Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:41, контрольная работа
Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо узнать, что такое логика, ее виды; правила определений; классификация категорических суждений по количеству и качеству.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Определение, его виды…………………………………………………………………5
2.Правила определения, ошибки определения ……………………………..8
3.Классификация категорических суждений по количеству
и качеству …………………………………………………………………………………………14
4.Заключение……………………………………………………………………………………16
5.Список использованных источников…………………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Определение, его виды…………………………………………………………………5
2.Правила определения, ошибки определения ……………………………..8
3.Классификация категорических суждений по количеству
и качеству
………………………………………………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованных источников…………………………………………….17
Введение
Язык, как известно, представляет собой средство коммуникации, общения между людьми, с помощью которого они обмениваются друг с другом мыслями, той или иной информацией. Мысль находит свое выражение именно в языке, без такого выражения мысли одного человека оказываются недоступными другому. Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов. В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий. Стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении - то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся. Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо узнать, что такое логика, ее виды; правила определений; классификация категорических суждений по количеству и качеству.
1.Определение, его виды
Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.
С помощью определения
понятий мы можем раскрывать содержание
понятия и тем самым отличать
мыслимые в нем предметы от других
предметов. Так, например, давая определение
понятия “трапеция”, мы отличаем его
от других четырехугольников - ромба, квадрата,
прямоугольника или параллелограмма:
“Трапеция - четырехугольник, у которого
две стороны параллельны, а две
другие - не параллельны” ( 1). Приведем
еще несколько примеров определений
понятий, взятых из школьных учебников:
“Вещества, растворы которых проводят
электрический ток, называются электролитами”
(2); “Флорой называют видовой состав
растений, произрастающих на той или
иной территории” (3); “Естественный
отбор - процесс выживания наиболее
приспособленных особей, который
ведет к преимущественному
Явные и неявные определения
В явном определении понятие, содержание которого надо раскрыть, называется определяемым, а то понятие, посредством которого оно определяется, называется определяющим. Явное определение устанавливает между ними отношение равенства их объемов, т.е. отношение эквивалентности. В неявном определении место определяющего понятия занимают контекст, набор аксиом или описание способа построения определяемого объекта.
Реальные и номинальные определения
Определение будет реальным,
если в нем перечисляются
С помощью номинальных
определений вводятся также новые
термины, краткие имена взамен более
сложных описаний предметов. Например,
“Промышленным роботом
Путем номинальных определений вводятся и знаки, заменяющие термины. Например, “Конъюнкция обозначается знаками & или Щ“, “С - скорость света”, “Тангенс угла a обозначается как tg a“ и т.д.
Наиболее важным среди реальных определений является определение через ближайший род и видовое отличие. Суть этого определения в том, что сначала устанавливается родовой признак, свойственный мыслимому в понятии предмету, а затем указывается его специфический, видовой признак (или несколько таких признаков).
Например:
1. “Голография - метод
получения объемного
2. “Кристалл есть твердое
тело, обладающее трехмерной
3. “Гротеск - один из способов
сатирического изображения
Признак, являющийся общим
для класса предметов, из числа которых
выделяется их подкласс, мыслимый в
определяемом понятии, называется родовым
признаком, а сам этот класс - родом.
В приведенных примерах родовым
являются понятия “метод”, “твердое
тело”, “способ сатирического
Признаки, при помощи которых определяемый подкласс предметов выделяется из класса предметов, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием. При определении понятия могут быть указаны один или несколько видовых признаков.
Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение. Оно часто встречается в школьных учебниках. Генетическим называется определение, в котором указывается способ, которым образуется только данный предмет, и шкакой другой (это его видовое отличие). Приведем несколько примеров генетических определений из области математики и химии.
1. Круглый конус может
быть получен вращением
2. Шар - это геометрическое
тело, образованное вращением
3. Кислотами называются
сложные вещества, образующиеся
из кислотных остатков и
Еще одной разновидностью родовидового определения является операциональное определение, в котором мыслимые в нем предметы выделяются с помощью указания тех или иных операций, выполнение которых дает возможность отличать эти предметы от других. Например: “Щелочь это жидкость, окрашивающая лакмус в синий цвет”.
2. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
1. Определение должно быть
соразмерным, т.е. объем
Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:
а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следующих определениях: “Гравитация - это взаимодействие двух материальных тел”; “Лампа - источник света”. Понятие “окружность” неправильно определяется так: “Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля”. С помощью этого определения нельзя отличить понятие “окружность” от понятия “дуга”, так как не указано, что окружность - это кривая замкнутая линия;
б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, “совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки” (а перед обществом?);
в) Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое. Например, “бочка - сосуд для хранения жидкостей”. С одной стороны, это широкое определение, так как сосудом для хранения жидкостей может быть и чайниц, и ведро, и т.д.; с другой стороны, это узкое определение, так как бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей.
2. Определение не должно
содержать круга. Круг
В определении “вращение есть движение вокруг своей оси” будет допущен круг, если до этого понятие “ось” было определено через понятие “вращение” («ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение”).
Круг возникает и тогда,
когда определяемое понятие характеризуется
через него же, лишь выраженное иными
словами, или когда определяемое
понятие включается в определяющее
понятие в качестве его части.
Такие определения носят
Не могут считаться определениями из-за их тавтологичности следующие фразы: “Детектор - прибор, осуществляющий детектирование”, “Парамагнетик - вещество, обнаруживающее парамагнетизм”, “Сверхпроводник - вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости”, “Ферромагнетик - вещество, обнаруживающее ферромагнетизм”, “Фильтрование - процесс разделения с помощью фильтра”.
Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как “масляное масло”, “трудоемкий труд”, “порученное поручение”, “прогрессирующий прогресс”, “ заданная задача”, “изобрету изобретение”, “поиграем в игру”, “памятный сувенир”, “подытожим итоги” и др.
3. Определение должно быть
четким, ясным. Это правило означает,
что смысл и объем понятий,
входящих в определение,
Не будут корректными
определениями следующие
Классификация категорических суждений
Категорические суждения делятся: по качеству и по количеству. А так как любое суждение имеет и количественную и качественную характеристику, их принято делить еще и по объединенной классификации.
1) Деление суждений по качеству. По данному критерию суждения бывают:
– утвердительные – это суждения, выражающие принадлежность предмету некоторого признака (S есть Р);
– отрицательные – это суждения, выражающие отсутствие у предмета некоторого признака (S не есть Р).
Утвердительное и
2) Деление суждений по
количеству. Утверждать или отрицать
можно об одном предмете, о
части предметов некоторого
– единичные – это
суждения, в которых что–либо утверждается
или отрицается об одном предмете
(Эта картина – образец
– частные – это суждения, в которых что–либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: «некоторые», «многие» и др. Схема: «Некоторые S суть Р» и «Некоторые S не суть Р». В зависимости от значения, в котором употребляется слово «некоторые», различают два вида частных суждений: