Ошибки в процессе аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:59, реферат

Описание работы

Я считаю выбранную мной тему “Ошибки в процессе аргументации” актуальной в практической деятельности, в жизни, так как умение рассуждать аргументировано необходимо как для всех людей в повседневной жизни, так и для тех, кто посвятил свою жизнь науке. Ведь вся наука строится на достоверном, истинном знании, которое в свою очередь можно достигнуть, только зная логическую культуру, а точнее теорию аргументации, то есть аргументировать без ошибок, по правилам данной теории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие аргументации, доказательства и опровержения 4-10
Глава 2. Ошибки, возможные в процессе доказательства и опровержения 11-15
Глава 3. Преодоление ошибок в доказательстве и опровержении 16
Заключение 17-18
Список литературы 19
Приложение 20

Файлы: 1 файл

logika.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по логике

Ошибки в  процессе аргументации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Понятие аргументации, доказательства и опровержения                     4-10

Глава 2. Ошибки, возможные в процессе доказательства и опровержения      11-15

Глава 3. Преодоление ошибок в доказательстве и опровержении                     16

Заключение                                                                                                              17-18

Список литературы                                                                                                 19

Приложение                                                                                                             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я считаю выбранную мной тему “Ошибки  в процессе аргументации” актуальной в практической деятельности, в жизни, так как умение рассуждать аргументировано необходимо как для всех людей в повседневной жизни, так и для тех, кто посвятил свою жизнь науке. Ведь вся наука строится на достоверном, истинном знании, которое в свою очередь можно достигнуть, только зная логическую культуру, а точнее теорию аргументации, то есть аргументировать без ошибок,  по правилам данной теории.

 Для того чтобы раскрыть  данную тему считаю нужным  рассмотреть следующие проблемы. Во-первых, дать понятие о теории  аргументации, о составе аргументации: ее субъектах, структуре и дать определение понятиям доказательство и опровержение. Во-вторых, дать характеристику ошибок в доказательстве и опровержении. И, в-третьих, для преодоления ошибок необходимо дать характеристику правил доказательства и опровержения.

Для рассмотрения указанных выше проблем я использовала следующую литературу. По первой проблеме использовала учебник В. И. Кириллова и А. А. Старченко, так как в данном учебнике более полно, ясно и понятно описана теория аргументации. А для определения понятий доказательство и опровержение взяла данные учебника В. Н. Брюшинкина, так как эти понятия, на мой взгляд, описаны в данном учебнике более подробно. Для написания второй главы я опиралась также на данные учебника В. Н. Брюшинкина, потому что здесь наиболее четко и ясно почти все ошибки и к ним приведены конкретные, понятные примеры. Также для написания второй главы использовала учебник Г. И. Рузавина, точнее для описания ошибок демонстрации, где они даны более развернуто, чем у других авторов. По третьей главе я использовали учебник В. Н. Брюшинкина и А. А. Ивина, так как здесь эта проблема описана более полно и понятно.

  

 

 

 

 

 

 

 

Понятие аргументации, доказательства и опровержения

 

Аргументация. На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов с другими, ранее установленными суждениями. Процедура проверки знаний в этом случае носит опосредованный характер: истинность суждений устанавливается логическим способом – через посредство других суждений.

Такая опосредованная проверка суждений называется операцией обоснования, или аргументацией. Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

Выдержавшие логическую проверку суждения выполняют функцию убеждения и принимаются лицом, которому адресована выраженная в них информация.

Убеждающее воздействие суждений в коммуникативном процессе зависит  не только от логического фактора  — правильно построенного обоснования. Важная роль в аргументации принадлежит и внелогическим факторам: лингвистическому, риторическому, психологическому и другим.

Таким образом, под аргументацией  понимают операцию обоснования каких-либо, суждений, в которой наряду с логическими  применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Цель аргументации – принятие аудиторией выдвигаемых положений. Промежуточными целями аргументации могут быть истина и добро, но конечной ее целью всегда является убеждение аудитории в справедливости предлагаемого ее вниманию положения и, возможно, действия, предполагаемого им. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументировано отстаивать могут не только и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.

Методы убеждающего воздействия  анализируются в различных науках: логике, риторике, психологии, лингвистике. Совместное же их изучение является предметом особой отрасли знания — теории аргументации, представляющей собою комплексное учение о наиболее эффективных в коммуникативном процессе логических и внелогических методах и приемах убеждающего воздействия.

Обязательным участниками, или  субъектами, аргументативного процесса являются: пропонент, оппонент и аудитория.

1. Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное положение. Без пропонент нет аргументативного процесса, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение – научной школы, партии, религиозного сообщества, трудового коллектива, обвинения.

2. Оппонентом называют участника, выражающего несогласие с позицией пропонента. Оппонент может непосредственно присутствовать и лично участвовать в обсуждении. Но может и не быть непосредственным участником аргументативного процесса.

Например: в лекции по истории политических учений оратор выражает несогласие и подвергает критике взгляды античного мыслителя Платона, позиция которого не совместима с развиваемой оратором концепцией. В этом случае Платон с его взглядами выполняет роль оппонента либо оратор оппонирует Платону.

3.  Аудитория – это третий, коллективный субъект аргументативного процесса, поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только в переубеждении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории. Тем самым аудитория – это не пассивная масса, а имеющий свое лицо, свои взгляды и свои коллективные убеждения социум, выступающий основным объектом аргументативного воздействия.

