Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 10:59, реферат
Я считаю выбранную мной тему “Ошибки в процессе аргументации” актуальной в практической деятельности, в жизни, так как умение рассуждать аргументировано необходимо как для всех людей в повседневной жизни, так и для тех, кто посвятил свою жизнь науке. Ведь вся наука строится на достоверном, истинном знании, которое в свою очередь можно достигнуть, только зная логическую культуру, а точнее теорию аргументации, то есть аргументировать без ошибок, по правилам данной теории.
Введение 3
Глава 1. Понятие аргументации, доказательства и опровержения 4-10
Глава 2. Ошибки, возможные в процессе доказательства и опровержения 11-15
Глава 3. Преодоление ошибок в доказательстве и опровержении 16
Заключение 17-18
Список литературы 19
Приложение 20
2. Логические противоречия.
Известно, что из противоречивого суждения можно прийти как к истинному, так и к ложному утверждению. А это значит, что если в рассуждении где-то встречается противоречие, то тем самым оно оказывается источником ошибок и потому не гарантирует истинности тезиса. Нередко корни таких противоречий следует искать в тех неясных и противоречивых понятиях и утверждениях, которые служат исходной основой всех дальнейших рассуждений. В науке подобные противоречия обнаруживаются обычно после того, когда развитие теории приводит к парадоксам.
3. Нарушение условий и ограничений, относящихся к аргументам.
Так, например, при определенных условиях места, времени и обстоятельств, связь между аргументами и тезисом рассматривается как вполне допустимая, а доказательство считается обоснованным. Но иногда эти условия ограничения не учитываются, а между тем связь считается верной, независимо от конкретных обстоятельств, времени и места. Возможна и противоположная ошибка, когда из истинных общих аргументов выводится тезис ограниченного, условного характера. Типичные ошибки такого рода возникают при спорах на политические, экономические и тому подобные темы между мало сведущими в этих вопросах людьми.
Например: некоторые люди и даже
политики заявляют, что переход к
рынку и рыночное регулирование
исключают вмешательство
Преодоление ошибок в доказательстве и опровержении
Избежать ошибок, связанных с тезисом, аргументами доказательств и демонстрацией помогает выполнение следующих правил.
Тезис. Рассмотрим, какие правила надо выполнять при построении тезиса.
Правила. 1. Тезис должен быть сформулирован ясно и отчетливо.
Это правило позволяет избежать неопределенности и двусмысленности выражения главной мысли в доказательстве. Ясность выражения тезиса определяется типом суждения, который можно использовать для выражения тезиса.
С этим правилом связана процедура выяснения тезиса, которая сводится к ответу на три вопроса:
а) Все ли слова и выражения тезиса вполне понятны? Если нет, надо попытаться дать определение неотчетливо мыслимых понятий.
б) Отчетливо ли сформулировано суждение, выражающее тезис? Если тезис можно выразить при помощи простого суждения, то лучше всего использовать для этого категорическое суждение, поскольку у него наиболее точно выяснены качество и количество.
в) Считается ли тезис достоверно истинным суждением или истинным только вероятно, а если вероятным, то в какой степени: очень вероятный, просто вероятный или маловероятный? От этого зависит то, какие средства можно употреблять при доказательстве тезиса: только дедукцию или также индукцию и аналогию.
2.Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства.
Аргументы. Рассмотрим, какие правила надо выполнять при выборе аргументов и какие ошибки возникают при их нарушении.
Правила: 1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.
3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса.
4. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Демонстрация. Существует всего одно правило по отношению к демонстрации, в которое, правда, вмещается вся теория умозаключений.
Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными и должны быть соблюдены условия их применимости.
Заключение
Итак, подводя итог данной работе можно сделать следующие выводы.
1. Опосредованная проверка суждений называется операцией обоснования, или аргументацией. Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения
Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.
Аргументы, или доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис.
Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости.
Доказательство – то логическая операция, обосновывающая истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.
Опровержение – это логическая операция, устанавливающая ложность или необоснованность тезиса.
2. Наиболее часто встречаемые по отношению к компонентам аргументации логические ошибки следующие.
Ошибки по отношению к тезису:
1) подмена тезиса
2) “слишком мало доказывается”
3) “слишком много доказывается”
Ошибки по отношению к аргументам:
1) ложность используемого
2) предвосхищение основания
3) “круг в доказательстве”
4) “противоречие в аргументах”
Ошибки по отношению к демонстрации:
1) мнимое следование
2) логические противоречия
3) нарушение условий и
3. Общие правила по отношению к составляющим аргументации следующие.
Правила при построении тезиса:
1) тезис должен быть
2) тезис должен оставаться
Правила при выборе аргументов:
1) аргументы должны быть
2) аргументы должны быть
3) аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса
4) аргументы не должны
Правило по отношению к демонстрации: используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными и должны быть соблюдены условия их применимости.
1. Брюшинкин В. И. Логика.-М., 2001
2. Ивин А. А. Логика: учебник для гуманитарных вузов.-М., 1999
3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика.-М.,1999
4. Рузавин Г. И. Логика: практический курс.-М., 2002