Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 07:55, контрольная работа
В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми. Они формируются независимо от воли и желания человека на основе многовековой практики человеческого познания. Законы формальной логики формируются на основе познания определенных свойств и отношений предметов действительности: их качественной определенности, относительной устойчивости, обусловленности другими предметами. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, законы формальной логики не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредованное всей общественно-исторической практикой человечества.
Введение………………………………………………………………………………..3
1 Законы логики и принципы правильного мышления…………………………4
2 Значение логики как науки………………………………………………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………...12
Список используемой литературы………………………………………………...13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Законы логики и принципы правильного мышления…………………………4
2 Значение логики как науки………………………………………………….…..8
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………..
Введение
Познавая окружающий мир, человек стремится к истинным знаниям. Важным условием их достижения является правильная связь мыслей, обусловленная законами мышления. Закон мышления, или логический закон, — это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Среди множества логических законов и правил, к которым относятся, например, правила определения и деления понятий, правила доказательства и др., традиционная логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало и какую бы логическую операцию ни выполняло. Их принято называть основными формальнологическими законами в отличие от законов диалектического мышления, изучаемых диалектической логикой.
В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми. Они формируются независимо от воли и желания человека на основе многовековой практики человеческого познания. Законы формальной логики формируются на основе познания определенных свойств и отношений предметов действительности: их качественной определенности, относительной устойчивости, обусловленности другими предметами. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, законы формальной логики не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредованное всей общественно-исторической практикой человечества.
1 Законы логики и принципы правильного мышления
Современное понятие закона лотки возникло в рамках символической логики: при этом было выяснено, что существует бесконечное множество законов этого типа. Мы подчеркиваем это в противовес распространенному - идущем) от традиционной логики - представлению о том, что в формальной логике есть три, а по другому мнению, четыре закона, которые называют при этом «ОСНОВНЫМИ» законами (основными и единственными). Имеются в виду три закона - закон тождества, закон противоречия, чакон исключенного третьего - сформулированные еще Аристотелем, и закон достаточного основания, введенный в логику Г. Лейбницем.
«Аристотель сформулировал упомянутые законы, критикуя современные ему философские течения. Еще в V веке до н. э. Гераклит - основоположник диалектики - сформулировал принцип, что в мире нет ничего вечного, постоянного, «все течет, все изменяется». При качественных изменениях обычны не просто переходы явлений из одних качественных состояний в другие, но часто и в свою противоположность. Противоположности добра и зла полезного и вредного, справедливого и несправедливого, горячего и холодного, отталкивания и притяжения и ТОМ) подобные взаимодействия составляют часто лишь различные аспекты одних и тех же явлений, представляют различные тенденции их развития. Из этих взглядов Гераклита и других античных диалектиков были сделаны крайние выводы.
Согласно взглядам философов, которые были названы релятивистами (Крати.т и др.). в мире все абсолютно относительно и вообще нет ничего определенною, а поэтому невозможно никакое истинное знание. Аристотель возражал релятивистам так: «Если мы имеем два противоречащих высказывания. ТО есть таких, в одном из которых (А) что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается (не - А), то по крайней мере одно из них истинно». Иначе говоря, противоречащие высказывания не могут быть оба ложными. Это действительно один из законов логики - закон исключенного третьего.
Другая крайность, которую представляли философы-софисты (Протагор, Горгий и др.) состояла в утверждении, что наоборот, все, что бы мы ни утверждали или отрицали, является ИСТИННЫМ: «И как кому кажется, так оно и есть!» На это Аристотель отвечал, что из двух указанных типов высказываний А и не - А, по крайней мере, одно является ложным или, иначе говоря, противоречащие друг другу высказывания не могут быть оба ИСТИННЫМИ. Это - тоже закон логики. Он получил название закон противоречия.
Против абсолютизации относительности качественных различий предметов и явлений и изменчивости вещей и явлений Аристотель возражал, что в относительном, изменчивом всегда есть качественно определенное (что именно и является объектом изменения).
Существование определенности в рамках изменчивости хорошо демонстрирует нам современная наука, особенно теория микрочастиц. Известно, что многие частицы «живут» лишь миллионные или даже миллиардные доли секунды. Казалось бы о них вообще ничего нельзя высказать, поскольку стоит лишь даже произнеси! первую букву названия частицы, как ее давно уже нет в действительности... Тем не менее физики определяю! массы, заряды, моменты вращения, в ряде случаен даже и строение таких частиц, хорошо отличая одни частицы от других. К нашему счастью, наше мышление при рассуждении о вещах «не гоняется» за ними, не идет параллельно их развитию».
Софистика и релятивизм в процессах познания связаны с неправильным употреблением языка, с неопределенностью значений употребляемых слов и языковых выражений вообще. В действительном процессе мышления всякий человек, указывал Аристотель, вкладывает в свои слова какое-нибудь значение и для себя и для другого. Это необходимо для того чтобы вообще возможно было рассуждение: «Если же у слои нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслишь каждый раз что-нибудь одно...».
Итак, Аристотель формулирует здесь важное требование к мышлению, необходимое условие его логической правильности: рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необходимо выделять в них нечто качественно определенное, устойчивое, относительно тождественное, придавая таким образом словам, в которых выражаются мысли, определенное предметное значение. Это требование относится, в частности, и к нашим понятиям, которые должны иметь определенное содержание и сохранять свою определенность в процессах рассуждения (не допускать подмены одних понятий другими и смешения слов с различными значениями). Это требование получило в логике название закона тождества.