 Аргументация включает три  взаимосвязанных элемента: тезис,  аргументы, демонстрацию.

1) Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что делать?

В качестве тезиса могут выступать  теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений. Роль тезиса может выполнять доказываемая в математике теорема. В эмпирических исследования тезисом могут быть результаты обобщения конкретных фактических данных; тезисом может быть суждение о свойствах или причинах возникновения единичного предмета или события.

2) Аргументы, или доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?

В качестве аргументов могут выступать  различные по своему содержанию суждения: 1. теоретические или эмпирические обобщения; 2. утверждения о фактах; 3. аксиомы; 4. определения и конвенции.

Теоретические обобщения не только служат целями объяснения или предсказания новых явлений, но выполняют также  роль доводов в аргументации.

Например: физические законы гравитации позволяют рассчитать траекторию полета конкретного космического тела и служат доводами, подтверждающими правильность этих расчетов.

Роль аргументов могут выполнять  также эмпирические обобщения.

Например: имея заключение экспертизы о совпадении пальцевых отпечатков обвиняемого с отпечатками пальцев, обнаруженных на месте совершения преступления, следователь приходит к выводу, что обвиняемый был на месте совершения преступления. В качестве довода в этом случае используют эмпирически установленное положение об индивидуальном характер пальцевых узоров у различных людей и практической их неповторимости.

Роль аргументов выполняют суждения о фактах. Фактами, или фактическими данными, называют единичные события  или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования.

Суждения о фактах используют как доводы в различных областях – в истории и физике, в геологии и судопроизводстве, в биологии и лингвистики.

Например: для  физика фактами будут результаты непосредственных наблюдений над физическими  явлениями – показания приборов о температуре, давлении и другие.

Аргументами могут  быть аксиомы, то есть очевидные и  потому не доказываемые в данной области  положения.

В качестве исходных положений аксиомы используют в  различных разделах математики, физики и других наук.

Например: “часть меньше целого”, “две величины, равные порознь третьей, равны между собой” и т.п.

Роль аргументов могут выполнять определения  основных понятий конкретной области  знаний.

Например: в процессе доказательства теоремы Пифагора в  геометрии используют ранее принятые определения таких понятий, как “параллельные прямые”, “прямой угол” и многих других. О содержании этих понятий не спорят, а принимают их как ранее установленные и не подлежащие обсуждению в данном аргументативном процессе.

3) Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблюдении правил вывода.

Логический переход  от аргументов к тезису протекает  в форме умозаключения. Это может  быть отдельное умозаключение, но чаще их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением –  суждение о тезисе. Продемонстрировать – значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

Доказательство. Аргументация в различных областях науки и практики не всегда дает однозначные по логической ценности результаты. Так, при построении версий в судебном исследовании недостаточность исходного фактического материала позволяет получать лишь правдоподобные заключения. Такие же результаты получает исследователь, когда использует в рассуждении умозаключения по аналогии или умозаключения неполной индукции.

В случаях, когда  исходный материал установлен с достоверностью и достаточен для применения в процессе обоснования демонстративных рассуждений, аргументативный процесс обеспечивает получение достоверного, объективно истинного знания. Такого рода аргументация приобретает характер строгого рассуждения и именуется доказательством.

Доказательство  — это одна из разновидностей процесса аргументации, а именно аргументация, устанавливающая истинность суждения на основе других истинных суждений.

Доказательства  и опровержения постоянно встречаются  в жизни. Нам часто приходится употреблять такие выражения: “Да. Вы правы, потому что ...” или “Нет, Вы не правы, потому что ... ” Как только мы высказали что-либо похожее, мы вступаем в область доказательств и опровержений. Однако есть такие области человеческой жизни, в которых доказательства и опровержения играют первостепенную, может быть, центральную роль. Это — наука, переговоры и судоговорение.

Доказательство  отличается от других  рассуждений и, в частности, умозаключений тем, что его целью является обоснование истинности доказываемого суждения, поэтому от суждений, из которых выводится в конечном счете доказываемое суждение, также требуется, чтобы они были истинными.

Доказательство - это логическая операция, обосновывающая истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.

Например: 1) Рассмотрим умозаключение

Ни один студент  не является человеком.

Все тигры —  люди.

_______________________________

Ни один тигр не является студентом.

 

Это правильный силлогизм. Заключение этого силлогизма — истинное суждение. Однако это рассуждение, очевидно, не является доказательством, поскольку его посылки явно ложны, а от доказательства требуется истинность посылок.

2) Рассуждение

Все студенты — люди. 

Ни один тигр не является человеком.

_______________________________

Ни один тигр не является студентом.

можно рассматривать как доказательство, поскольку его посылки истинны  и из них при помощи правильного умозаключения выводится истинное заключение.

Доказательства делятся на прямые и косвенные по типу отношений  аргументов и тезиса.

Прямое доказательство – это  доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов без введения дополнительных предположений.

Например: Доказательство “Все люди смертны, потому что все люди, родившиеся до XVIII в. включительно, умерли” является прямым, поскольку выводит истинность тезиса из истинности аргументов (единичных  суждений о том, что каждый из упомянутых людей умер) при помощи популярной индукции. Здесь не требуется дополнительных суждений, кроме аргументов и тезиса.                 

Информация о работе Ошибки в процессе аргументации