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств |
Анализ и оценка творческого рассказа |
Вопросы по содержанию картины: 1. 2. 3. И т.д. |
Вопросы для активизации психических процессов: 1. 2. 3. И т.д. |
______________________________ |
Начало, середина, конец; ______________________________ глагольная цепочка; ______________________________ название; _____________ варианты творческого __________________________ |
______________________________ |
Наличие, отсутствие. Точность слов, образность выражений, грамотность предложений, связь предложений и частей рассказа, выразительность, плавность речи. Оценка (хорошо, очень хорошо, следует поучиться) |