Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:41, лекция
Итак, разберемся, что такое понятие. Давайте возьмем такой предмет как стул. Для образования понятия о стуле нужно выделить какие-либо характеристики стула, которые принадлежат всем стульям и помогают отличить их от всех других предметов - скамеек, табуретов, кресел и т. д.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
3.1 Образование понятия, его объем и содержание
Итак, разберемся, что такое понятие. Давайте возьмем такой предмет как стул. Для образования понятия о стуле нужно выделить какие-либо характеристики стула, которые принадлежат всем стульям и помогают отличить их от всех других предметов - скамеек, табуретов, кресел и т. д.
Итак, понятие выделяет какое-то интересующее нас множество предметов при помощи каких-то признаков.
Понятие - это мысль, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.
Но понятие выполняет еще одну важную функцию. Оно делает интересующий нас предмет понятным, сообщает нам о нем какую-либо существенную информацию.
В самом начале рассуждения перед нашим умственным взором был некоторый умственный образ стула, который мы дополнили нашим воспоминанием об отдельных стульях, которые мы видели ранее. Сначала образ какого-нибудь стула мы разложили на отдельные признаки: деревянный, имеющий спинку, с четырьмя ножками и т. д.
Этот этап образования понятия называется анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение).
Далее мы приступили к рассмотрению выделенных признаков по отдельности. Этот этап очень важен. Согласно исследованиям швейцарского психолога Жана Пиаже, маленький ребенок, примерно в возрасте 10-11 лет, не способен рассматривать признаки сами по себе, а только вместе с предметами, которым эти признаки присущи. Отвлечение от предмета и превращение его в объект самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (от лат. abstractio - отвлечение).
Затем мы рассматриваем различные виды стульев для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки отбросить признаки, присущие только отдельным предметам. Эта операция называется сравнением.
Итак, выделив отдельные
признаки и сравнив предметы по этим
признакам, мы соединяем все выделенные
общие признаки в единое целое, в
один мысленный образ. Операция соединения
признаков всех предметов данного
множества в единый признак, выделяющий
рассматриваемое множество
Соединив в единое целое все признаки, мы объединяем в одной мысли все объекты, имеющие выделенные признаки. Назовем эту операцию обобщением. В результате всех этих операций мы получили понятие.
Две важнейшие логические характеристики понятия - его объем и содержание.
Признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества, называется содержанием понятия. Таких признаков может быть сколько угодно.
Например, "человек - это существо, наделенное разумом, волей, чувствами, имеющее мягкую мочку уха, два глаза, бесхвостое и т. д." Но, работая с понятием, мы не мыслим все эти признаки одновременно. Признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных, назовем основным содержанием понятия.
Вторая логическая характеристика каждого понятия - объем - это те мыслимые в понятии объекты, ради выделения которых из всех других объектов и образуется содержание понятия. Так, например, объем понятия "студент" - все те предметы, для которых характерны такие признаки "быть учащимся" и "учиться в высшем учебном заведении".
Важным шагом в характеристике понятия как мыслительной формы является обнаружение внутри класса понятий их различных разновидностей.
Типология понятий строится на основе анализа их объемных и содержательных особенностей.
Анализ различий в объеме позволяет разделить понятия на три вида: пустые, единичные и общие.
Пустые понятия - понятия, не имеющие в своем объеме ни одного элемента. Примерами пустых понятий являются понятия "русалка", "вечный двигатель", "живой труп" и др. Гносеологическая природа пустых понятий может быть различной. В одном случае их пустота случайна и устранима в будущем (например, "юбилейный рубль в моем кармане"), в другом она неустранима без нарушения законов природы (например, "кентавр") или логики (например, "круглый квадрат").
Единичные понятия - понятия, в объеме которых содержится ровно один элемент. Например: "Луна", "самое высокое здание в Томске", "американский президент, убитый в Далласе" и др. Языковой формой единичных понятий - и это видно из примеров - являются либо имена собственные, либо дескрипции, фиксирующие индивидуальные признаки конкретного предмета.
Общие понятия - понятия, в объеме которых содержится более одного элемента. Например: "человек", "атом", "квадратный предмет", "город, насчитывающий более 1 млн. жителей" и др. В языке общие понятия выражаются дескрипциями, фиксирующими признаки класса предметов, или общими именами (существительными, прилагательными, причастиями).
Внутри класса общих понятий можно выделить подкласс универсальных понятий (категорий). В основе этого выделения деления - отношение объема некоторых понятий к универсуму (предельно широкому классу предметов, изучаемому в той области знания, к которой принадлежит данное понятие).
Большая часть общих понятий не исчерпывает своими объемами универсум. Например, если универсумом является множество людей, то в отношении этого универсума понятие "женщина" не является универсальным.
Универсальные понятия - понятия, объем которых исчерпывает универсум. В отношении к множеству людей универсалией будет понятие "человек".
Во многих случаях понятия не могут быть однозначно квалифицированы как универсалии или простые без анализа отношения их объема к конкретным универсумам. Так, понятие "женщина", бывшее в нашем примере не универсальным, окажется универсальным, если мы выделим женщин как самостоятельный универсум. Безотносительно универсальными понятиями являются только бессодержательные абстракции ("то", "нечто" и т. п.) и философские категории ("предмет", "явление" и др.). Поскольку объем этих понятий охватывает всю сферу бытия, они универсальны в отношении сколь угодно широкого универсума.
Другие существующие в логике деления понятий (на собирательные и разделительные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, эмпирические и теоретические) учитывают, главным образом, особенности их содержания.
