Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить оптимизацию запасов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику теории оптимизации запасов, а также сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы;
проанализировать управление материальными запасами в ООО «Стройплюс»;
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теория оптимизации запасов, сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, модели и система управления оптимизацией запасов………4
1.2 Стратегии управления запасами и АВС - и XYZ-анализы……………..10
2 Анализ управления материальными запасами в ООО «Стройплюс»……...17
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройплюс»…………….17
2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»…………………….18
3 Совершенствование управления запасами в ООО «Стройплюс»………….24
3.1 Рекомендации по улучшению системы управления запасами…………24
3.2 Мероприятия по улучшению системы управления запасами…………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели работы ООО «Стройплюс»
№ п/п |
Показатели |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
1. |
Объем реализации продукции, млн. руб. |
272 |
533 |
1089 |
2. |
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. |
247 |
435 |
938 |
3. |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
25 |
97 |
151 |
4 |
Запасы млн. руб. |
272 |
94 |
205 |
Выручка от реализации товара в 2012 г. увеличилась на 836 млн. руб. Это связано с увеличением цен на товар и увеличением объема продаж Увеличилось количество покупателей. расширился перечень номенклатуры. Наблюдается темп роста себестоимости реализованной продукции, рост запасов товара, как за счет увеличения объемов, так и за счет увеличения расходов по статьям затрат.
Общество с ограниченной ответственностью «Стройплюс» является торговой организацией. Сфера деятельности компании- реализация профессионального крепежа и расходных строительных материалов. Продажа продукции осуществляется непосредственно со склада.
ООО «Стройплюс» реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной и сертифицированной продукции, а также продукции прошедшей испытания.
Потребность в материальных запасах определяется менеджерами по продажам. Основным критерием выбора наиболее подходящих поставщиков служат их надежность, качество продукции, цены, возможные финансовые льготы. Особое значение уделяется условиям поставки и формам расчета за приобретенную продукцию. Поставщиками ООО «Стройплюс» являются крупные торговые и производственные компании: - ООО «Глобал Ривет Инжиниринг»
- ООО «Мосторг»
- ООО «Донской крепеж»
- ООО «Омакс»
- ООО «Тулфор»
Сотрудничество с данными
2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»
Материальные запасы организации анализируют для того, чтобы:
1. Определить соответствие
фактических товарных запасов
в целом и по отдельным
2. Выявить изменения в
товарных запасах оптового
Для успешного выполнения плана товарооборота необходимо иметь запасы товаров в розничных и оптовых звеньях торговли. В розничных торговых предприятиях товарные запасы необходимы для бесперебойной торговли и для предоставления покупателям возможности выбора нужным их товаров. Назначение товарных запасов оптовых торговых, своевременное пополнение товарами розничных организации и предприятия.
В ходе анализа необходимо установить:
1. Соответствие товарных
запасов установленным
2. Изменения, происшедшие
за анализируемый период в
общем объеме и структуре
3. Соответствие состава
товарных запасов спросу
4. Правильность распределения
товарных запасов между
5.Анализ должен показать,
как товарные запасы в целом
и по каждой группе товаров
обеспечивают нормальное
Товарные запасы делятся на: нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым товарным запасам относятся: все товары текущего хранения и товары в пути, т.е. товары на складах и базах; товары в розничных предприятиях; товары, отгруженные по расчетам, документам, которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных на сдачу документов для обеспечения суд. Эти данные имеются в 1-й группе раздела ΙΙ актива баланса.
К ненормируемым товарным запасам относятся:
- Товары сезонного хранения и досрочного завода; товары, отгруженные по расчетам документам, не сданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки, оплаты которых не поступили;
-Товары, отгруженные, но не оплаченные покупателями в срок;
-Товары, находящиеся на
ответственном хранении у
Товарные запасы не должны
быть чрезмерно велики, так как
это замедляет их оборачиваемость,
увеличивает издержки по их хранению
и перевозкам и товарные потери,
снижает прибыль и
Анализ товарных запасов должен выявить степень соблюдения нормативов, вскрыть причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов.
Вначале необходимо проанализировать нормируемые товарные запасы, для чего следует их фактическую сумму сопоставить с нормативом.