Как мы уже сказали, появлению в логике «четвертого закона» она обязана Г. Лейбницу. То что называют законом достаточного основания, есть также определенное требование, необходимое условие правильности нашего мышления. Оно состоит в том, что в процессе познания можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании. Правда, сам Г. Лейбниц и традиционная логика после пего не выяснили, что именно есть достаточное основание для признания истинности некоторого высказывания.
В некоторой мере указание на это содержится в приведенном выше определении истины, в котором мы использовали результаты исследования понятия истины польским логиком А. Тарским (применившем для этого точные методы современной логики): достаточным основанием истинности высказывания является наличие в действительности той ситуации, которую оно описывает и наличие которой утверждает. Другое дело, что сами ситуации бывают весьма сложными и не всегда ясными; к тому же не всегда просто установить наличие или отсутствие какой-либо ситуации. Полому требование Г. Лейбница чаще всего приходится понимать как стремление к максимальному обоснованию (подтверждению) выдвигаемых и принимаемых нами утверждений.
ИЗ последнего изложения нетрудно обнаружить, что в традиционной логике смешаны принципиально различные понятия: такие, с одной стороны, как законы логики и, с другой - логические принципы, логические требования, как необходимые, наиболее общие условия логической правильности нашего мышления.
Законы логики представляю собой объективные не зависящие от человека связи между мыслями, например, между высказываниями, обусловленные их логическими содержаниями. Сами эти логические содержания являются отражением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений, реально предшествующих.
Логические же принципы (требования) — это определенные установки, положения, к осуществлению которых человек должен стремиться, но которые, в конце концов, могут умышленно пли неумышленно не выполняться или, как говорят, «нарушаться».
Из перечисленных нами, так называемых основных законов логики два первых — исключенного третьего и противоречия — действительно являются законами логики. Что касается законов тождества и достаточного основания — это ЛИШЬ более или менее определенные требования. Впрочем, в современной логике действительно есть закон тождества. Он — насколько возможно выявить его смысл на данном этапе изложения материала — представляет собой так лее. как и другие законы, определенную, хотя в данном случае и тривиальную связь между высказываниями: «Если какое-то высказывание А истинно, то оно истинно». (Ясно, что каждый закон представляет и определенное требование к нашему мышлению, по крайней мере, требование рассуждать в соответствии с этим законом. Законы противоречия и исключенного третьего часто трактоваться в логике именно как некоторые требования. Можно сказать, что из закона исключенного третьего вытекает одно из условий (и конечно, требование) определенности нашего мышления. Оно состоит в следующем: «На всякий правильно поставленный вопрос о наличии или отсутствии у предмета тех или иных свойств, о наличии или отсутствии той или иной ситуации в действительности, необходим, в конечном счете, положительный или отрицательный ответ, то есть принятие высказывания Л или его отрицания (неверно, что Л)>.
Из закона противоречия вытекает, очевидно, принцип не противоречия:
«Утверждая (принимая) некоторое утверждение А не отвергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хочешь говорить ложного)».
Это требование к человеку быть последовательным в своих рассуждениях. Нужно сказать, что требование непротиворечивости нашего знания является центральным в научном мышлении и обычно строго выполняется. При возникновении противоречия в том или ином процессе познания или в составе некоторого знания ученые всегда стремятся устранить его. Вместе с тем появление противоречий в процессе познания отнюдь не редкое явление. Почти в каждой более или менее сложной науке возникают так называемые парадоксы, антиномии — противоречия определенных видов. Не свободна от них даже такая точная наука как математика.
Возникновение противоречий обусловлено зачастую сложностью, многосторонностью предметов, процессов, событий, их связей и отношений в действительности. К противоречиям приводят, в частности, отмеченные выше «противоречия» в самих предметах, их способность проявлять себя противоположным образом в разных ситуациях и даже наличие в них в одно и то же время взаимоисключающих сторон, тенденции. Нельзя не сказать также и о нашем неумении различить в некоторых случаях качественно различные явления, характеристики объектов, учесть все обстоятельства того или иного явления и т. п.
Хороший пример того, как легко впасть в противоречие даже весьма умному человеку, показывает И. С. Тургенев в романе «Рудин». Герой романа Пегасов, как вы помните, будучи человеком оригинального склада ума и особого склада характера, возмущается, что люди претендуют на наличие у них каких-то убеждений, носятся с ними, уважения к ним требуют. К нему обращается Рудин:
Именно в силу того, что упомянутые нами законы логики в истории логики были истолкованы прежде всего как некоторые требования и в силу важности этих требований, появилась их характеристика как основных законов логики, мы назовем эти требования основными принципами логически правильного мышления. К ним относятся: принцип исключенного третьего, принцип не противоречия, принцип тождества, как он изложен выше в соответствии с Аристотелем, и принцип достаточного основания.
Значение логической правильности мышления, подчеркнем еще раз состоит в том, что она является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является многосторонним, имеет много аспектов и они найдут отражение в данной книге. Сейчас же важно уяснить наиболее общие черты правильного мышления. К их числу относят определенность мышления, последовательность и доказательность.