Разделительные и собирательные понятия отличаются друг от друга тем, что в содержании первых не фиксируется признак структурированности отражаемых предметов, вследствие чего они мыслятся как нерасчлененные целостности ("дерево", "студент", "звезда" и др.). В содержании вторых изначально присутствует мысль о том, что предмет состоит из других однородных предметов ("лес", "студенческая группа", "созвездие" и др.). Различение разделительных и собирательных понятий, введенное в логику еще Аристотелем, в значительной степени условно и зависит от контекста их использования. Например, понятие "человек", обычно считающееся разделительным, окажется собирательным, если представить человека как сложную структуру взаимосвязанных органов (голова, руки, ноги и т.д.). С другой стороны, предметы, отраженные в собирательных понятиях (например, созвездия), могут быть мыслимы как некоторые существующие раздельно друг от друга целостности, без акцента на их структурированность.
Деление понятий на конкретные и абстрактные базируется на различении предметов и их признаков.
Конкретные понятия - понятия о предметах, которые существуют сами по себе как некоторые фрагменты реальности ("дорога", "здание", "книга" и др.). Содержание этих понятий - признаки данных предметов.
Абстрактные понятия - понятия о признаках (свойствах и отношениях) предметов, которые сами по себе вне предметов реально не существуют (например, "белизна", "глубина", "храбрость", "скорость" и др.). Содержанием этих понятий являются, таким образом, признаки признаков.
Так же как и в предыдущем делении, разделение понятий на конкретные и абстрактные носит во многом условный характер. Если какое-то свойство предмета становится объектом специального исследования, оно превращается в предмет, обладающий своими собственными свойствами. Следовательно, и понятие, отражающее это свойство, из абстрактного трансформируется в конкретное ("квадратность" - "квадрат" и т.д.) Конкретные понятия (по крайней мере, общие) так же, при желании, можно переформулировать как абстрактные. Ведь в большинстве понятий предмет мыслится как совокупность признаков, делающих данный предмет самим собой. Заменив название предмета названием его важнейшего признака, мы получим абстрактное понятие ("логика" - "логичность", "вещество" - "вещественность" и т. д.).
Различие в содержании положительных и отрицательных понятий состоит в том, что положительные понятия фиксируют признаки, имеющиеся у предметов, а отрицательные понятия - признаки у предметов отсутствующие. Положительные и отрицательные понятия легко различимы, когда их языковой формой выступают дескрипции (например, "человек, умеющий писать стихи", и "человек, не умеющий писать стихи"). Если же понятие выражено одним словом, то, вопреки бытующему мнению4, по наличию или отсутствию в нем отрицательной частицы ("не", "без" и др.) однозначно оценивать его как положительное или отрицательное не всегда представляется возможным. Возьмем, например, понятие "нездоровый человек". Хотя в языковой оболочке этого понятия имеется отрицательная частица, совсем не исключено, что ею будет фиксироваться положительное понятие (если, думая о нездоровых людях, мы будем мыслить имеющиеся у них признаки: высокая температура, учащенное сердцебиение и др.).
Раскрытие содержания понятия
является зачастую необходимым условием
и определения его
3.2 Отношения между понятиями
Отношения между объемами
понятий удобно проиллюстрировать
при помощи графических схем, в
которых множества
Например, множество стульев изобразим следующим образом:
Отдельный элемент будем обозначать точкой в круге, единичное множество - кругом.
Характеристика логических
отношений между понятиями
Так же, как и в типологии понятий, в описании отношений между понятиями мы будем опираться на анализ главных логических параметров понятия - объема и содержания.
Начальный пункт в определении отношения между конкретными понятиями - установление возможности их сравнения. Сравнивать и соотносить друг с другом можно только сравнимые понятия - понятия, в содержании которых имеются общие признаки. Сравнимыми являются, например, понятия "студент" и "спортсмен", "трактор" и "кофемолка", "президент" и "высший государственный чиновник". Хотя объемы понятий, входящих в приведенные пары, как легко заметить, находятся в разных отношениях друг с другом, любая из этих пар - сравнимые понятия, поскольку в их содержании есть общие признаки (например, и "трактор", и "кофемолка" являются техническими устройствами).
Несравнимые понятия - понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Примерами несравнимых понятий являются пары таких понятий, как "любовь" и "картошка", "коза" и "гипотенуза", "конституция" и "севрюжина с хреном" и др.
Сравнение несравнимых понятий в принципе возможно, но лишь на уровне предельно абстрактного философского анализа, позволяющего обнаружить, что даже любовь и картошка имеют общий признак: и та, и другая существуют как реальные явления. Однако в обычной познавательной деятельности столь абстрактные признаки в расчет не принимаются и понятия, подобные приведенным, не сравниваются.
Несравнимые понятия относятся к столь далеким друг от друга областям действительности, что установить нечто общее в их содержании оказывается проблематичным. Поэтому отношения между понятиями, о которых пойдет речь ниже, - суть отношения между сравнимыми понятиями.
Сравнимые понятия могут находится в отношениях совместимости или несовместимости.
Понятия совместимы, если в их объемах есть хотя бы один общий элемент. Совместимость между понятиями может выражаться в трех формах: пересечение, подчинение и равнообъемность.
Пересечение имеет место в том случае, когда объем одного из понятий частично входит, а частично не входит в объем другого понятия. Пересекаться могут только общие понятия, например, "женщина" и "инженер", "лошадь" и "домашнее животное", "белый предмет" и "рояль" и др. Во всех этих парах понятия совместимы частично: часть женщин является инженерами, но часть женщин имеют другую профессию, часть инженеров - женщины, но есть и инженеры - мужчины и т. д.