Рассмотрим Алгоритм процесса управления запасами, а так же порядок приема, прохождения документации и условия хранения товара в ООО «Стройплюс.
Прием товара на склад осуществляется следующим образом:
При поступлении продукции от поставщиков
автомобильным транспортом
Фактическое количество
Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2012 г. Представлен в таблице 2.2, ABC-анализ ассортимента склада представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.2 - Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2010 г.
Название товарной группы |
Товарооборот (январь — март 2012 г.), млн. руб. |
Доля товарной группы, % |
Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте |
230 |
22,8 |
Пены, герметики |
180 |
17,8 |
Расходный материал |
120 |
11,9 |
Перфорированный крепеж |
140 |
13,9 |
Электроинструмент |
80 |
7,9 |
Ручной инструмент |
160 |
15,8 |
Крепеж «Глобал Ривет» |
100 |
9,9 |
Итого |
1010 |
100 |
Таблица 2.3 - ABC-анализ ассортимента склада
Название товарной группы |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте |
22,8 |
22,8 |
А |
Пены, герметики |
17,8 |
40,6 |
А |
Ручной инструмент |
15,8 |
56,4 |
А |
Перфорированный крепеж |
13,9 |
70,3 |
В |
Расходный материал |
11,9 |
82,2 |
В |
Крепеж «Глобал Ривет» |
9,9 |
92,1 |
С |
Электроинструмент |
7,9 |
100 |
С |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота организации обеспечивают такие товарные группы, как
Китайские саморезы Tech-Krep, Пены, герметики и Ручной инструмент. Товарные группы Крепеж «Глобал Ривет», Электроинструмент относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Однако ABC-анализ по товарным
группам дает только поверхностное
представление о структуре
Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в организации.
XYZ-анализ также предполагает
разделение ассортимента
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед фирмой стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа.
В качестве объекта исследования выступают следующие товарные группы, таблица 2.4.
Таблица 2.4 - Товары
Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте |
Пены, герметики |
Ручной инструмент |
Расходный материал |
Перфорированный крепеж |
Электроинструмент |
Крепеж «Глобал Ривет» |
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте компании .Результаты анализа представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - ABC-анализ
Товарная группа |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Ручной инструмент |
26,4 |
26,4 |
А |
Китайские саморезы «Tech-Krep» |
23,6 |
50,0 |
А |
Перфорированный крепеж |
15,2 |
65,2 |
В |
Пены, герметики |
10,1 |
75,3 |
В |
Электроинструмент |
9,7 |
85,0 |
в |
Крепеж «Глобал Ривет» |
7,8 |
92,8 |
с |
Расходный материал |
7,2 |
100 |
с |
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли компании. Результаты XYZ-анализа представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - XYZ-анализ
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % |
Группа |
Ручной инструмент |
27,5 |
27,5 |
X |
Перфорированный крепеж |
22,5 |
50,0 |
X |
Китайские саморезы «Tech-Krep» |
14,2 |
64,2 |
Y |
Пены, герметики |
11,0 |
75,2 |
Y |
Крепеж «Глобал Ривет» |
9,8 |
85,0 |
Y |
Электроинструмент |
7,6 |
92,6 |
Z |
Расходный материал |
7,4 |
100 |
Z |
Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-).
Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент склада делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте компании и доли товарной группы в прибыли компании. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - ABC- и XYZ-анализ:
АХ Ручной инструмент |
AY Китайские саморезы «Tech-Krep» |
AZ |
ВХ Перфорированный крепеж |
BY Пены, герметики |
BZ Электроинструмент |
СХ |
CY Крепеж «Глобал Ривет» |
CZ Расходный материал |
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для организации группы товаров.
Так, наиболее выгодными для компании товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли фирмы.
Результаты анализа
Необходимость в дополнительном персонале отдела материально-технического снабжения. Основной проблемой можно назвать нехватку или наоборот излишек запасов, таким образом, весьма актуальной становится задача оптимизации материальных запасов, т.к. заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции; а с другой стороны, накопление излишних материальных запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так них недостаточное количество. Актуальность проблемы оптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса товара.